Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     6 день 12 месяца 14 года
     19 февраля 2020, 19:00






     6 день 12 месяца 14 года
     19 февраля 2020, 22:35

     Сказка на ночь:

     «Жизнь Пи» (“Life of Pi”, directed by Ang Lee, 2012)

     Based upon the novel by Yann Martel.
     Screenplay by David Magee.
     Music by Mychael Danna.

     Очаровательный, визуально приятный фильм, невозможно остаться равнодушным, цепляет чуть ли не с первых кадров, это не просто чья-то история, это поиск ответа, что в человеке главное - инстинкт хищника-убийцы или разум искателя истины, и могут ли эти две стороны ужиться в одном теле, на одной лодке.

     Режиссёр Энг Ли (Ang Lee) знает о том, как показать красоту, его фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" (Wo hu cang long, 2000) тому подтверждение. И уж конечно, когда речь идёт о скитаниях по волнам Тихого океана, нельзя не применить по максимуму всю фантазию и не показать Природу во всей её необъятной радужной красоте.

     Во время просмотра вспоминал три фильма. Первый, это, конечно же, «Хижина» (“The Shack”, directed by Stuart Hazeldine, 2017), ибо по центру проходит та же самая тема - поиск божественного в мире материальном. Ну и потому, что фильм «Хижина» так же красив, ярок и метафоричен. Второй фильм, «Спасательная шлюпка» (“Lifeboat”, directed by Alfred Hitchcock, 1944). В фильме Хичкока дело происходит в холодной Атлантике и условия выживания жёстче, в воде не искупаешься, как было много раз у Пи, застрявшего в Тихом океане, но суть не меняется. Главное то, что есть противостояние - в роли тигра выступает командир немецкой подводной лодки. Несмотря на то, что фильм 1944 года выпуска, для меня это творение одно из лучших в жанре легенд о второй мировой войне. И третий фильм, «Альфа» (“Alpha”, directed by Albert Hughes, 2018), исключительно из-за шикарной визуальной части.

     История о мальчике по имени Писин "Пи" Молитор Патель (от названия реально существующего общественного бассейна в Париже Piscine Molitor), для меня ещё одна притча о том, что Судьба не просто так наделяет особыми качествами. Если что-то зреет в душе человека, значит, надо готовиться к тому, что однажды жизнь сложится так, что все эти качества будут испытаны в самых жёстких условиях. Каждому человеку даётся ноша по силам. Мальчику Пи тоже дали мешок, дабы проверить, насколько он силён его нести.

     Что самое интересное, для Судьбы, играющей в испытания, все остальные участники событий значения не имеют. Пи - единственный выживший из всех обитателей грузового корабля Tsimtsum (вымышленное название корабля, в реале это слово относится к каббалистическому учению), и ему было предложено поиграть. Иной раз кажется, что Судьба - это Джон "Jigsaw" Крамер высшего порядка.

     В чём состояла игра?

     Пи Патель родился и вырос в зоопарке. Папа был владельцем, арендатором городской земли, но животные принадлежали ему. С юных лет мальчик отличался от других тем, что любил читать книги. Анализировал прочитанное. Задавался вопросами. Строил теории. Искал пути постижения своих вопросов. Так он обратил внимание на одну дверь, которая называется - религия. Но, религий много, большой выбор. Какая правильная? Начал изучать всё подряд. Индуизм, христианство, ислам. Три шарика, которые могут лежать рядом, но никогда не складываются друг с другом. Однако общее у них есть. Бог.

     В раннем возрасте Пи понял, что реальность превосходит фантазии, это случилось после того, как папа показал ему суть животного мира, где тигр сожрал козу. Тигр хочет кушать, и он кушает. Человек хочет фантазировать, и его съедят, если он не будет бдительным. Пи учился быть бдительным. Пока не пришло время менять место жительства. Дела в зоопарке шли не важно, папа решил продать животных и начать новую жизнь. Самую лучшую цену за них дадут в Канаде. Все собрались и поехали. Большой корабль, много животных, и даже есть смешной и злой повар, не лишённый мудрости, его играет Жерар Депардье. Как-то ночью в бурю страшную случилась авария, корабль начало затапливать. Пи Патель проснулся из-за бури, и пошёл посмотреть на стихию, ведь так чудесно, когда вокруг волны, аки здания высотные, и кругом молнии. И так получилось, что надо срочно покидать корабль.

     В итоге в спасательной шлюпке оказались Пи Патель, зебра со сломанной ногой, орангутанг женского пола, гиена и тигр. Когда буря стихла, гиена убила зебру и орангутанга, тигр убил гиену и сожрал всех. Однако добраться до мальчика было не просто. Так начались приключения. Большие и долгие. Сквозь грандиозные морские поля Тихого океана над акулами, китами и медузами под светом звёзд, между жизнью и смертью, 227 дней. За это время Пи Пателю пришлось учиться выживать, борясь не только за своё существование, но и за жизнь тигра, которого надо было кормить, иначе пищей окажешься сам.

     При всех очевидных странностях такой мотивации, в ней был смысл. В идеале, человек должен был убить всех животных и скушать, в том числе и тигра. Но в данном случае, мотивацией служило наличие опасности как побуждение к тому, чтобы сохранять ясность разума. Быть бдительным, как учил отец. В этом приключении много посвящено размышлениям о Боге, о Его наличии или отсутствии. Мальчик приходит к очевидности Его Присутствия. Причём во всех ипостасях, известных человечеству, что роднит все религии. Просто, каждый смотрит на Бога, как группа слепых смотрит на слона - кто-то ощупывает ногу, кто-то ухо, кто-то хобот, кто-то бивни. Но слон один для всех.

     Ещё один смысл в этой метафоре - сохранение жизни тигру, - что человеку никогда не избавиться от своей животной природы, что гармония в мирном сосуществовании. Человек может быть и дьяволом, и ангелом, разрушать и творить, ненавидеть и любить. Вопрос в достижении равновесия, чтобы одно не доминировало над другим. Ведь и добром, если слишком много, можно подавиться. Приручение тигра в фильме - это приручение своей звериной безумной сущности, направление её энергии на что-то созидательное. В финале, когда тигр уходит в лес, можно предположить, что мальчик обрёл некое равновесие в душе, однако не мог не скорбеть по своему прошлому, словно утратил частичку себя, потому и были эти слёзы, когда Пи Пателя несли на руках мексиканские граждане.

     Есть вопросы:

     - почему не привязали козу с внутренней стороны, и как тигр мог протащить толстую козу в целом виде сквозь тонкий просвет между решётками?

     - если зебра - это моряк, орангутанг - это мама, гиена - это кок, тигр - это Пи, то кого олицетворяла крыса? О боже, неизвестный пассажир в истории! Или автор забыл? Либо обе версии событий вымысел...

     - особенности индуизма мы слышим в притчах про спящего Вишну, видящего во сне творимый им мир, про маленького Кришну, во рту которого мама увидела Вселенную, про рыбу, одно из воплощений Вишну, и даже в танце Пи Пателя, когда на корабле во время грозы изображал танцующего Шиву; особенности христианства мы слышим в историях про Сына, которого послал Отец, дабы стал жертвой искупления грехов человеческих; однако я не услышал ни одной истории или крошечной притчи из грандиозного наследия ислама...

     Ещё два момента:

     - появление тигра в лодке, его максимальная активизация, то бишь, активизация всей силы воли, жажды выживаемости, пробуждения инстинктов сохранения у Пи Пателя, животного начала в человеке, происходит в тот момент, когда он был готов сражаться с гиеной. Именно с этого момента Пи Патель начинает строить свой быт, путь выживания, до этого он висел вниз головой и жалобно кричал: "Не надо!".

     - появление магического острова - аллюзия к спящему Богу Вишну, Верховному Божеству Индуизма, через его появление проводится параллель с лодкой Пи Пателя. Днём остров полезен, много еды и воды, а ночью остров опасен. Добро и зло едины в одном образе. Бог есть источник всего - и добра, и зла, пребывающих в абсолютной гармонии. Так же и одна лодка, где укрылись мальчик и тигр, разум и инстинкты, "добро" и "зло", и всё путешествие - есть поиск гармонии между двумя состояниями.

     Фильм сподвиг к таким мыслям:

     Вера в Бога - это не просто молитва, "дай мне хлеба, потому что я хороший", это сотрудничество, это диалог, это совместная деятельность, где каждый творит нечто доброе и прекрасное на своём уровне. Бог не пекарь и не торговец, раздающий всем желающим булочки, покупая лояльность и веру. Бог творит Вселенную добра и радости, наполняя её живыми существами, чтобы они творили добро и радость в своих мирах. Бог работает, и живые существа должны работать. И пока есть это взаимное сотрудничество, то Вселенная будет жить, развиваться и совершенствоваться. Пока есть интерес в этом процессе. В этом состоит игра. Пока Бог видит, что есть живые существа, которым интересно играть, всё будет продолжаться. Когда связи утратятся, всё прекратится. Свернуть этот проект не составит труда и начать игру заново. Вероятно, что у Бога есть несколько Вселенных, например, миллион штук, и Он следит, какая из них больше привлекательна. Всё зависит от нас, маленьких игроков, насколько красиво мы будем исполнять свои роли на сцене жизни. Хотим ли мы, чтобы жила наша Вселенная?

     Длительность фильма 02 часа 06 мин 59 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Пи Патель, на лодке" - Сурадж Шарма (Suraj Sharma)
     "Пи Патель, рассказчик" - Ирфан Кхан (Irfan Khan)
     "Писатель из Канады" - Рейф Сполл (Rafe Spall)
     "Сантош Патель, папа Пи" - Адиль Хуссэйн (Adil Hussain)
     "Гита Патель, мама Пи" - Табу (Tabu)
     "Ананди" - Шраванти Сайнат (Shravanthi Sainath)
     "Повар" - Жерар Депардье (Gérard Depardieu)
     "Мамаджи" - Эли Алуф (Elie Alouf)
     "Весёлый буддист" - Эдисон Ван (Edison Wang\ Bo-Chieh Wang).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь