Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     20 день 8 месяца 14 года
     5 ноября 2019, 16:00






     20 день 8 месяца 14 года
     5 ноября 2019, 20:47

     Сказка на ночь:

     «Обстоятельство» (“Circumstance”, directed by Maryam Keshavarz, 2011)

     Writtenby Maryam Keshavarz.
     Music - Gingger Shankar.

     Если фильм про любовников, живущих в догматических или тоталитарных обществах, то романтики не будет, а будет драма, полная страданий и слёз, которых и без подобных атрибутов в каждой истории любви безмерно. Кто не плакал от любви, не страдал? Наверное, только камень в лесу.
     События в фильме происходят в Тегеране, столице Ирана, но снимали в Ливии. Мы видим мир глазами двух девушек, школьниц, по фильму им 16 лет (актрисы гораздо старше). Одна - из уважаемой семьи, есть отец, мать и брат, вторая - сирота, живёт с дядей, который эпизодически пытается выдать племянницу замуж.
     Фильм открывает восхитительная песня "Bordi az Yadam" (на стихи Parviz Khatibi, весьма известного иранского деятеля) в мелодичном и современном исполнении Leila Forouhar. После чего нас окунают в быт двух школьниц. Это социальное кино, призванное рассказать, что тоталитарное общество имеет массу недостатков для развития личности.
     Сначала было непонятно, почему кадры видимой реальности сменяются кадрами видеослежения, думал, это такой приём, артхаус всегда славится нестандартными подходами. Но потом стало понятно, что это иранская служба безопасности ведёт наблюдение за людьми, ибо есть правило - любая активность ведёт к подрыву стабильности режима - видеокамеры на каждом столбе, и даже вербуют людей, чтобы они следили за родственниками, установив видеокамеры в квартире. Приёмы пропаганды ничем не отличаются от того, что применяют в любой тоталитарной или авторитарной стране, ложь на каждому углу, и всегда есть внешний враг, против которого надо сплотиться, иначе его шпионы и адепты разрушат все духовные традиции.
     В фильме показали, какие традиции нужно сохранить от шпионов и адептов иностранных спецслужб. Женщинам нельзя купаться в море. Женщина полностью подчиняется воле мужа. Если он запрещает что-то, то она подчиняется. Женщина не имеет права голоса в решении каких-либо проблем. Женщина не имеет право смотреть на того, кто её допрашивает. Ей нужно сидеть, повернувшись к стене. Во время секса женщина используется как объект удовлетворения мужчины. У неё не должно быть желаний получить сексуальное удовольствие. Женщина не имеет право носить короткое платье и вольготно танцевать. А так же петь для посторонних.
     Женщина имеет право выйти замуж. Родить детей. Приготовить еду. Постирать одежду.
     В таких условиях жили две милые красавицы - Атафех и Ширин. Жили и дружили. И весьма тесно, имея множество одинаковых интересов. Внешне соблюдающие правила приличия, а под общественно одобряемой одеждой - короткое сверкающее платье для выхода на незаконную молодёжную вечеринку, где можно всё - алкоголь, сигареты, секс, дурман. Были у них друзья в иранском андеграунде, Джои и Хуссейн, которые замыслили устроить революцию, распространив фильм "Харви Милк" (Milk, 2008) среди молодёжи Ирана, для чего собрались и занимались нелегальной озвучкой. Только не знали они, что повсюду видеокамеры службы безопасности. Мальчиков арестовали, как шпионов и диверсантов, а девушек... Атафех освободили за взятку. Надо отметить, что взятки решали в этом обществе все проблемы. А Ширин получила свободу в обмен на замужество...
     Но самое главное было в другом. В отношениях между Атафех и Ширин. И инициатором любовной связи была Ширин. Она первой сделала шаг, поцелуй, признание, что упало на благодатную почву, ибо Атафех по характеру была жаждущей приключений, всего необычного, истинная революционерка. Сцены сексуальных контактов выстроены обалденно красиво. За одну сцену поцелуя кончиков пальчиков можно аплодировать стоя! Сцены без подробностей, только кратко, изящно, чуть приоткрывая дверь, но даруя зрителю вход в мир фантазии. Зато омерзительная сцена, когда мужчина насиловал пятку Ширин в машине, была показана во всех подробностях.
     Проблемы в жизни Атафех начались, когда вернулся брат, Михран, из добровольного изгнания. Он был наркоманом, но встал на путь праведный, излечился, и теперь постоянно молится, рассуждает о Боге, ходит в мечеть, завоёвывает авторитет среди мудрых граждан. Так его заметили и завербовали в службу безопасности, ибо где ещё работать правильным людям, если не в службе безопасности, где надо следить за гражданами и вовремя корректировать их поступки, направляя на прямой путь. Михран установил видеокамеры в доме и наблюдал за отцом, матерью, сестрой и её подругой. Смотрел-смотрел, да влюбился в Ширин. И когда у девушки появились проблемы, вынудил её стать его женой, она согласилась. Да, он знал, что у Ширин и Атафех любовная связь, видел всё через видеокамеру. Но думал, что сможет контролировать жену, либо сдать её в тюрьму, если вызовет слишком много беспокойства. Что в финале и привело к конфликту между девушками. Атафех предложила сбежать в Дубаи, дав взятку таможеннику, а оттуда откроются все дороги широкого мира. Сбежать, чтобы спасти любовь, ведь Ширин не раз убеждала Атафех в серьёзности своих чувств. Но, Ширин выбрала жизнь под видеокамерой.
     Сложное и тяжёлое кино, единственное, что снимает эмоциональное напряжение - это несколько коротких эротических эпизодиков, дарующих эстетическое наслаждение. Ещё была очень до невозможности красивая полная эротизма сцена, где Михран (в прошлом занимался музыкой, мог бы работать учителем в школе) обучил Ширин как правильно играть на фортепиано "К Элизе" Бетховена, - движение пальчиками по клавишам, - восхитительно.
     В ролях: "Атафех \ Ати" - Никол Бушери (Nikohl Boosheri, д.р. 3 сентября 1987), "Ширин" - Сара Каземи (Sarah Kazemy, д.р. 26 октября 1987), "Фируз, отец Атафех" - Сохейл Парса (Soheil Parsa), "Азар, мать Атафех" - Назрин Пакхо (Nasrin Pakkho), "Михран, брат Атафех" - Реза Сиксо Сафаи (Reza Sixo Safai), "Мохаммед, наставник Михрана" - Амир Баргаши (Amir Barghashi), "Джои, приятель Атафех" - Кеон Александр (Keon Alexander), "Хуссейн, приятель Атафех из Америки" - Сина Амедсон (Sina Amedson).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь