Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     23 день 3 месяца 15 года
     10 июня 2020, 14:00 + 17:00
     16867 день земного пути Сказочника
     6706 день от Рождения Великого Ёжжмы






     23 день 3 месяца 15 года
     10 июня 2020, 20:37

     Сказка на ночь:

     «Аромат зеленой папайи» (“Mùi du du xanh \ L`odeur de la Papaye Verte \ The Scent of Green Papaya”, directed by Trân Anh Hùng, 1992)

     Written by Trân Anh Hùng.
     Music by Tôn-Thât Tiêt.

     Безмятежный шедевр, истинная услада для глаз зрителя, в каждом мгновении красота, в каждом эпизоде аромат вечности, исполненный в ярких красках, но не переходящий границу, ибо фильм для души, словно мёд, обволакивающий, наполняющий, исцеляющий, как сочащийся сок из ветки, где только что срезали зелёную папайю.

     Этот фильм создан больше для глаз, чем для ума. Хотя при такой мощной, подавляющей красоте не обделён интересным сюжетом. Может быть, этот фильм не только ностальгия режиссёра по утраченному прошлому, которое со временем всегда видится сказкой. Но и как послание, чтобы развивать в себе способность видеть красоту в простом, уникальность в обыденности, волшебство посреди суетности.

     Такие произведения одновременно и легко смотреть, ибо не требуют больших умственных усилий, но и трудно, ибо весьма не просто в наше стремительное время пребывать один час и сорок минут в состоянии "Остановись, мгновение, ты прекрасно!". И всё же, я доволен, что посмотрел, такие фильмы, как изысканное угощение, иной раз отведать необходимо, чтобы понимать разные стороны бытия.

     Здесь рассказ про 10-летнюю девочку по имени Муи (имя, как отсылка к оригинальному названию фильма, переводится с вьетнамского как "Аромат"), которая в 1951 году была отправлена мамой в Сайгон, дабы работать в доме богатых граждан. На полученные деньги мама с оставшейся младшей сестрёнкой Муи смогут как-то прожить день за днём.

     Это повесть о буднях Муи, о том, что она делает, как учится, как познаёт мир, как проявляет внимание к каждой детали своего нового бытия. И не только к тому, как правильно мыть полы, варить рис, жарить мясо, овощи, солить, красиво раскладывать еду на тарелки, как расставлять всё на столе. Главная хитрость была в том, как подать еду хозяевам, ибо работники будут есть только то, что останется, и если они подадут неправильно, то хозяева всё съедят.

     Муи с невероятным любопытством, восторгом впитывает в себя знания об окружающем мире, наслаждается наблюдение за капелькой дождя, стекающей по листу дерева, за лягушкой, за муравьями, за сочащимся соком папайи, за кипящим маслом, за молящейся бабушкой, за задумчивым хозяином дома, за деятельной хозяйкой, за мальчиками... Понравился ей один мальчик, Куйен, который был другом Трунга, старшего сына хозяина, он учился музыке у хозяина дома, подавал признаки одарённого музыканта.

     Перед глазами Муи развивается настоящая драма. Не всё хорошо в доме, куда она пришла работать. Видимое богатство скрывает проблемы. Семь лет назад умерла дочка хозяина и хозяйки, звали её Ту. И если бы она была сейчас жива, то была бы такого же возраста, как и Муи. Что косвенно определило хорошее отношение хозяйки к девочке-работнице. Её тяжёлые воспоминания нашли отдушину в присутствии девочки.

     С момента смерти Ту хозяин дома поклялся более не выходить из дома, ибо до этого дня он был отчаянным ловеласом и бегал от одной женщины к другой, растрачивая семейный бюджет. Жена принимала такое оскорбление и прощала мужа. И вот, перед тем, как уйти в тот раз, слушал, как дочка просила его не покидать дом. Но, он ушёл. И долго его не было. Дочка плакала и умерла от горя. Однако за эти годы хозяйка дома родила ещё двух (в общей сложности трое сыновей) детей, мальчиков. Один мальчик прирождённый садист. Другой мальчик прирождённый бандит. В чём-то следуют по пути папы, нарцисса и эгоиста, ибо его клятва была таким же проявлением нарциссизма, мол, смотрите, какой я праведный, любите меня и поклоняйтесь.

     Только всё это до поры до времени. Семь лет сидел папа на месте, играл на любимом музыкальном инструменте, а потом украл у жены все деньги и драгоценности, опустошил сейф, и ушёл к весёлым женщинам. Хозяйке пришлось не сладко в эти дни. Ибо надо кормить семью. У неё был магазинчик по торговле нитками, иголками и тканями. Иной раз удавалось что-то продать, на эти деньги покупали всё самое необходимое. Однажды хозяин дома вернулся, заразившись от весёлых женщин болезнью, и умер.

     И вот, прошло десять лет. Денег стало меньше, торговля в магазинчике угасла, содержать дом стало тяжело, потому хозяйкой дома было принято решение отправить 20-летнюю Муи работать в дом друга семьи, Куйена, теперь известного музыканта, имеющего диплом и награды. Она проводила её как дочь родную, подарив красивый наряд и украшения. Так начался новый период. Работать в доме Куйена было легко и приятно, он не требовательный, вечно погружён в сочинение новых мелодий. Однако у него есть весёлая подруга, которая хочет яркой жизни, ресторанов и подарков.

     На контрасте с весёлой подругой была тихая, молчаливая, созерцательная, трудолюбивая и красивая Муи, не увидеть столь существенную разницу было нельзя. Что в итоге и привело к выбору Куйена, когда он осознал, что иметь рядом столь прекрасную девушку намного приятнее и полезнее, чем шумную подругу. Да и сама Муи была влюблена в Куйена, с юных лет хранила эту страсть. Так они, несмотря на общественное осуждение, ибо они из разных социальных категорий, предались любви. И обрели радость. Муи научила любовника быть счастливым, а он научил её читать и писать. А ещё сделал беременной, и теперь она - хозяйка в богатом доме...

     Красивая, душевная сказка.

     Длительность фильма 1 час 44 мин 02 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Муи, 10 лет" - Мэн Сан Лу (Man San Lu)
     "Муи, 20 лет" - Чан Ну Йен-Кхе (Trân Nũ Yên-Khê)
     "Мама" - Труонг Тхи Лок (Truong Thi Lôc)
     "Отец" - Нгок Хунг Трэн (Ngoc Trung Tran)
     "Трунг" - Кео Соуваннавонг (Keo Souvannavong)
     "Куйен" - Вонг Хоа Хой (Vuong Hòa Hôi).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     23 день 3 месяца 15 года
     10 июня 2020, 22:29

     Сказка на ночь:

     «Жесткач» (“Hardcore”, directed by Paul Schrader, 1978)

     Written by Paul Schrader.
     Music by Jack Nitzsche.

     Триллер, драма и детектив под одной обложкой, история о спруте под названием секс-индустрия, похищающем и ломающем судьбы многих и многих людей, и не важно, добровольно они кинулись ему в пасть или по принуждению, спрут не отпустит никого, всех сожрёт, а если кто и вырвется, то оставит в его утробе самое дорогое, счастье.

     Сама собой напрашивается аналогия с эпичным триллером «8 миллиметров» (“8MM”, directed by Joel Schumacher, 1999) с Николасом Кейджем в главной роли. Только в фильме 1978 года за дочкой в ад секс-индустрии отправился папа, добропорядочный гражданин, верующий в идеалы и идеальную жизнь. Ему пришлось увидеть ад как он есть, принять его, попытаться раствориться в нём, чтобы найти желаемое. И главное для него было не только найти дочь, но и сохранить свою веру, ибо мир за пределами сладких фантазий называется реальность, а она совсем не такая, как казалось в уютном маленьком мире. Она может и убить. И физически, и духовно.

     История такая:

     Гран-Рэпидс. Голландский квартал. Рождество. Праздничный обед. Взрослые мужчины рассуждают о специфике прощения греха, цитируя библию, пока молодые девушки смотрят модное телешоу. Все они прихожане DUTCH REFORMATION CHURCH, что на Tenth Street, и сегодня отцы провожают своих дочерей на экскурсию на автобусе Youth Calvinist Convention во имя всего доброго и вечного. В центре внимания Джейк ван Дорн и его дочка Кристен, свет его сердца, а так же Уэс, друг Джейка, женатый на его сестре, и Марша, дочка Уэса.

     Джейк - владелец мебельной фабрики. Оставшись без дочки, занялся предстоящей выставкой, обсуждая цвет рекламного плаката и размер выставочного зала. Всё в его мире спокойно и благополучно, пока во время ужина не позвонили и не сказали, что Кристен пропала в Калифорнии. Как гром посреди ясного неба. Так в дом Джейка пришла беда. И поехал в Калифорнию, дабы самому всё узнать. Со слов Марши и следователя по делу об исчезновении стало известно, что к Кристен подошёл молодой человек, когда она с подругами была в парке аттракционов, и ушла с мальчиком.

     Никаких следов. Джейк в тревоге. Следователь сказал, что могут пройти годы прежде, чем найдут хоть что-то. И посоветовал нанять частного детектива. Претендентом на эту должность стал весёлый и болтливый Энди Маст, согласился за 750 долларов в неделю найти дочку.

     И вот, прошла неделя. Звонок в офис Джейка. Энди приехал в его город, есть новости. Он арендовал кинозал. И включил папе кино на 8-мм плёнке, где его дочку двое молодых людей принуждают к сексу. Для Джейка, человека, убеждённого в том, что он ведёт праведный образ жизни, проповедуя добро, и что мир отплатит ему добром, увидеть такое было истинным шоком. Эту плёнку Энди купил в магазине. Производитель неизвестен. Режиссёр не указан. Выбор из таких плёнок идёт на сотни и даже тысячи. По названию тоже не определишь, потому что завтра этот же фильм будет продаваться под другим названием.

     Теперь картина стала понятна. Кристен затащили в порно-индустрию, где изнасиловали и сняли фильм. Энди Маст обещал найти Кристен, независимо от её состояния. Джейк согласился. Однако не смог усидеть на месте и вновь поехал в Калифорнию. Прикольно было увидеть из окна гостиницы, где сидел Джейк ван Дорн, случайно попавший в кадр щит с рекламным плакатом первого фильма STAR WARS (“Star Wars”, directed by George Lucas, 1977), он как раз демонстрировался в кинотеатрах, когда снимали фильм о приключениях папы и его дочки.

     Визит Джейка был неожиданным, что привело к ссоре с Энди. И теперь Джейк был предоставлен сам себе. Со своим мировоззрением, жаждущий порядка и справедливости окунулся в мир открытого секса, разврата и всякой пошлости. Ему хотелось всё это сжечь божьим пламенем. Ему хотелось, чтобы кто-нибудь сказал, где его дочь. Но ничего кроме унижений, оскорблений, синяков и крови таким образом не получил.

     Прошло время. Джейк стал умнее, и разработал план. Представился кинопродюсером, желающим изучить рынок порно-фильмов. Вошёл в знакомство с одним известным порно-режиссёром, стал интересен порно-актрисам. Познакомился с одной из них, Ники. Дал объявление в газету, что ищет молодые таланты для съёмок в жёстком порно. И стал ждать, когда на это объявление ответит кто-нибудь из участников фильма об изнасиловании Кристен.

     Когда долго ждёшь и чего-то желаешь, это происходит. Так в один из дней пришёл мальчик на кастинг в отель к Джейку. Тот самый, кого он искал. После избиения мальчик ответил на вопросы, что его наняли какие-то студенты для порно-фильма, и что он больше не будет сниматься с такой "глупой актрисой, которая изжевала ему весь пенис". Джейк узнал имена участников фильма, это были Ники и Тод как режиссёр, а так же узнал, где искать Ники. Ту самую. Нашёл. Заинтересовал девушку высокой оплатой и она согласилась помочь найти Тода, а там уж и Кристен. Теперь путешествие стало ускоряться к финалу, ибо Джейк ухватился за правильную ниточку. Тод был связан с Ратаном, бандитом и насильником, промышляющим торговлей всем, за что могут заплатить. Джейк опасался, что Ратан убил Кристен.

     Уэс тоже не мог сидеть спокойно, увидев Джейка в таком подавленном состоянии из-за бесконечных поисков. Встретился с Энди Мастом, восстановил отношения, заплатил за то, чтобы он сопровождал расследование Джейка, и защитил, если будут проблемы. Джейк, конечно, особо не нуждался в защите, гнев и ярость отца, ищущего свою дочь, будто защищали его от всех бед. Он вламывался в жуткие заведения, бил лица, требовал ответов. И однажды нашёл ответ, где сидит Ратан. В баре.

     Энди действовал не один, на связи с полицией, ибо убедил их, что журналисты очень оценят историю про папу и дочку. И всё свелось к этой встрече, к финалу. Все встретились в любимом баре Ратана, где он сидел весь в белом, окружённый девушками. И среди них была Кристен! Когда ворвался Джейк и напал на Ратана, то Кристен убежала, Ратан тоже вырвался, не желая долго драться с Джейком, да и с полицией дел иметь не хотел. Но выстрел Энди прервал его желания навсегда.

     И вот после пяти месяцев поисков Джейк нашёл свою дочь и услышал от неё всё, что она хотела ему сказать, но боялась говорить там, в Гран-Рэпидс, в родном доме. А здесь, изнасилованная, униженная, превращённая в послушную собачку, не испугалась, чем вызвала слёзы у папы. Ибо слова её были правдивыми и глубоко ранили сердце жёсткого по характеру отца. Видимо, в названии фильма двойной смысл. "Жёсткое порно" и "жёсткий по характеру папа". Суть в том, что её не заставляли всё это делать, а она сама захотела сбежать. Однако после недолгих размышлений Кристен приняла решение, что такая жизнь ещё хуже, чем с папой, и вернулась домой.

     Длительность фильма в полной версии 1 час 47 мин 40 сек, смотрел с названием "Хардкор" в авторском переводе Никиты Севастьянова, иные версии на 4 мин 20 сек короче.

     В РОЛЯХ:
     "Джейк ван Дорн" - Джордж К. Скотт (George C. Scott)
     "Кристен ван Дорн" - Ilah Davis
     "Энди Маст, частный детектив" - Питер Бойл (Peter Boyle)
     "Ники, актриса порно" - Сизон Хабли (Season Hubley)
     "Уэс, друг Джейка, муж сестры Джейка" - Дик Сарджент (Dick Sargent).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь