Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     1 день 12 месяца 14 года
     14 февраля 2020, 21:00






     1 день 12 месяца 14 года
     14 февраля 2020, 22:10

     Сказка на ночь:

     «Джокер» (“Joker”, directed by Todd Phillips, 2019)

     Written by Todd Phillips, Scott Silver.
     Based on Characters from DC.
     Based on Characters created by Bob Kane, Bill Finger, Jerry Robinson.
     Music by Hildur Guðnadóttir.

     Это глубоко проникающая в сердце Ода гениальности, безумию и одиночеству. История о Джокере - это притча о выборе, когда душа кладёт на чаши весов камни зла и перья добра, и что перевесит, то душа примет. Сложнее, когда душа больная, ибо видит только камни зла.

     Для актёра Хоакина Феникса это не первое преображение в безумного персонажа. Есть эмоционально сильный фильм «Мастер» (“The Master”, directed by Paul Thomas Anderson, 2012), где он играл персонажа по имени Фредди Куэлл - контуженного алкоголика, одержимого сексом, с тяжёлой наследственностью, с психологический травмой в детстве, усугублённой участием во второй мировой войне, ставший учеником философа, фантаста, психолога, оккультиста и эзотерика Ланкастера Додда. В "Мастере" и "Джокере" Хоакин потрудился на самом высоком уровне, проявив весь свой багаж актёрского мастерства.

     Есть ещё один подобный, однако более жгучий и эмоционально нестабильный фильм - «Любовь, сбивающая с ног» (“Punch-Drunk Love”, directed by Paul Thomas Anderson, 2002), здесь, что удивительно, на главной роли был комик Адам Сэндлер (Adam Sandler). Ему удалось показать своего персонажа, Барри Игана, как абсолютно безумного, до дрожи в коленях, однако, по закону жанра, нашедшего из безумия дорожку к реальности.

     Историю про Артура Флека можно объединить с этими фильмами в одну трилогию. Только с одним условием, не пытаться узнать, кто такой Артур-Джокер. Ибо, мы имеем дело с Вселенной DC COMICS, а значит, всё чуть-чуть сложнее. Мы не просто смотрим историю безумного человека, это не Фредди Куэлл и не Барри Иган, а наблюдаем за становлением одного из ярких, культовых, основных злодеев всех комикс-времён и комикс-народов. Какой Танос? Извините. Джокер превосходит всех. Воистину, он как король вселенского зла, а не только тёмный король Готэм-сити. Если исходить из этого, то требований к фильму становится больше.

     При всех очевидных достоинствах - актёрская игра Хоакина Феникса, музыкальное сопровождение, мрачные пейзажи, тягучая атмосфера, где зрителю даётся возможность прочувствовать мир Артура Флека, - есть главное упущение. Отсутствует логика последовательного развития персонажа. Несколько эпизодов назад он не способен связать и двух слов, как вдруг, появляясь на шоу, начинает быстро и бодро говорить, как Цицерон.

     Личность не раскрывается, словно треснутый орех, она растёт, развивается, обретает опыт, проходит через препятствия, совершенствует своё мастерство. Чтобы стать маньяком, например, таким, как Кожаное Лицо, нужны годы и годы упорного погружения в океан безумия, поиск дна, изучения основ, постижения зла. Такую же ошибку, как в фильме "Джокер", допустили и в фильме «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» (“Leatherface”, directed by Julien Maury and Alexandre Bustillo, 2017). Из того Артура Флека, которого нам показали, никогда не вырос бы хитрый, расчётливый, зловещий Джокер, сеющий насилие и хаос, которого все мы знаем по кинообразам. Максимум, что получилось бы - молчаливый Джейсон Вурхис, вооружённый ножницами, оберегающий трущобы Готэм-сити. Становление Джокера, показанное в этом фильме, - неубедительное.

     Вот, ещё один пример. Кинофильм «Гитлер: Восхождение дьявола» (“Hitler: The Rise of Evil”, directed by Christian Duguay, 2003), посмотрите, и вы увидите полную картину становления Джокера 20-го века. В фильме показан весь путь, от раннего детства, до юности и прихода в партию, учтены все основные моменты, которые повлияли на личность. Чтобы стать маньяком-философом, нужно учиться быть маньяком-философом, на это требуется время. У Артура Флека не было времени, может, несколько дней... Но этого мало.

     В остальном, фильм прекрасен. Есть такой афоризм: "Отчаянные времена требуют отчаянных мер" (Desperate Times Call for Desperate Measures, произошло от латинского изречения: Extremis malis, extrema remedia). Джокер, как и Гитлер, мог появиться в мире только в то время, когда повсюду мрак, безнадёга, отчаяние, скорбь и боль, крысы и мусор. Он стал спичкой, которую поднесли к фитилю и инициировали бунт народных масс, причём, направленный не против кого-то конкретно, а против всего, даже против анархии. Это как взорвать весь мир, чтобы на его осколках плясать, зная, что погибнешь, не завершив танец. Вот и Джокер танцует, словно предвосхищая этот взрыв и свою гибель. Ему нечего терять, он сам так сказал.

     Есть ещё одна трилогия, созданная сценаристом и режиссёром Уве Боллом, называется "Ярость", где рассказывается про маньяка, мизантропа, террориста, психопата, массового убийцы, весьма хищного и опасного животного по имени Билл Уильямсон. Если сравнить, то увидим в портрете Билла того же самого Джокера. Его философия мало отличима от философии Джокера Тодда Филлипса. Маленький обиженный человек против непонятного и неправильного мира. И методы те же самые. Не понимаешь? Стреляй. Не можешь адаптироваться? Стреляй. Не можешь убедить? Стреляй. Так ответят на эти вопросы все известные в истории тираны и диктаторы.

     Аллюзия к двум чашам весов, на мой взгляд, очевидна через противостояние двух персонажей - Томаса Уэйна и Артура Флека. Если первый находится на вершине пирамиды, купается в лучах богатства и славы, претендует на должность мэра Готэм-сити, то второй ползает по дну, копаясь в мусоре, он никто. Настолько никто, чтобы быть кем-то, ему приходится быть клоуном. Его не заметят, грязного и нищего оборванца, а клоуна заметят. Когда весы качнулись в сторону Артура, то Томас Уэйн в тот же вечер погиб, а мэром Готэм-сити, избранным народом, обезумевшем от грязи и насилия, стал Джокер. DON'T SMILE!

     Длительность фильма 02 часа 01 мин 49 сек.

     P.S. Речь шла об этих фильмах: «Ярость» (“Rampage”, directed by Uwe Boll, 2009), «Ярость 2» (“Rampage: Capital Punishment”, directed by Uwe Boll, 2014), «Ярость 3» (“Rampage: President Down”, directed by Uwe Boll, 2016).

     В РОЛЯХ:
     "Артур Флек\ Джокер" - Хоакин Феникс (Joaquin Phoenix)
     "Софи, соседка Артура" - Зази Битц (Zazie Beetz)
     "Мюррей" - Роберт Де Ниро (Robert De Niro)
     "Пенни Флек" - Фрэнсис Конрой (Frances Conroy)
     "Томас Уэйн" - Бретт Каллен (Brett Cullen)
     "Рэндалл" - Гленн Флешлер (Glenn Fleshler).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь