Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     27 день 5 месяца 15 года
     13 августа 2020, 18:00
     16931 день земного пути Сказочника
     6770 день от Рождения Великого Ёжжмы





     27 день 5 месяца 15 года
     13 августа 2020, 21:00

     Сказка на ночь:

     «Дурацкое дело нехитрое» (“Kraftidioten”, directed by Hans Petter Moland, 2014)

     Written by Kim Fupz Aakeson.
     Basert på en historie av Hans Petter Moland, Kim Fupz Aakeson, Finn Gjerdrum.
     Music by Kaspar Kaae, Brian Batz, Kåre Vestrheim.

     Атмосферная, медитативная, с лёгким налётом холодного юмора история одной мести, когда маленького человека, обычного болвана, коих большинство, обидели большие и сильные люди, имеющие власть, деньги, влияние, а он взял в руки оружие, и, не особо скрываясь, сделал так, чтобы сильные утратили всё.

     Нельзя было не посмотреть оригинальную версию истории снегоуборщика. Режиссёр Ханс Петтер Муланд (Hans Petter Moland) представил миру историю, наполненную сарказмом, политическими нетолерантными диалогами, пародией на современное общество, и всё это на фоне кровавого противостояния трёх сил - двух банд, коренной и приезжей, и отца за сына против всех. Получилось вполне неспешное, в холодных тонах кино.

     Но режиссёр не остановился. Получив массу хвалебных отзывов, он несколько лет работал над новой версией фильма, и представил миру то, что получилось - «Снегоуборщик» (“Cold Pursuit”, 2019), в главной роли Лиам Нисон (Liam Neeson). По длительности в том же формате 01:59:00 (оригинал 01:56:29), но режиссёр доказал, что, рассказывая одну и ту же историю за то же самое время, можно показать намного больше. И я считаю, что версия 2019 года - это именно то, что и хотел сделать Ханс Петтер Муланд пять лет назад, просто, не всегда можно с первого раза сотворить желаемое. Нужно время, чтобы отполировать бриллиант. Для меня новая версия останется единственной, верной и правильной на все времена, воистину, это прекрасное творение. И только её надо смотреть.

     Какие элементы не вошли в новую версию:

     - политические нетолерантные диалоги. Хотя нотки нетолерантности в новой версии остались, промелькнули в разговоре, когда индейцы хотели зарезервировать номер в отеле, а девушка от волнения перепутала значения слов и хотела отправить их в резервацию;

     - в новой версии не было разговоров о происхождении Нилса. В оригинале ему несколько раз говорили, что он "приезжий", что у него меньше прав, чем у коренного населения, но это следствие высказанного режиссёром сарказма к общей политической ситуации в Норвегии тех лет;

     - в оригинальном фильме был агитатор за партию аграрников, который конкурировал с партией консерваторов, чего не было в новой версии, режиссёр не стал добавлять персонажа, агитирующего, например, за партию демократов против партии республиканцев;

     - в оригинальном фильме был эпичный удар кулаком по лицу, когда Граф ударил свою бывшую жену, Марит, прибежавшую после похищения Руне с требованиями отдать ей сына, и кричала так сильно, что мужчина не выдержал. В новой версии в этой сцене Викинг не был свою жену Айю по лицу.

     - в оригинальном фильме в самом финале в снегоочистительную машину попадает мужчина, упавший с неба, и из трубы вылетает ярко-зелёная крошка переработанного планирующего парашюта для спуска с горы, да и то, показано с большого расстояния. В новой версии этот момент показан с близкого расстояния, и то, как из трубы вылетает кровавая крошка, останки парашютиста.

     Ещё вот, о чём подумал.

     Месть Нилса Дикмана. Можно провести сравнение между его местью и словами Графа, когда он учил своего слабого сына Руне, страдающего от нападок сильного одноклассника. Можно сказать, что Граф говорил сыну, а услышал Нилс. И вот, пожалуйста, получи, Граф, от жизни то, чего желал другому. Наверное, всё в этом мире так и делается. Сначала человек говорит какие-то слова, в чём он сильно уверен, например, ругается, что все вокруг идиоты, а потом судьба составляет события так, чтобы человек испытал на себе последствия слов, где он станет идиотом в глазах многих. Граф желал, чтобы слабый встал против сильного, и сам оказался на месте сильного, против которого встал слабый. Может, поэтому основатели дзен-медитации предлагали взаимодействовать с миром без слов... Молчание - золото? Трава растёт сама по себе.

     Длительность фильма 1 час 56 мин 29 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Нилс Дикман" - Стеллан Скарсгард (Stellan Skarsgård)
     "Граф, Оле, глава банды коренных жителей" - Пол Сверре Валхейм Хаген (Pål Sverre Valheim Hagen)
     "Папа, глава банды из Сербии" - Бруно Ганц (Bruno Ganz)
     "Марит, бывшая жена Оле" - Биргитта Йорт Сёренсен (Birgitte Hjort Sørensen)
     "Руне, сын Оле" - Jack Sødahl Moland
     "Страйк" - Кристофер Хивью (Kristofer Hivju)
     "Вингман, Эгил Дикман, старший брат Нилса" - Петер Андерссон (Peter Andersson)
     "Киллер" - Дэвид Сакурай (David Sakurai)
     "Яппе" - Ян Гуннар Рёйсе (Jan Gunnar Røise).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     27 день 5 месяца 15 года
     13 августа 2020, 22:42

     Сказка на ночь:

     «Класс» (“Klass \ The Class”, directed by Ilmar Raag, 2007)

     Screenplay by Ilmar Raag, Vallo Kirs, Pärt Uusberg, Lauri Pedaja, Paula Solvak, Mikk Mägi, Riina Ries, Joonas Paas, Kadi Metsla, Triin Tenso, Virgo Ernits, Karl Sakrits, Maario Masing, Roland Laos, Mikk Jürjens.
     Music by Martin Kallasvee, Paul Oja, Timo Steiner.

     Идеально показанная драма, основанная на реальных событиях. Фильм наполнен мистическим символизмом. Ещё одно предупреждение тем, кто не любят учить уроки истории. Ещё одна легенда, что сильным нельзя обижать слабого человека, ибо семь раз он упадёт, семь раз поднимется, но, когда поднимется в последний раз, сильные падут и не встанут.

     Сценаристами для фильма выступили сам режиссёр и все 14 актёров на главных ролях. Стиль фильма напоминает сериал (в четырёх сезонах) «Стыд» (“Skam - Season 1-4”, directed by Julie Andem, 2015-2017), такое же разделение событий на избранные эпизоды, чтобы показать главные элементы.

     В первом эпизоде нам показывают Охотника и Жертву, Андерса и Йозепа. Их портреты во всех тонкостях. Андерс как главный бес в классе, завоевал лидерство дерзким нравом, готовностью драться с любым. Йозеп здесь как слабый и задумчивый мальчик, через унижение которого лидер должен доказывать свою значимость. И не только в отношении Йозепа, в большей степени для убеждения всех остальных.

     Ученики класса здесь как стая, и вожак, унижая Йозепа, нагоняет на остальных страх, чтобы они видели, что будет с ними, если откажутся подчиняться воле вожака. Некоторые мальчики и девочки хоть и понимают, что Андерс и его приспешники поступают плохо, но из-за страха боятся высказываться. Здесь аллюзия к так называемым фашистским и авторитарным политическим режимам. Прессование нескольких людей вызывает страх у миллионов, и миллионы подчиняются кучке оголтелых дикарей, захвативших власть.

     Во втором эпизоде (про украденную тетрадку) показано, как Андерс добивается объединения стаи, делая из Йозепа "врага", пиная которого каждый почувствует себя немного лучше, или праведнее. Можно вспомнить фильмы, основанные на реальных событиях (одна история в двух версиях), «Американское преступление» (“An American Crime”, directed by Tommy O'Haver, 2007) и «Девушка по соседству» (“The Girl Next Door”, directed by Gregory M. Wilson, 2007), где объединение детей, не склонных к насилию, произошло именно по такой же причине, через внушение, вожак (безумная мать) убедил, что, истязая слабого, они поступают правильно, по закону.

     В следующем эпизоде (про модные ботинки) Андерс и стая торжествуют победу, ибо увидели самоунижение жертвы. Они ощутили праведность, силу, что сделали всё правильно, теперь они сильное сообщество, объединённое одной целью. Они готовы к любым испытаниям, и всегда во всём победят.

     Между этим эпизодом и следующими есть сцена с надвигающимися тучами (по таймеру 00:39:45), символизирующими приближение трагедии, точно так же, как было в фильме «Слон» (“Elephant”, directed by Gus Van Sant, 2003), чтобы показать переход от причины к последствиям.

     В четвёртом и пятом эпизоде ситуация накаляется. Интересно поведение взрослых, которые не могут ни понять мир детей, не достучаться до их сознания, чтобы получить какие-либо ответы. Здесь и неадекватные учителя, которые не видят очевидного, и директор школы, которая не разбирается в деталях, и бабушка, которая не может нормально поговорить с Каспаром, впрочем он и сам не стремится на контакт, но по характеру он нормальный, просто, с ним надо говорить не как с малышом-идиотом. И самое главное, родители Йозепа, что отец, что мать, хоть и встревожены новостями из школы, но дальше кухонных разговоров проблема не ушла.

     Ученики в классе разделились на виды. Либо пассивные наблюдатели, словно они не различают жизнь от кино, либо просто наблюдатели, даже испытывающие удовольствие, когда происходит унижение Йозепа. Самосохранение иногда обретает такие чудовищные формы, когда люди заталкивают глубоко чувство справедливости, видя творимое беззаконие, и испытывают оргазм от счастья. Лидер, боевики, пассивная послушная толпа, избранная жертва, фашизация маленького общества прошла успешно, и все довольны. Кроме Каспара, который не хочет смывать в унитаз проснувшееся в душе чувство чести. Но что он, приехавший в большой город из непрестижного места, опасающийся, что его отправят обратно, может сделать против толпы? Однако из истории известно, что одурманенная толпа в таких режимах, слепо идущая за вожаком, всегда обретает то, что заслуживает.

     Чем больше давление, тем сильнее взрыв. Чем сильнее давишь, тем быстрее сломаешь. Чрезмерно натянутая струна лопается. В таком состоянии любое лишнее усилие может привести к катастрофе. Андерс со своей компанией, уверенный в своей абсолютной власти и безнаказанности, что можно подтвердить совещанием учеников после того, как учительница пошла жаловаться директору школы, сделал последний шаг, добился того, что Йозеп и Каспар уже не смогли ни выдержать, ни простить. Символично, что это произошло на берегу моря. На границе двух стихий, воды и земли. Словно и стало той самой границей, которую одурманенная толпа, вкусившая кровь и власть, перешла, нарушив баланс природы.

     Таким и стал ответ природы, восстанавливающей баланс. В неконтролируемой форме. Когда рикошетом может задеть и невиновных. Финальная сцена входа в столовую Каспара и Йозепа показана вполне реалистично - трясущиеся руки, перекошенное от страха лицо, выстрелы наугад и большей частью мимо, где пули направляются лишь желанием поразить врага, а не мастерством стрелка.

     Всего этого можно было бы избежать, если подавить агрессию Андерса в самом начале, но Йозеп не склонен к какому-либо насилию, он тихий мальчик, читающий книги и делающий домашнее задание прилежно. В данном случае отец был обязан взять сына под защиту, но для этого надо уметь быть родителем, быть отцом, понимать своего ребёнка, любить его, общаться с ним, чтобы завоевать доверие сына и помогать ему идти по дорогам этого сложного мира. Здесь не было взрослых, только дети, а они мыслят по-другому, что часто приводит к трагедиям.

     Фильмы на эту тему можно разделить по смыслу того, что находится в центре повествования:

     ПРИЧИНА
     «Класс» (“Klass \ The Class”, directed by Ilmar Raag, 2007)

     ПОСЛЕДСТВИЯ
     «Слон» (“Elephant”, directed by Gus Van Sant, 2003)

     ЖИЗНЬ ПОСЛЕ
     «Полёт длиною в жизнь» (“Winged Creatures”, directed by Rowan Woods, 2008)
     «Когда смолкли выстрелы» (“Home Room”, directed by Paul F. Ryan, 2002)
     «Мгновения жизни» (“The Life Before Her Eyes”, directed by Vadim Perelman, 2007)

     18+ Ratings Info: Contains strong violence and language.
     Длительность фильма 1 час 37 мин 35 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Йозеп" - Пярт Уусберг (Pärt Uusberg)
     "Каспар, друг Теи, " - Валло Кирс (Vallo Kirs)
     "Андерс, главный бес в классе" - Лаури Педайя (Lauri Pedaja)
     "Теа" - Паула Солвак (Paula Solvak)
     "Пауль" - Микк Мяги (Mikk Mägi)
     "Рина" - Риина Риес (Riina Ries)
     "Кати" - Кади Метсла (Kadi Metsla)
     "Кёрли, гот" - Трийн Тенсо (Triin Tenso).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь