Сергей Азарин.
Список кинофильмов, впервые увиденных в 2017 году



ДЕКАБРЬ



«Дочь Бога» (“Exposed / Daughter of God”, directed by Declan Dale, 2015) - (+6,
     Declan Dale - это псевдоним Gee Malik Linton.
     Written by Gee Malik Linton.
     Music by Carlos José Alvares.

     Вполне нормальная драма, с литературно красивой, хоть и ужасно трагичной, развязкой. Всё развивается медленно, несколько сюжетных линий, вроде как не связанных друг с другом, постепенно вся мозаика сводится в одну картину. Есть несколько странных мистических эпизодов, но основные события не захватывают внимание, и всё же моё любопытство позволило досмотреть фильм до конца, чтобы получить своё зрительское вознаграждение.
     Показано, насколько вся эта земная жизнь наполнена злом и трагедиями, что радости нет ни в чём, и даже если находится источник душевного утешения, то в реальности он может быть просто ещё одной ловушкой, ведущей к ещё одной беде.
     Вобщем, грустное кино о тоскливой и безнадёжной жизни... И чтобы понять, насколько глубоко в Мир Печали и Тоски режиссёр отправил своих зрителей, нужно досидеть до финала.
     В ролях: Ана де Армас (Ana de Armas), Киану Ривз (Keanu Reeves), Мира Сорвино (Mira Sorvino))



«Пятьдесят оттенков серого» (“Fifty Shades of Grey”, directed by Sam Taylor-Johnson, 2015) - (+5,
     Based on the Novel (20 июня 2011) by E.L.James.
     Screenplay by Kelly Marcel.

     Первое, что мне стало загадкой: почему Кристиан именно миллиардер? А что, других вариантов не было? И ещё, на миллиардера он совсем не похож, и из-за того, чем забита его голова, Кристиан больше смахивает на обычного офисного работника. Непонятно, как он стал миллиардером с такими куриными мозгами. Писательница явно имеет весьма смутные представления о людях, которые управляют компаниями с большим оборотом финансовых средств, персонала и имущества. Видимо, в её понимании, все миллиардеры только и делают, что целыми днями трахают баб. Вот самое первое, что он сказал, о том, что хорошо разбирается в людях, и умеет ими управлять. И весь фильм нам показывают, что совершенно не может управиться даже со студенткой, не разбирается в её мотивах, не понимает ход её мыслей, и больше она управляла им, чем он ей. Тут ещё надо разобраться, кто из них больший доминант. Потратил столько времени, чтобы пару раз потрахаться и пошлёпать студентку ремнём по заду? Офигенный он миллиардер... Подарил девочке карандаш, дешёвый ноутбук и дурацкий автомобиль, покатал на вертолёте, взамен, украл у неё раритетную модель авто, продал за большие деньги и зажулил их.
     Совершенно не верилось в реальность такой связи, у этих людей разные полюса жизни. Никакой любви здесь нет и не могло быть. Если студентка могла влюбиться в фотографию на обложке журнала, которая вдруг ожила и говорит, то от миллиардера (ладно, пусть) в адрес непонятной какой-то там студентки, едва научившейся говорить, такого ждать вообще невозможно. Она для него не больше чем тень. Между ними не могло быть ничего общего, ничем она не могла бы его заинтересовать, даже своим телом, им даже поговорить не о чем. Это совершенно пустые отношения. Для такой связи, как в фильме, должна была быть некая искра, мощный интерес, и Настенька должна была превосходить Кристиана интеллектуально, чтобы не деньгами и славой, но умом быть на его уровне.

     Вот, интересный фрагмент из диалога, над финалом которого я даже прям засмеялся:

     - Мне интересно, сколько женщин тут спали?
     - Пятьнадцать.
     - Да, немало.
     - Напоминаю, если хочешь уйти, то...
     - Я не хочу уходить, просто я не в восторге от того, что ты будешь пытать меня в своей Красной Комнате Боли.
     - Я бы назвал её Комнатой Наслаждений, вот увидишь...
     - А мы будем ходить в рестораны и в кино?
     - Я не романтик.


     Из истории, как я понял, Кристиан начал практиковать в своей "комнате боли" с 21 года. По фильму ему уже 27 лет. За этот срок у него было 15 женщин. Хорошо. Подсчёты приблизительны, не претендуют на точность. 6 лет * 365 : 15 = по 146 дней на каждую женщину. И это не просто 146 дней, а время на то, чтобы найти подходящую кандидатуру, "чтобы возбуждала", уговорить её на подписание контракта, и успеть провести хоть несколько сеансов, чтобы оправдать потраченное время, а потом тут же должна появиться следующая. Судя по тому, сколько он бегал за Настенькой, явно в этот срок не смог бы уложиться. Да и ещё при этом он должен был успевать заниматься бизнесом и становиться миллиардером. Это должен был быть настоящий конвейер, иначе, у него не было времени на деловую деятельность, всё же секс такого рода, хоть и стимулирует, но на какое-то время должен быть долгий отходняк. Где уж тут ковать миллиарды, ему бы не забыть девушку развязать и отпустить помыться...
     Вобщем, сказка про Золушку и Принца-с-наручниками-и-плёткой явно провалилась. После такого нужна срочная терапия через просмотр фильма "Красотка" (Pretty Woman, 1990). От Эдварда Льюиса исходила мощнейшая аура богатства, во что верилось безоговорочно, но от Кристиана - какая-то пустота. Вот выражение его лица, когда Настенька потребовала вернуть деньги за проданный автомобиль, явно было обиженным, словно Кристиан последние деньги на метро вынужден был отдать... Персонажи истории “Fifty Shades of Grey” - не зародили в моём зрительском сердце никакой симпатии. Как говорит Вячеслав Мальцев, известный политик: "Что у них в башке?". Ожидал большего от сюжета, особенно на фоне той истерии, которую когда-то видел вокруг этого литературного произведения. Говорят, что Оттенки превзошли истерику по Гарри Поттеру и Сумеркам. Оказывается, чем больше истерики вокруг чего-то, тем больше пустоты и безмыслия там можно найти.
     Да, ещё важный момент. Я доволен саундтреком. Ну хоть что-то, за что можно похвалить фильм. И только из-за музыки ставлю такую высокую оценку.
     В ролях: Джейми Дорнан (Jamie Dornan), Дакота Джонсон (Dakota Johnson))



«На пятьдесят оттенков темнее» (“Fifty Shades Darker”, directed by James Foley, 2017) - (+5,
     Based on the Novel (17 апреля 2012) by E.L.James.
     Screenplay by Niall Leonard.

     Не мог не посмотреть вторую часть, чтобы найти подтверждение своим мыслям, или увидеть опровержение. Всегда есть что-то, что может изменить мнение. Всегда нужно давать шанс, второй, и даже третий. Кстати, о третьем. Говорят, в следующем году, уже через пару месяцев, выйдет третья серия оттенков.
     Качество картинки во второй серии существенно изменилось в лучшую сторону. Содержание стало ещё более сладким. Вобщем, это чрезмерно гладкая, чрезмерно сладкая, чрезмерно идеальная сказка про маленькую девочку, которая мечтала встретить принца, богатого, красивого, сильного, и чтобы принц был без ума от неё, готовым на всё, ради неё, и выйти за него замуж, и её мечта сбылась. Теперь понятно, почему нужен был именно миллиардер, который ходит в магазин, чтобы купить авиакомпанию, на которого работают 40 тысяч человек, который зарабатывает около 800 млн долларов в год. Для сюжета нужна была чрезмерно высокая планка по финансовому положению. Конечно, в реальности всё иначе, но ведь сказки нужны для того, чтобы убежать от реальности, чтобы помечтать о красивом и радостном, чтобы ощутить в себе силы к продолжению жизни, серой и, на первый взгляд (да и на второй), бессмысленной.
     Сказки Мира ХавардАР несколько иные - в них есть чудеса, волшебство, красота и радость, но в них есть и реальность, и иногда ситуации даже более жёсткие, чем в реальности. Это существенно, Сказки Мира ХавардАР не уводят человека в мир ошибочных фантазий, но проясняют понимание, очищают дорогу, облегчают путь в реальной жизни - и это не только мнение автора, но и многих читателей, которые с большим удовольствием погрузились в этот Мир.
     Дальше...
     "Оттенки" слишком уж похожи на "Сумерки". В обоих случаях есть некая большая семья, и мальчик от этой семьи влюбляется в девушку не из их мира, в обычную девушку, которая постепенно завоёвывает симпатию семьи и входит в круг. В "Сумерках" - вампиры, в "Оттенках" - очень богатые бизнесмены. Эдвард кушал кровь людей, Кристиан истязал женщин. Белла изменила менталитет Эдварда, Настенька изменила менталитет Кристиана. Конечно, кушать людей Эдвард не перестал, а Кристиан не выбросил плётки и ремни. Но изменения наступили. Эдвард кушал кровь, не разбрызгивая на пол, а Кристиан стал культурно "истязать" свою возлюбленную, по её настойчивому желанию.
     И последнее, что хотел сказать. Было бы прикольно, если бы в финале этой истории открылось, что вся эта суета Золушки и Принца-с-наручниками на самом деле - не более, чем обычная эротическая ночная фантазия одинокой и грустной девушки-студентки, которая живёт в маленькой квартирке в непрестижном районе, и стены своей квартирки увешивает портретами Принца, вырезанными из журналов. И когда наступает утро, дневные заботы возвращают её в неприглядную реальность. Это было бы жёстко, но это было бы правдиво.
     Если доведётся, то через 2-3 месяца узнаю финал...
     В ролях: Дакота Джонсон (Dakota Johnson), Джейми Дорнан (Jamie Dornan), Ким Бейсингер (Kim Basinger))



«Голем» (“The Limehouse Golem”, directed by Juan Carlos Medina, 2016) - (+5,
     Screenplay by Jane Goldman.
     Based on the Novel "Dan Leno and the Limehouse Golem" (1994) by Peter Ackroyd.

     Мрачный детектив, чем-то напоминает "Город грехов", такая же тёмная, медленная, затуманенная грустью (иногда прерываемая смехом и аплодисментами) атмосфера, только цветная, иногда кричаще цветная, может даже в стиле Вонг Кар-Вая. Сюжет простой: кто тут главный убийца становится ясно достаточно быстро, остаётся дождаться, как будет преподнесена разгадка, ведь в этом всё дело, в красоте преподнесения того, что зритель уже знает. Можно привести в пример ещё фильм "Из ада", наверное, по части демонстрации кровянки и расчленёнки, тут два фильма конкурируют: в "Големе" отпиливание головы, в "Из ада" кипячение вырезанного сердца в чайнике. На мой взгляд, убийца в "Големе" гораздо интереснее личность, чем Джек Потрошитель, жаль только, что фильм как таковой не увлекательный, и больше похож на телепьесу, чем на художественный. Ещё из плюсов то, что в диалогах много интересных и красивых цитат, уж по крайней мере хотя бы с этой точки зрения его можно посмотреть, насладиться. Моё внимание привлекли только три актёра, у каждого своя уникальность: у Билла Найи некое изящество в манерах, танцующая грация; Мария Вальверде, безусловно, красавица, персонаж у неё несколько чокнутый, особенно в финале это проявится; а Оливия Кук воплотила на экране интересного персонажа, с его историей, с настоящей драмой с тёмными последствиями.
     На мой взгляд, режиссёру не совсем удалось преподнести эту историю во всей её красоте и глубине ужаса.
     В ролях: Билл Найи (Bill Nighy), Оливия Кук (Olivia Cooke), Мария Вальверде (María Valverde))



«Супер 8» (“Super 8”, directed by J.J. Abrams, 2011) - (+5,
     Построение фильма мне сразу напомнило "Визит" (The Visit, 2015), в основе - стимуляция подрастающего поколения снимать фильмы, в обоих случаях Абрамс и Шьямалан показывают все основные моменты этого процесса, ну а остальное - подскажет фантазия.
     Если оценивать фильм на общем плане, то конечно же, почти копия "Оно". Дети, объединённые одним интересом, и монстр, конечно же, инопланетный. Ну и ещё один штрих: в кампании детей есть девочка, в которую влюблены два мальчика. Структура Стивена Кинга воплощена во всей красе, но на новом уровне. Однако фильм мне понравился. Это красивая, интересная, загадочная, хорошо исполненная детская сказка. Но, у Стивена Кинга больше реализма.
     По фильму несколько вопросов. Например, катакомбы монстра, там висят люди кверх ногами, его пирожки, которыми он подкреплялся, пока обдумывал, как построить космический корабль. И вот, дети залезли в катакомбы, и начали спасать некоторых людей, а они, провисев так много вниз головой, встали как ни в чём не бывало и бодренько побежали, особенно та женщина с бигудями, уж как она орала. Ну и военные, или люди, которые похожи на военных. Почему они такие убийцы? И при этом всё равно оказались бесполезными, монстру никакого вреда.
     Да, ещё, по характеру взаимоотношений монстра и людей мне сильно напомнило фильм "Живое". Можно скопировать мои размышления о том фильме сюда, лишь заменив названия и обстоятельства, а угадал я очень точно, в "Супер 8" прям так всё и подтвердили.
     Финал мне понравился. Пришельцу повезло, смог сбежать с этой планеты, где живут самые настоящие жуткие чудовища. Равносильно тому, как в некоторых фантастических фильмах люди сбегают с других планет, где обитают ещё более страшные чудовища, чем они сами.
     Философский фильм. Человечеству надо задуматься, кто оно есть во Вселенной)



«Гостья» (“The Host”, directed by Andrew Niccol, 2013) - (+4,
     Остановился на таймере 52 минуты 52 секунды, на том месте где Джэйми и Странница\Мелани сидят в пещере со светлячками и восторгаются. Особенно было странно, почему Странница восхищалась этому? Судя по её реальному внешнему виду, должны были бы интересовать совсем другие образы. У ней восприятие совсем другое, ну и что, что она подсоединилась к иной физической форме, это просто скафандр, а видеть и чувствовать она должна совсем другое. Остановился потому, что более не смог выдержать, слишком много бреда, надо с перерывом.





     За первую часть, так её назову, от 00:00:00 до 00:52:52, ставлю +4 балла.
     Что за странные имена? "Странница", "Искатель", "Целитель"... а у мужика, который управлял вертолётом, сопровождая Искателя, какое имя? "Водитель вертолёта"? А у тех инопланетян, которые как муж и жена мерно гуляли по дорожке, толкая перед собой коляску с ребёнком, какие имена? Или у африканского мальчика с копьём? Зачем это всё? Зачем они прилетели в земной мир? Чтобы копить имущество и плодиться, как прошлая цивилизация? Тогда в чём их отличие, и в чём смысл таких путешествий? Ну хорошо, как инопланетянка-Искатель сказала, что они не изменяют мир, они изучают и улучшают мир. И в чём состоит такое улучшение? То, что все переоделись в белое и катаются на блестящих автомобилях? Когда инопланетяне захватили тела людей, то в земном мире более не стало насилия? Интересно, а можно ли считать насилием, когда есть намеренное удержание взаперти, ежедневные допросы, строгий контроль за жизнью, чётко определённая иерархия, преследование, ограничение свободы? По-моему, даже если есть хоть тень от конструкции начальник-подчинённый, то насилие неизбежно. Не обязательно, что насилие - это Джейсон Вурхис и мачете. Насилие - это и пропаганда по телевизору, и ограниченное право на перемещение, даже разграничение обязанностей, которые кто-то вынужден выполнять без желания.
     Но самое главное. Если все инопланетяне выглядят, как то существо, которое вселели в тело Мелани, то как-то странно, что они польстились на весьма недалёкие и даже мерзкие земные удовольствия. Вот они жили в каком-то особом мире, а потом прилетели сюда, чтобы играть на компьютере, кататься на автомобилях, покупать сковородки и диваны, и плодиться. Странный выбор. Появление нового менталитета меняет окружающий мир. Появление Томаса Эдисона изменило весь земной мир просто самым радикальнейшим образом. А тут, целая огромная раса прилетела из Космоса. И чего? А ничего... Оделись в белое, причесались и пошли перекрашивать автомобили.
     Если будет желание, сегодня на сон грядущий буду смотреть вторую половину...
     В ролях: Сирша Ронан (Saoirse Ronan), Дайан Крюгер (Diane Kruger), Уильям Хёрт (William Hurt), Эмили Браунинг (Emily Browning))



«Гостья» (“The Host”, directed by Andrew Niccol, 2013) - (+3,
     За вторую часть: от 00:52:52 до 02:05:38 - ставлю +3 балла.

     Written by Andrew Niccol.
     Based on the novel (6 мая 2008) by Stephenie Meyer.

     Ну вот, наконец-то я досмотрел этот фильм. Не хотелось оставлять его брошенным, всё же было интересно, к чему приведёт столь странное начало. Никаких особых откровений не увидел, и вообще вторая половина фильма была ещё скучнее первой. Чрезмерная затянутость. Если бы всё то же самое, но на полчаса короче, и сделать и сцены поживее, и диалоги, то получился бы вполне средненький фантастический фильм, а так... спасибо, я хорошо выспался.
     Единственный плюс этому фильму, мне понравилось, что вселённые души (а может и не только, если осмысливать глобально) выходят из тела, если чувствуют добро, прыгая в любящие руки. Только любовь в основе рождения и смерти. Перед тем, как изъять душу, к телу протягиваются любящие руки (например, ангела, если называть общими категориями), и душа, исстрадавшаяся во плоти, прыгает на подставленные ладони... И уносится к Богу. Красиво...)



«Властелин колец: Братство кольца» (полная версия) (“The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring” (Ultimate Edition), directed by Peter Jackson, 2001) - (+10,
     длительность полной версии: 03:48:18, сам фильм заканчивается 03:20:43, дальше идут титры
     длительность кинотеатральной версии (коллекционное CD-издание): 02:51:00, сам фильм заканчивается 02:43:41, дальше идут титры

     Наверное, лет десять всё откладывал просмотр полной версии кинотрилогии "Властелин Колец", хотелось дождаться особого настроения, чтобы погрузиться в сказку полностью. И вот, дождался... Как-то всё само собой получилось, просто включил и начал смотреть. И чтобы растянуть удовольствие, решил смотреть примерно по часу в день, точнее, по часу перед сном, благо, что Питер Джексон постарался на славу, чтобы это условие в той или иной степени было выполнено.
     Конечно, выпускать на экраны полную версию было невозможно, и я восхищаюсь тому, как гармонично были составлены кинотеатральные версии, с учётом того, какие эпизоды были удалены. Да, полная версия должна существовать, это просто как Эверест, он должен быть - и всё. Но, посмотрев первую часть, скажу так: если просто войти в этот мир, то достаточно посмотреть усечённую версию, она вполне самодостаточна. Любителям этого мира, конечно, нужно в обязательном порядке смотреть полную версию. Даже для того, чтобы ещё раз убедиться, насколько Питер Джексон глубоко проникся этой книгой, с какой любовью он отнёсся к произведению, чтобы создать такой киношедевр, не побоюсь этого определения.
     Смотрел версию, где основная дублированная дорожка была дополнена закадровыми вставками от "Позитив-MM". Некоторые фрагменты вполне удачно были переведены, но некоторые моменты меня огорчили. Например, Питер Джексон специально задумывал, чтобы эльфийская речь звучала в оригинале, сопровождаемая субтитрами, дабы зритель глубже вошёл в Мир Толкина, услышал эту музыку, осознал уникальность. Ну а переводчики лишили зрителя этой уникальности. Конечно, понять можно, это было сделано для тех, кто не умеет читать, а таких зрителей большинство. Ну ладно, благо, что особым любителям никто не запрещает смотреть кино в оригинале. Кстати, первую часть в кинотеатральной версии я смотрел с оригинальной звуковой дорожкой и без субтитров раз двадцать, не меньше, это просто восхитительно.
     Я доволен, что наконец-то начал смотреть эту сказку в полной версии. Причём, настолько, что как только закончилась первая часть, сразу начал смотреть вторую, остановился, где Смеагол, Фродо и Сэм ковыряются у Чёрных Ворот...
     Кстати, я ещё и трилогию "Хоббит" в полной версии не смотрел, так что, скорей всего, сразу, как только завершу "Властелина Колец", начну "Хоббита". Вот это сказка! Хорошо!)



«Властелин колец: Две Башни» (полная версия) (“The Lord of the Rings: The Two Towers” (Ultimate Edition), directed by Peter Jackson, 2002) - (+10,
     длительность полной версии: 03:55:31, сам фильм заканчивается 03:34:52, дальше идут титры
     длительность кинотеатральной версии (коллекционное CD-издание): 02:52:00, сам фильм заканчивается 02:44:36, дальше идут титры

     Не удержался и за две ночи посмотрел вторую серию, насладился красивой картинкой в полной мере. У меня были вопросы, теперь нашлись ответы. Один из главных вопросов: куда делись урук-хаи? Ведь, когда в кинотеатрельной версии Гэндальф и армия роххиримов снизошла, словно горная лавина, на остатки армии Сарумана, не показали, чем конкретно всё закончилось, только начало атаки, а потом сразу крики Теодена: "Победа!". А вот в полной версии всё показано, и битва полностью, и последствия. Как оказалось, урук-хаи, тех, кого не убили, побежали прятаться в лес, что стало их ошибкой, ибо лес - ожил. По всей видимости, их просто раздавили корнями. Ну и более полная картина приключений Мерри и Пиппина в лесу Фангорна, как они пили воду, как они уговаривали Фангорна на боевые действия. Ещё был фрагмент как Денетор отправляет своего сына, Боромира, с тайным заданием в Ривенделл, дабы изловчиться и украсть Кольцо Саурона. Ну и то, как Денетор постоянно смешивает с грязью своего второго сына, Фарамира, который в итоге оказался весьма разумным человеком. Были ещё две любопытные сцены, которые, согласен, надо было вырезать: одна - монолог Фарамира над телом убитого наёмника, вторая - избиение ногами Смеагола, - явно, что лишние, не знаю, зачем их Джексон вообще делал. В остальном скажу так, что доволен до невозможности, что посмотрел в полной версии и вторую серию. Не мог не начать сразу смотреть и третью серию, но - чуть-чуть. Видел, как были убиты Саруман и Грима, остановился на том моменте, когда Пиппин\Перегрин передаёт палантир Гэндальфу... Интересно, какие сцены были ещё добавлены, судя по таймеру - это где-то на +57 минут. Прекрасно! Сказка ждёт!)



«Властелин колец: Возвращение Короля» (полная версия) (“The Lord of the Rings: The Return of the King” (Ultimate Edition), directed by Peter Jackson, 2003) - (+10,
     длительность полной версии: 04:23:16, сам фильм заканчивается 04:01:26, дальше идут титры
     длительность кинотеатральной версии (коллекционное CD-издание): 03:12:44, сам фильм заканчивается 03:04:10, дальше идут титры

     Что сказать, Питер Джексон - величайший гений, создавший колоссально высокого уровня киношедевр, экранизировав роман Толкина "Властелин колец".
     Две ночи по два часа - и третью серию посмотрел. Полная версия дала ответы на некоторые вопросы. Например, почему Гэндальф боялся встречаться с королём Назгулов, и не зря, при первом же их столкновении Гэндальфу пришлось лишиться посоха и пасть на землю, обретя боль. Не понимаю, почему Джексон вырезал этот момент из кинотеатральной версии, это важно, но оставил полную версию слёзного прощания в Серых Гаванях, когда провожали Фродо. Зато выстроилась полная картина Пелленорской битвы, так и знал, что в кинотеатральной показали не всё, теперь все нити сложились в правильный узор. И ещё главный момент, был у меня вопрос, как Эовин (Eowyn) закадрила Фарамира, в полной версии показали не только это, но и то, что она умерла на поле битвы, и что Арагорн вернул её к жизни, это значительные моменты истории. Ну и вопрос у меня был, как Арагорн захватил пиратский флот, в полной версии показали и это. Я читал книгу осенью 1997 года, многое уже конечно не помню, но какие-то остатки памяти сообщают мне, что в книге был эпизод, когда Сэм, овладев кольцом, начинает грезить о своём величии. Я всё ждал, когда?, но, Джексон, видимо, не захотел этим заниматься, решив сделать из кино-Сэма боле чёткую и твёрдую духом фигуру. Наверное, так и надо было.
     Да, ещё, в полной версии диалога у Чёрных Ворот показали какого-то зомби-монстра в шлеме (ему потом Арагорн отрубил голову), весьма неприятного, может и правильно, что это было удалено, а то детям было бы печально смотреть на его зубы.
     По фильму началась четвёртая эпоха, эпоха людей... Вообще, если анализировать события в Арде, то это какое-то странное место, клочок земли, где постоянно все сражаются, но успевают мечтать о прекрасном. И самое главное, ни у кого из жителей нет чёткого понимания, зачем они живут, куда им стремиться, какова цель существования, зачем вообще всё это. Сказки про белые берега Валинора, куда они теоретически могут попасть после жизни в Арде, не особо вдохновляют даже Эльфов (например, Арвен с большим удовольствием пожелала остаться в Арде в объятиях Арагорна, смертного, чем киснуть в благодати Валинора), у жителей нет чёткой программы действий. Землянам в этом плане несказанно повезло. Тут есть хотя бы какие-то религии, которые более-менее проясняют направление развития, выбирай, какая ближе, и следуй. А не нравится, придумай свою. Такое ощущение, что Арданцы - это просто брошенные в клетку живые существа, которым ничего не объяснили. Вот они и живут, как получается, пытаясь самостоятельно понять, где добро, где зло, следуя тому, что ближе. Мне такой Мир не нравится...
     Выбираю Илйаха-Ака, выбираю Мир ХавардАР...

     P.S.
     Немного отдохну и начну смотреть трилогию "Хоббита" в полной версии :)
)