Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
13 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     25 день 9 месяца 13 года
     10 декабря 2018, 12:00 + 16:00







     25 день 9 месяца 13 года
     10 декабря 2018, 17:33

     Сказка на ночь:

     «Жестяной барабан» (“Die Blechtrommel”, directed by Volker Schlöndorff, 1979)

     nach dem Roman (1959) von Günter Grass (16 октября 1927 - 13 апреля 2015).
     Drechbuch - Jean-Claude Carrière und Franz Seitz und Volker Schlöndorff.
     Die Dialoge sind von Günter Grass bearbeitet und ergänzt.

     Расти или не расти, развиваться или остановиться, любить или ненавидеть, жить или умереть, бить в барабан или пронзительно кричать. История Оскара Мацерата, который ещё в материнской утробе обрёл мудрость, и, едва появившись на свет, пожелал залезть обратно, но был убеждён матерью, что при достижении трёх лет он получит замечательный подарок - жестяной барабан. Ради этого Оскар остался вне материнской утробы и жил три года, познавая мир взрослых сквозь призму постоянных сомнений и недоверия. В итоге, получив обещанный подарок, пришёл к выводу, что мир взрослых слишком непригляден, и отказался от того, чтобы становиться взрослым, отказался расти, отказался играть по правилам взрослого мира. В мировоззрении Оскара переплелись странным образом творчество Гёте и жизнеописание Распутина.
     История начинается с рассказа о том, каким комичным образом была зачата Агнес, мама Оскара. И не менее странным и загадочным образом был зачат сам Оскар, дитя двух отцов. Агнес была влюблена в двоюродного брата, поляка Яна, и в немца, Альфреда Мацерата. Официально было признано, что он сын Альфреда. И вот, начался путь Оскара, который сравнил два мира и выбрал маленький мир, где всё просто и понятно, где можно бить в барабан и радоваться простым вещам. Чтобы остановить своё развитие, он забрался в погреб и намеренно прыгнул с лестницы вниз головой, что-то себе повредил, и теперь перестал расти, так и оставаясь в теле 3-летнего мальчика. Он постоянно носил с собой барабан, стучал в него день и ночь, мешая и родителям, и учителям, и соседским детям, которые не забывали издеваться над ним.
     Однажды он обрёл свойство пронзительно кричать так, что от звука разбивались стёкла. Это проявилось в нём в тот момент, когда взбешённые родители хотели отобрать барабан. Ну а потом немного практики, и он научился управлять этой силой, даже мог криком нарисовать, нежно треская стекло, сердечко на бокале с вином. Фоном к приключениям Оскара идут события становления нацизма, его развития и распространения. Чем усерднее бил в барабан Оскар, тем больше и больше нацизм обретал силу. Оскар видел, как началась вторая мировая война со всеми её грозными атрибутами - расстрелы, казни, аресты, митинги и марши, обсуждения побед и поражений, доносы и погромы. Оскар со своим барабаном прошёл весь путь, даже побывал на службе в германском вермахте, его пригласили в цирковое представление лилипутов, где он громко стучал в барабан и кричал, разбивая рюмки с шампанским. Оскар был свидетелем высадки войск Союзников в Нормандии, видел, как Советские войска освобождали Данциг.
     Фильм исполнен в виде абстракции, потусторонней сатиры, многие эпизоды представлены, как глумление над здравым смыслом. Однако не могу не похвалить яркие цвета и хорошее художественное оформление. В целом, фильм достоин добрых слов. Над одним эпизодом я даже щедро посмеялся:
     ...Партийный митинг. Нацисты хвалят сами себя, обещая себе великое и светлое будущее, и ждут приезда видного деятеля. Он приехал. Идёт. Все приветствуют. Оркестр исполняет мощный марш, воодушевляющий к победам. Но только не знали они, что Оскар забрался под сцену, и, когда услышал, что кругом начали бить в барабаны, тоже начал стучать. Жестяной барабан весьма грозное оружие, его звук пронзительный и может сбить с ритма. Так и произошло, постепенно оркестр сбился с ритма и вместо грозного воодушевляющего марша начал звучать вальс, и все стали плясать, любовно кружась. Наблюдать, как это происходило, весьма смешно...
     Кроме этого были ещё эпизоды, которые не могли оставить равнодушным. Например, расстрел монахинь или побег за чашкой кофе. Там много всего, фильм смотреть не просто, но интересно.
     Главное место действия Гданьск/Данциг, город со сложной историей, ставший камнем преткновения на тысячелетие. В фильме нам покажут развитие событий в исторический период 1924-1945 годов. Говорят, история Оскара Мацерата метафорична, нужно искать некие тайные смыслы. Возможно, что так и есть. Единственный намёк, который я понял, а может и ошибаюсь, что через путь Оскара, который отказался от роста и развития, нам показали путь германского народа, который попал под влияние нацистской партии (в 1924 году на общенародных партийных выборах за НСДАП проголосовали 3% избирателей, аллюзия с 3-летним мальчиком?) и как бы застыл в своём развитии, и даже начал деградировать, утрачивая человеческие формы и устремления, все эти годы усердно стуча в барабан пропаганды превосходства, бессмысленный и беспощадный барабан, который, несмотря на боль и ошибки, постоянно обновляли и продолжали в него стучать и стучать, пока камень со стороны не ударил в висок и не свалил народ в могилу, где и наступило прозрение, что пора расти. Пора выбросить барабан и начать расти и развиваться.

     P.S.
     Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1979 году и премию "Оскар", как лучший фильм на иностранном языке, в 1980. В 1999 году Гюнтер Грасс получил нобелевскую премию по литературе с формулировкой: "За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории". Фильм в полной версии длительностью 2 час 43 мин 31 сек, я видел эту версию.

     В ролях: "Оскар" - Давид Беннент (David Bennent), "Агнес" - Ангела Винклер (Angela Winkler), "Ян" - Даниэль Ольбрыхский (Daniel Olbrychski, мне известен по фильму "Солт" (Salt, 2010)), "Альфред" - Марио Адорф (Mario Adorf), "Мария" - Катарина Тальбах (Katharina Thalbach), "Греф" - Хайнц Беннент (Heinz Bennent).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь