Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     14 день 9 месяца 14 года
     29 ноября 2019, 16:00







     14 день 9 месяца 14 года
     29 ноября 2019, 20:55

     Сказка на ночь:

     «Нелюбимые» (“Les diablesses”, directed by Harry Cleven, 2007)

     avec la participation de Bernadette Lafont.
     scénario Olga Vincent et Véronique Lecharpy.
     adaptation et dialogues Pascale Breton.

     Cette historie est née de témoignages de femmes ayant vécu adolescentes dans des établissements du "Bon Pasteur".
     Ce film leur est dédié ainsi qu'à tuotes celles et ceux dont la jeunesse a été volée.

     "Желаешь ли ты спасти душу, Анриетта?" - "Да" - "От чего?". Драматическая история невинной 16-летней девушки Сильвии, сироты, полной надежд на доброе и прекрасное будущее, но в одно мгновение попадающей в тюрьму для плоти и духа - в один из приютов во Франции для девушек, которых общество назвало шлюхами.

     Есть такие фильмы, которые цепляют с первых кадров, и вроде ничего необычного не происходит, однако мгновенно погружаешься в атмосферу событий и уже невозможно оторваться до финальных титров. Такова для меня история про Сильвию. По длительности всего 1 час 28 мин, а по насыщенности эмоциями, образами, скрытыми посланиями, пищей для размышлений словно в два раза больше. Хороший фильм, основан на воспоминаниях послушниц Обителей "Добрый Пастырь", по их дневникам и интервью, но вряд ли заинтересует широкую аудиторию.

     Время событий середина прошлого века. Франция. Началась война за независимость Алжира от Франции. В эти дни жила-была Сильвия, 16 лет, мама умерла, теперь сирота, живёт у дяди и тёти, они владеют магазином про торговле телевизорами и радио. Сильвия в свободное время помогала работать в магазине. Иногда к ней в гости приходил весёлый Поль, мальчик, не обременённый умом, но с ярко выраженной сексуальной озабоченностью. Мечты у девушки были простыми: "Окончила школу, хотела продолжить учиться, была девственницей и почти невестой, мечтала, что Поль женится на мне, когда вернётся из Алжира".

     В один из ярких солнечных дней Сильвию и Поля застали, когда они целовались. Мальчик добился от девушки первого в её жизни поцелуя. Строгий дядя не смог стерпеть такого распутства, и, как опекун, через суд потребовал отправить "шлюху" Сильвию в Обитель "Добрый Пастырь", дабы мудрые Сёстры показали ей путь истинный.

     Обитель NOTRE DAME DU BON PASTEUR была организована Святой Марией Евфразией (Marie-Euphrasie Pelletier) - основной её миссией во Франции примерно 180 лет назад стала забота о проститутках, дабы среди "падших девушек" нести Слово Божие, помогать им искать верный путь "к очищению от греха". Её причислили к лику блаженных, позже к лику святых. Организация разрослась до 110 монастырей, в которых трудились более 3 тысяч Сестёр, ну а послушниц не пересчесть. Когда Сильвия попала в одну из таких Обителей, был установлен конвейер по усмирению мятежных душ, и душа Сильвии (с новым именем Анриетта) попала в хорошо двигающиеся жернова, где не было шансов противостоять.

     Никаких зеркал; без нижнего белья; никаких контактов с внешним миром; ежедневный однообразный ручной труд (за швейной машинкой); чтение одной и той же книги по очереди (от этого занятия можно освободиться, если не умеешь читать, а обучать чтению и письму здесь никто не планировал); постоянные молитвы, по первому же указанию Сестёр читаются вслух и хором, в остальное время нужно хранить обет молчания; прогулки строем; переодеваться можно только с накинутой ночной рубашкой; ночью руки должны быть над одеялом, независимо от того, холодно в спальне или тепло; если не исполняешь правила, то отправляют в карцер, эдакий холодный тёмный каменный подвал с одним окошком с решёткой; лечение болезней с помощью молитвы, если кто-то умер, значит, плохо молились, не искренне, или умер потому, что Бог решил всё же наказать грешницу, отняв у неё жизнь, ибо на всё воля Божия.

     Некоторые послушницы за годы такого усмирения привыкают к этому ритму и остаются в Обителях, как Сёстры, монахини, дабы направлять других послушниц. Покинуть Обитель можно только по исполнению 21 года. Попасть туда можно почти в любом раннем возрасте, даже будучи брошенной у дверей Обители, как Синетта. Её нашли на улице и за свои 16 лет она не видела иного мира, кроме Обители, уровень развития у девушки был соответствующий, с мозгом 2-летней девочки, с простыми инстинктами. Здесь разные судьбы. Например, есть 12-летняя Люси, которую изнасиловал отец, а она подожгла дом. Теперь Сёстры прячут от неё спички, ибо ей понравилось всё поджигать. Есть Дениз, которая торговала собой, была беременной, ребёнка забрали и отдали приёмным родителям, и теперь Дениз хочет узнать, где её дочка. В Обители правила простые, если к ним попадает беременная девушка, её эксплуатируют, пока она не родит (ребёнка сразу забирают), после родов вновь сажают за швейную машинку.

     Эпизодически в таких системах подавления происходят бунты, особенно, если послушницы становятся свидетельницами явной несправедливости. Например, как в случае с Синеттой, которую, можно сказать, убили, столкнув с лестницы (это сделала одна из Сестёр, дабы принудить девушку замолчать), у неё было сотрясение мозга и ей требовалась срочная медицинская помощь, но Сёстры предложили молиться, пока она не умерла.

     История Сильвии здесь тесно переплетается с дружбой с Дениз, этой дерзкой девушкой, которая всё же нашла лазейку в плотных стенах и свела знакомство с мальчиком, эпизодически перебрасываясь с ним записками, и даже занимаясь сексом, как только представлялся счастливый случай. Как например, это произошло на похоронах одной из Сестёр, умершей от старости, болезней и антисанитарии, ибо не мылась месяцами, усмиряя плоть и дух. Сильвия и Дениз решили сбежать из Обители, не только для того, чтобы найти дочку Дениз, но и просто, чтобы обрести свободу, подальше от всего этого мрачного настоящего.

     Побег удался. Тут вмешались политики, пожелавшие внести побольше культурной программы для послушниц Обителей. Когда девушек повели в театр, Сильвия и Дениз смогли спрятаться и обрести свободу. И дочку нашли, и имя ей дали, и немного побегали от полиции. Только за право быть свободной один день, приходится платить жизнью. Печальное кино, ещё раз подтверждающее, что любое тоталитарное или авторитарное государство обречено не только умирать само, но уводить в могилу своих граждан. Демократия и все либеральные ценности - наилучший выход для человечества. "Анриетта, ты ждёшь, когда Иисус тебя разденет?".

     В ролях: "Сильвия\Анриетта" - Анна Михальча (Anna Mihalcea, д.р. 5 марта 1985), "Дениз" - Стефани Соколински (Stéphanie Sokolinski), "Люси" - Мари Мартин (Marie Martin), "Мари-Луиза" - Луиза Шпиндель (Louise Szpindel, д.р. 2 января 1988, была в фильме "Мои занятия борьбой" (Mes séances de lutte, 2013)).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь