Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     19 день 12 месяца 14 года
     3 марта 2020, 18:00
     6607 день от Рождения Великого Ёжжмы







     19 день 12 месяца 14 года
     3 марта 2020, 22:38

     Сказка на ночь:

     «Осколки» (“Fugitive Pieces”, directed by Jeremy Podeswa, 2007)

     Based upon the novel by Anne Michaels.
     Written by Jeremy Podeswa.
     Music by Nikos Kypourgos.

     Пронизанная болью, тоской, воспоминаниями об утраченном история Якоба Бира, пережившего в раннем детстве страшные испытания, которые оставили на его сердце незаживающую рану, кровоточащую слезами долгие десятилетия.

     Война - это большая трагедия, и не только для тех, кто лишаются жизни, но в большей степени для тех, кто проходят сквозь эти жернова и выживают. Есть счастливые люди, которые смогут быстро восстановить душевное равновесие и откликнуться на новые радости, что дарит мирное время. Но есть многие и многие, которые несут боль потерь до конца. Боль не отпускает ни на секунду, возвращая мысли в страшные времена снова и снова.

     Фильм выдержан в мрачных, депрессивных тонах, под очаровательную грустную музыку композитора Nikos Kypourgos. И даже появление таких лучиков, как персонажи в исполнении Нина Добрев, Розамунд Пайк и Айелет Зурер, не смогли развеять тучи мрака. Ну, может, финальное появление Микаелы, которую сыграла актриса Айелет Зурер, добивало большую крупицу оптимизма в ощущения, но не смогло отменить общего настроения.

     Эта история заслуживает внимания, но не ориентирована на массового зрителя. Не развлекательное кино, как «Список Шиндлера» (1993) или «Дневник Анны Франк» (2009). Это попытка поделиться болью и найти тех, кто смогут понять эту боль. Кто пережил нечто подобное. Это можно сравнить с эпизодом, как двое мужчин, Атос и Якоб, плачут, когда один из них читает фрагмент из совместно написанной книги. Они знают, что в каждом слове правда, они видят дальше этих слов. Слова как катализатор, чтобы воспоминания о пережитом вспыхнули в полную силу.

     Все истории, которые в совокупности объединены одним словом, Холокост, начинаются однотипно. Жили-были добрые люди, как вдруг в их дом пришли вооружённые граждане, что-то кричащие на непонятном языке, выволокли из дома, увезли в неизвестном направлении, а там, кому как судьба определила - либо мгновенная смерть, либо годы мучений. Так же началась и история Якоба Бира. Польша, 1939 год. Вторжение германской армии. Родители ждали, что за ними придут, спрятали Якоба в тайник, где лежали несколько десятков банок с едой, мол, этого ему хватит, чтобы переждать, когда всё прояснится. Но прояснилось всё сразу. Родителей здесь же и убили, а 15-летнюю сестру (её играет Нина Добрев) Якоба вытащили из дома и увели в никуда.

     Якобу в те дни было около 6 лет. Перепуганный, дрожащий, убежал из дома (они жили около леса), и бежал через лес, пока не нашёл укромное место. Руками выкопал яму, залез в неё, накрыл себя листьями, и так лежал, смотря широко раскрытыми глазами на мир, полный ужасов и кошмаров.

     Так получилось, что около того места, может, в паре десятков метров, велись археологические раскопки, которыми руководил Атос Руссос, большой учёный из Греции. Он увидел в свете рассветных лучей какой-то блик в лесу, и пошёл посмотреть, а это оказалось лицо Якоба, торчащее из-под листьев. Атос вытащил мальчика, и, рискуя жизнью, вывез из-под оккупации, и сразу в Грецию, но не в саму Грецию, а на остров, где был у него одиноко стоящий дом на вершине одного из каменистых холмов.

     С того дня начали они жить вместе. Атос и Якоб. Греция тоже попала под оккупацию германской армии, со всеми неудобствами для местных жителей, но больше для неугодных третьему рейху. Весь период оккупации Якоб не выходил из дома, это около шести лет. Дом Атоса не обыскивали, Якоб мог гулять на улице, вокруг дома, но пережитый страх не давал ему сил уйти дальше своей комнаты. Атос переживал за мальчика, ибо видел, насколько велики его душевные страдания. Но чем он может помочь, уж он и сам не молод, чтобы адекватно реагировать на события, да и поговорить с мальчиком так, чтобы проникнуть в его душу и излечить, тоже не мог, ведь он археолог, а не психолог.

     Почему он так уцепился за этого мальчика? Потому что узнал, что через пару дней после того, как уехал из Польши, нацисты уничтожили археологические раскопки, а всех, кто этим занимался, убили, ибо изучение иной истории запрещено, есть только одна история, как один народ, возглавляемый одним фюрером. Атос увидел в появлении Якоба некое божественное вмешательство. Ведь не только он спас мальчика, но и мальчик спас его.

     После снятия оккупации, Якоб, наконец, вышел из дома. Увидел новый мир. Без войны и преследований. Но шесть страшных лет, где каждый день - ожидание, что за тобой придут и уведут в никуда, оказали мрачное влияние, навсегда стерев улыбку с его лица. Атоса пригласили в Канаду, дабы преподавать. Он уехал не один, вместе с Якобом. Единственная терапия, которую придумал Атос, - предложил мальчику записывать свои мысли, переживания, - и дал ему большой блокнот. Пиши. И Якоб начал писать.

     Прошли годы, Якоб смог представить миру первую книгу, но изданную уже после смерти Атоса: "Bearing False Witness: History and Memory" by Athos Roussos and Jakob Beer. К этому времени он познакомился с весёлой девушкой по имени Алекс в исполнении Розамунд Пайк, которая не остаётся на одном месте больше двух лет. Они даже захотели стать мужем и женой. Но когда Алекс прочитала один из блокнотов Якоба, где говорилось, какая она глупая, то оставила его одного. Впрочем, что вместе с Алекс, что без неё, Якоб и так был один. Сидящий во тьме своего кабинета, вспоминающий день за днём фрагменты его диалогов с сестрой, Беллой. Любил он сестру, была она весела и многое умела, и петь, и на пианино играть, и шутить, и смеяться. Страдал Якоб от мысли, что напрасно убежал из дома. Вдруг, если бы остался, вернулась бы сестра, и они вместе продолжили бы свой путь...

     Конечно, разум подсказывал, что не могла Белла выжить во дни массовых убийств. Но надежда и сомнения говорили о другом, и терзали его сердце. Якоб стал большим исследователем в области Холокоста, изучал архивы, записки, фотографии, искал следы Беллы. Но однажды он узнал, что и Атос ни на день не забывал о желаниях мальчика, и вновь и вновь отправлял письма во все европейские фонды с просьбой найти следы Беллы. Это настолько его потрясло, что он предпринял путешествие в Грецию, чтобы закопать в земле на том высоком холме урну с прахом Атоса.

     Якоб продолжал писать, и выразил свою боль во второй книге: "Ground Work" by Jakob Beer. После издания которой познакомился с милой девушкой по имени Микаела, работницей одного из музеев. И стали они вместе всюду ходить, всё обсуждать, получилась у них любовь с цитированием стихов Ахматовой: "Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада". Увидел Якоб в ней прообраз своей Беллы, такой же светлой и чувственной. Вернула Микаела радость в его жизнь, стал он задумываться о будущем, о детях, ведь если родится девочка, то назовут её Белла, а если мальчик, то Бел. И всё у них будет хорошо...

     Wherever the eye may wander,
     Heath and bog everywhere.
     Birdsongs brings no solace,
     And trees stand bare.

     Длительность фильма 1 час 45 мин 50 сек.

     ФИЛЬМЫ НА ТЕМУ ХОЛОКОСТА И ПОСЛЕДСТВИЙ:

     «Холокост» (“Holocaust”, directed by Marvin J.Chomsky, 1978)
     «Заговор» (“Conspiracy”, directed by Frank Pierson, 2001)
     «Побег из Собибора» (“Escape from Sobibor”, directed by Jack Gold, 1987)
     «Сын Саула» (“Saul fia”, directed by Laszlo Nemes, 2015)
     «Серая зона» (“The Grey Zone”, directed by Tim Blake Nelson, 2001)
     «Список Шиндлера» (“Schindler's List”, directed by Steven Spielberg, 1993)
     «Пианист» (“The Pianist”, directed by Roman Polanski, 2002)
     «Из пепла» (“Out of the Ashes”, directed by Joseph Sargent, 2003)
     «Лики смерти» (“Edges of the Lord”, directed by Yurek Bogayevicz, 2001)
     «Дневник Анны Франк» (“The Diary of Anne Frank”, directed by Jon Jones, 2009)
     «Потайное место» (“The Hiding Place”, directed by James F. Collier, 1975)
     «Суд над богом» (“God on Trial”, directed by Andy DeEmmony, 2008)
     «Освенцим» (“Auschwitz”, directed by Uwe Boll, 2010)
     «Жена смотрителя зоопарка» (“The Zookeeper's Wife”, directed by Niki Caro, 2017)
     «Мальчик в полосатой пижаме» (“The Boy in the Striped Pajamas”, directed by Mark Herman, 2008)
     «Воровка книг» (“The Book Thief”, directed by Brian Percival, 2013)
     «Чёрная книга» (“Zwartboek”, directed by Paul Verhoeven, 2006)
     «Помнить» (“Remember”, directed by Atom Egoyan, 2015)
     «Способный ученик» (“Apt Pupil”, directed by Bryan Singer, 1997)
     «Чтец» (“The Reader”, directed by Stephen Daldry, 2008)

     В РОЛЯХ:
     "Якоб Бир" - Стивен Диллэйн (Stephen Dillane)
     "Атос Руссос" - Раде Шербеджия (Rade Serbedzija)
     "Алекс" - Розамунд Пайк (Rosamund Pike)
     "Микаела" - Айелет Зурер (Ayelet Zurer, знакома по фильму «Ангелы и Демоны» (“Angels & Demons”, 2009))
     "Белла" - Нина Добрев (Nina Dobrev, д.р. 9 января 1989, видел в фильмах «Чересчур молоды для женитьбы» (“Too Young to Marry”, 2007), «Хлоя» (“Chloe”, 2009), «Соседка по комнате» (“The Roommate”, 2011), «Хорошо быть тихоней» (“The Perks of Being a Wallflower”, 2012), «Последние девушки» (“The Final Girls”, 2015))
     "Якоб в детские годы" - Робби Кей (Robbie Kay)
     "Бен, взрослый, женатый" - Эд Стоппард (Ed Stoppard)
     "Наоми, жена Бена" - Рашель Лефевр (Rachelle Lefevre).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь