Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
13 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     30 день 5 месяца 13 года
     17 августа 2018, 12:00






     30 день 5 месяца 13 года
     17 августа 2018, 15:16

     Сказка на ночь:

     «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом» (“HHhH”, directed by Cédric Jimenez, 2017)

     Рейнхард Гейдрих - википедия

     Based on the novel "HHhH" by Laurent Binet éditions Grasset & Fasquelle, 2009, Paris, France.
     Screenplay by David Farr and Audrey Diwan and Cédric Jimenez.
     Original score by Guillaume Roussel.

     От фильма с таким названием можно было бы ждать эпичной военной драмы, масштабной реализации, точного исследования биографии Гейдриха, чтобы дать ответ на то, справедливо ли пошутил в их адрес Геринг или нет.

     HHhH - это аббревиатура от изречения «Himmlers Hirn heisst Heydrich» Германа Геринга.

     Увы. Ответов не будет. Такая сложная, маниакальная фигура как Рейнхард Гейдрих для зрителя так и останется загадкой. Нам ничего не расскажут о том, как люди становятся маньяками.

     Зато зрителю покажут - как актриса Миа Васиковска смотрит на трусы мальчика-диверсанта (трусы показывают долго, в полный экран, ибо это очень важно, это всё объясняет); как она танцует перед ним; даже покажут маленький фрагмент её обнажённой груди; а ещё, и это очень важно в биографии Гейдриха, то, как два мальчика обнимаются в затопленном подвале перед тем, как застрелиться.

     Моё сердце запело и запрыгало от восторга от первых кадров, от первых 3 минут 40 секунд. Я думал, что наткнулся на киношедевр, ведь так красиво всё сделано, и сейчас мне покажут крутейшую сказку. Но потом, будто включили какой-то ускоритель. 1929. 1933. 1939. 1941. 27 мая 1942. И - конец. 46 минут 15 секунд. История Гейдриха кончилась. ЧТО?! Но ведь фильм идёт 1 час 59 мин 54 сек с титрами! А дальше - меня обманули. Всё остальное время посвящено рассказу про агентов сопротивления, которые приехали в Чехословакию, чтобы убить Гейдриха.

     Первые 46 минут ещё можно хоть как-то назвать фильмом-биографией, некоторые эпизоды были исполнены весьма эффектно, сразу видно, что режиссёр талантлив, но у него был не очень хороший материал для реализации. То, что было в оставшееся время, просто уничтожило сам фильм. На мой взгляд, всё это можно назвать только одним словом - позор. Во время финальных титров узнал, почему так получилось. Как оказалось, фильм снят по роману. Это не самостоятельный сценарий, никто не сидел, не перерабатывал множество материалов, чтобы слепить шедевр. Но, если это по книге, тогда позор можно простить, ведь писателю, развлекающему аудиторию, не обязательно отвечать для своих читателей на все вопросы, достаточно написать громкое название, которое совершенно не отражает содержания книги. Разочарование.

     Всё-таки, пока непревзойдённым остаётся сериал «Холокост» (“Holocaust”, directed by Marvin J.Chomsky, 1978), да, немного художественного вымысла есть, но здесь всё выстроено достаточно грамотно с исторической точки зрения, указаны все основные этапы развития фигуры Гейдриха, как он стал тем, кого мы знаем, как он придумал то, что шокировало весь мир, показано и то, как отреагировало руководство империи на его смерть, какие были перемены.

     И всё же, я думаю, что Гейдриха убил Гиммлер. Он просто воспользовался столь прекрасной возможностью, чтобы убрать слишком уж сильного политического соперника. Он мог распорядиться, чтобы врачи его осторожно до-убили, заразили бы чем-нибудь. А кто будет разбираться? Есть же факт покушения. Гиммлер не церемонился, когда нужно было выкинуть своего политического соперника из самолёта без парашюта, а Гейдриха так просто не выбросишь. Гейдрих в те годы был на пике своей карьеры, фюрер его уважал, продвигал повсюду, что не могло не вызвать зависти у фермера-неудачника Гиммлера, который никак не мог завоевать сильные позиции в империи. Агенты сопротивления добились лишь того, что дали возможность подняться Гиммлеру на политическом олимпе, и то, что из-за них расстреляли и подвергли немыслимым испытаниям свыше 2000 человек, простых граждан Чехословакии, некоторые говорят, что цифра жертв среди мирного населения была около 5000.

     Такие, как Гейдрих, Эйхман, Гиммлер, Гёт и прочие, изначально были обычными гражданами, не заметишь, если встретишь. У Гиммлера были дырки в заборах вокруг курятников, сквозь которые проникали лисы и похищали кур, этот человек прославился неэффективностью ведения хозяйства, а тут он становится политическим лидером. Маленький человек обретает власть решать, кому жить, кому умереть. И нет никаких сдерживающих институтов, никто не контролирует его власть. В такой ситуации любой сойдёт с ума. Гейдрих был обычным мужиком, военным, трахал баб, хотел медалей, а получил власть и решил убить 11 млн человек только потому, что они не такие, как ему хочется.

     Всё это говорит о том, что власть как таковая, особенно если она бесконтрольная, извращает мозги любому. Каждый находится под угрозой сойти с ума, приняв на себя ответственность за судьбы страны. Один политик сказал, что на четвёртый год власти он утратил связь с реальностью, и не понимал, как живут простые люди, о чём они думают, и был рад, что быстро вернулся в обычную жизнь. Я соглашусь с ним, история показывает на многочисленных примерах - если человек сидит во власти на любом уровне больше 4 лет, то он становится либо патологическим лжецом, либо вором, либо убийцей, либо параноидальным шизофреником, иногда всеми сразу.

     Вот, что Вальтер Шелленберг говорил о Гейдрихе (цитаты из энциклопедии):

     «Речь была нервной и прерывистой, но, хотя он почти никогда не заканчивал предложений, всё же ему удавалось выразить свою мысль вполне отчётливо».

     Человек, который не может закончить предложение, решает, кто полноценный, кто нет, кому жить, кому умереть?

     А вот ещё:

     «Гейдрих обладал невероятно острым восприятием моральных, человеческих, профессиональных и политических слабостей людей, а также отличался способностью схватывать политическую ситуацию в целом. Его необычайно развитый ум дополнялся не менее развитыми недремлющими инстинктами хищного животного, всегда ожидающего опасности, всегда готового действовать быстро и беспощадно».

     Хищное животное получило ничем не ограниченную власть. И что вы хотите от такого человека? Только в сильных демократических обществах возможно контролировать таких людей, если они случайно попадают во власть. Когда есть система сдержек и противовесов, такие люди просто не способны окончательно лишиться разума и навредить всем вокруг. История Гейдриха и его начальника, Гиммлера, как раз об этом. Только в фильме “HHhH” нам об этом ничего не расскажут, зато покажут трусы диверсанта.

     В РОЛЯХ:
     "Гейдрих" - Джейсон Кларк (Jason Clarke)
     "Лина, жена Гейдриха" - Розамунд Пайк (Rosamund Pike)
     "Гиммлер" - Стивен Грэм (Stephen Graham)
     "разглядывающая трусы агента сопротивления" - Миа Васиковска (Mia Wasikowska).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь