Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     16 день 6 месяца 15 года
     1 сентября 2020, 17:00
     16950 день земного пути Сказочника
     6789 день от Рождения Великого Ёжжмы





     16 день 6 месяца 15 года
     1 сентября 2020, 18:00

     Сказка на ночь:

     «Маньяк» (“Maniac”, directed by Franck Khalfoun, 2012)

     Screenplay by Alexandre Aja, Grégory Levasseur.
     Based on the motion picture MANIAC (1980) by William Lustig.
     Music by ROB.

     "Только не кричи, ты такая красивая". Прекрасный психопат-триллер про маньяка-убийцу, с несколькими весьма смачными, кровавыми и жестокими сценами убийства, самая первая сцена настроит зрителя на нужный лад, и в такой же динамике пройдёт весь фильм, история одного безумия, где одна тёмная душа творила ужас и мрак повсюду, пока не встретила её - светлую богиню, чей образ очаровал, покорил, восхитил.

     Это творение есть ремейк одноимённого фильма, выпущенного в прокат в 1980 году. Оригинальный фильм не смотрел, сравнивать не с чем. Может, и хорошо. Новое видение иной раз бывает лучше оригинала, к тому же к созданию фильма причастен Александр Ажа, а это имя многое значит для жанра ужасов. Качеству его произведений можно доверять.

     Мне понравилось то, как был представлен маньяк-убийца. Он виден в отражениях. И часто лицо искажено объектами, в которых оно отражается. Редко появляется в кадре как самостоятельная личность, иногда видны его руки. Не знаю уж, чем руководствовались создатели фильма, но мне показалось, что так они показали весьма распространённую идею, что люди с душевными расстройствами не вполне осознают себя, не могут идентифицировать в окружающем пространстве, потому ищут того, кто сможет сказать, кто они есть. Иногда это следователь, иногда психолог, иногда судья, иногда последняя жертва, которая в рамках самозащиты ликвидирует нападающего.

     Здесь мы видим классического агрессивного параноидального шизофреника, перешедшего на стадию охоты. Его состояние показано идеально, - усилено музыкой, визуальными и звуковыми эффектами, особым стилем съёмки, - это краткие моменты затишья и продолжительные периоды, когда он находится в возбуждении и ищет удовлетворение. Эпизод, когда он отрезает скальп у девушки на автостоянке. Момент взятия трофея сравним с оргазмом. Актёр в абсолютной точности передал эти ощущения, да, Элайджа Вуд профессионал. Фрэнк достиг цель, получил максимальное удовольствие, внутренние демоны успокоились, и теперь он может нормально говорить с главным объектом своей страсти, Анной, и помогать ей готовить выставку фотографий и манекенов.

     Фрэнк - реставратор манекенов в третьем поколении, магазин ANGELA'S MANNEQUINS достался ему по наследству от матери, которая умерла год назад. Из кратких воспоминаний известно, что мама вела весьма распутный образ жизни, наркотики, групповой секс, воспитанием сына занималась поверхностно, часто сын присутствовал во время сексуальных оргий. В состоянии наркозависимости сомнительно, что она могла адекватно воспринимать сына, видеть его проблемы. Мальчик был предоставлен сам себе. В одиночестве и под давлением научился видеть в манекенах живых людей. Как он сказал Анне, что для него манекены более живые, чем люди.

     Однако страсть к тому, чтобы наполнить эти тела большей жизнью, спровоцировала начало охоты на девушек. Мы видим, что он целеустремлён. Долго катается по городу, ищет нужный образ, выбирает не случайно. Взгляд художника. Иногда использует сайты для знакомства, здесь под ником I M TIMID ("Скромник") устанавливает контакты с девушками. И когда объект найден, то вместе со скальпом забирает в своё логово и частичку жизни. Манекены начинают разговаривать с ним, предъявлять претензии или внушать любовные чувства. Как несколько настоящих девушек, если бы они оказались в одной комнате с одним мужчиной-покровителем.

     Реальность немного пошатнулась, когда Фрэнк познакомился с Анной, фото-художницей, которая выбрала для себя путь оживлять манекены, фотографируя их, словно они люди, выставляя фотографии в галереях. После окончания университета она готовит уже третью выставку, и магазин манекенов Фрэнка для неё, как кладезь золота. Можно сказать, Фрэнк и Анна нашли друг друга, только страсть одного из художников слишком убийственна для общества. Для неё он простой мальчик, владелец семейного бизнеса, мама которого умерла прошлым летом. Да, он немного странный, и иной раз может убежать, не объяснив причину, но кто в этом мире не странный? Так вместе они подготовили выставку, и чтобы отметить это событие договорились о встрече.

     Свидание с Анной и сама выставка потрясли и без того хрупкое равновесие. Ещё и ревность, ведь Анна - красавица, а у красивых девушек всегда есть мужчина. Наличие соперника вызвало в душе Фрэнка особые переживания, что немедленно сказалось на желании завладеть новым трофеем. То бишь, реализовать своё сексуальное желание, своего рода акт совокупления через отчленение скальпа. Жертвой стала богатая дама, которая всё знала об искусстве, это агент Анны, помогла устроить выставку, привела клиентов, вела переговоры о продаже фотографий. Судьба ей не улыбнулась, ибо последний творческий человек, с кем общалась, отрезал ей скальп.

     Потеря агента встревожила Анну, слёзы, страдания, ощущение одиночества. Фрэнк стремится приехать к ней, дабы своим присутствием спасти от горя. Ведь в его фантазиях, что вызывает даже жалость к нему, он и Анна счастливы вместе, любят друг друга и идут по дороге в светлое будущее. Но здесь, расслабившись и поддавшись чувствам, Фрэнк допустил ошибку, что зародило в сердце Анны подозрение, что он и есть убийца. Финальная сцена очень длинная, занимает почти четверть фильма. Завершается тем, что Фрэнк обретает своё счастье. Теперь Анна навсегда будет с ним и никуда не уйдёт.

     Самая последняя сцена перед титрами - это галлюцинаторный трэш, с разрыванием плоти на куски, и, на мой взгляд, она уничтожает философию фильма, и никак не влияет на самого Фрэнка, ибо всё это его фантазия. Самобичевание не лучший способ наказания. На мой взгляд, было бы намного жёстче, если бы он увидел, как его разлучают с Анной, как его уводят в наручниках, а Анна остаётся. Будь я автором сценария, то закончил бы жуткими криками Фрэнка в тюремной камере, как он рыдает, бьётся об стену, пытаясь вырваться и вернуться к Анне, и от эмоционального напряжения умирает, расплёскивая кровь из рта, глаз и ушей.

     Длительность фильма 1 час 28 мин 50 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Фрэнк" - Элайджа Вуд (Elijah Wood)
     "Анна" - Нора Арнезедер (Nora Arnezeder)
     "мама Фрэнка" - Америка Оливо (America Olivo).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     16 день 6 месяца 15 года
     1 сентября 2020, 21:16

     Сказка на ночь:

     «В погоне за счастьем» (“The Pursuit of Happyness”, directed by Gabriele Muccino, 2006)

     Written by Steven Conrad.
     Music by Andrea Guerra.

     Драматическая история одного восхождения из крайних низов, из бездны нищеты к свету материального процветания, однако здесь важен не сам путь, а обстоятельства, которые привели главного героя к решению стать богатым, и сам герой, который не такой уж и хороший, и если приглядеться, можно увидеть самое настоящее чудовище.

     Это третий значимый фильм в биографии режиссёра Габриэле Муччино. Обратил внимание только на невероятно высокий рейтинг, да и слышал много об этом фильме, мол, невероятная история, душевная драма, смотреть обязательно. Как не последовать? Скажу сразу: разочарован.

     Во-первых, не увидел почерка мастера, из-за которого я полюбил первые два эмоционально сильнейших фильма, это "Последний поцелуй" (L'ultimo bacio, 2001) и "Помни обо мне" (Ricordati di me, 2003). Впрочем, в фильмах "Семь жизней" (Seven Pounds, 2008) и "Мужчина нарасхват" (Playing for Keeps, 2012) он тоже не применял своего уникального стиля.

     Во-вторых, мне не понравился персонаж Крис Гарднер, который с первых мгновений не вызывал сочувствия, и, наблюдая за ним всё оставшееся время, видел всё больше и больше отталкивающих черт характера.

     Однако этот фильм не выбивается из общего потока идей режиссёра, рассматривающего во всех своих фильмах такую тему, как отцовство. В центре внимания - взрослый мужчина (наличие семьи обязательно), который под давлением обстоятельств переживает некую духовную трансформацию, ищущий и обретающий смысл жизни.

     История Криса Гарднера основана на реальных событиях, хотя некоторые факты, упоминаемые в фильме, не совпадают с временем событий, ибо произошли намного позже. Открывается словами из Декларации Независимости США, той строчкой, которая для многих священна, о неотъемлемых правах человека на жизнь, свободу и поиск счастья:

     "We hold these truths to be self-evident, that all men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain unalienable Rights, that among these are Life, Liberty and the pursuit of Happiness". - United States Declaration of Independence, July 4, 1776.

     В этом фильме рассматривается, что такое счастье, что такое поиск. И что именно является счастьем. Нечто обретённое? Или счастье - это сам поиск счастья, процесс, который может никогда не останавливаться? Интересно оценить и то, и другое в словах и действиях главного героя.

     Самый главный вопрос: кого именно Крис сделал счастливым? Исключительно себя. Он много раз говорил, что старается для сына, для семьи, в том числе и для жены, но по факту, он старался только для себя. Что стало ключевой точкой, когда он решил действовать в своих интересах, наплевав на мнение жены и перспективы сына? Он увидел богатого мужчину, выходящего из красивого автомобиля и устремляющегося в шикарный офис в высотном здании. То бишь, личное материальное благосостояние, возможность улыбаться, катаясь на красивом автомобиле, стало для него объектом счастья, или было, просто в этот момент оно выразилось в конкретной ситуации, в точных материальных объектах. Это настолько его поразило, что он испытал галлюцинации, увидев вокруг улыбающихся, счастливых людей, выходящих толпами из этого высотного здания.

     В этот момент он думал только о себе. Да, это нормально, но, имея семью, надо думать не о себе, а о семье. Что он сделал, чтобы содержать семью в достатке? Бегал по городу, пытаясь продать никому ненужный хлам, вместо того, чтобы найти нормальную работу, получать зарплату и оплачивать расходы, которые в их семейном бюджете не были такими уж огромными, но если не платить по счетам месяц за месяцем, то долги станут непосильными. В это время жена трудилась на двух работах, фактически, она содержала всю семью, кормила своего мужа. И этот бездельник во время ссоры ещё имел наглость укорять жену в том, что она не прокормит сына. Как он заботился о сыне, зритель узнает весьма скоро.

     Например, в сцене, где 5-летний сын играет в баскетбол. Папа ему говорит: зачем тебе играть в баскетбол, ты всё равно никогда не станешь известным баскетболистом, это пустая трата времени. Такие хорошие стимулирующие речи от доброго папы! Понятно, что сынок сразу обиделся, ибо его назвали идиотом, а ведь он так мечтал получить в подарок баскетбольный мяч, ибо любил играть. К счастью для папы, маленькие дети не долго помнят обиду.

     Жену предал, можно сказать, выгнал из дома. Не она ушла, он выгнал. Даже не сделал попыток её остановить, предложить некий план выхода из семейного кризиса. Женщина просто не выдержала быть рядом с таким мужчиной, он сводил её с ума, едва открывал рот и грезил о том, что никогда не произойдёт.

     Что сделал с сыном? Такой ли уж он хороший папа? Мы видим, как Крис, оставшись один, без финансирования из кошелька жены, последовательно скатывается всё ниже и ниже на дно социальной ямы, и не один, вместе с сыном. Они находились на грани выживания. Папа пребывал в иллюзиях, постоянно подвергая сына опасности, то мучая голодом (денег нет и взять неоткуда), то проводя с ним ночь в туалете в метро, среди полной антисанитарии, среди мочи и кала, устроив кровать из туалетной бумаги на полу, то приводя спать в ночлежку для бездомных, где он мог заразиться любыми болезнями.

     И все испытания ради чего? Дело в том, что Крис узнал, что можно стать брокером в финансовой компании, не имея специального диплома об обучении. Всё его образование - это обычная сельская школа. В том высотном здании находился офис финансовой компании, здесь проводился набор 20 стажёров на 6-месячное обучение. Оплаты во время обучения не будет. По итогам экзаменов будет принят только 1 стажёр на постоянную работу. Шансы невелики, но Крис ввязался в авантюру. Жена ему сказала, почему бы ему не пойти и сразу стать космонавтом? Эта авантюра стала последней каплей в чашу терпения, и муж с женой разошлись. Жена поняла, что от него не будет никакого толку. Вместо того, чтобы пойти работать, как все нормальные люди, он выбрал приключения.

     Интересно было наблюдать за галлюцинациями Криса, как он видел тех, кто имели деньги, власть, влияние, что это исключительно душевные люди, которые принимают его как равного, заботятся о нём, любят его сына, не слышат его ложь. Однако мы видим другое. Что эти богатые люди заберут последние деньги из его кошелька, или не заплатят по счёту в такси, что относятся к нему, как к глупому мальчику, которого пригласили на шесть месяцев подносить кофе менеджеру. Всего этого Крис не замечает. Зато видит другое, что бедные люди все лживые и жестокие, грязные и опасные, и что у него с ними не должно быть ничего общего.

     Возможно, что именно такие персонажи, которые готовы избивать людей за место в очереди в ночлежку, готовые идти по головам своих родных и некогда любимых к достижению своей цели, и становятся богатыми и влиятельными. По сути они - хищники. Берут то, что им надо, не считаясь с мнением окружающих. Готовы унижать, оскорблять, подавлять. Крис Гарднер получил место в финансовой компании, а через несколько лет основал свою компанию, оказывающую брокерские услуги, и ещё через двадцать лет продал свою компанию, став мульти-миллионером.

     На мой взгляд, истинные герои, ищущие счастье для себя и близких им людей, но больше для близких, показаны в фильмах «Извините, мы вас не застали» (“Sorry We Missed You”, directed by Ken Loach, 2019) и «Капернаум» (“Capharnaüm”, directed by Nadine Labaki, 2018), а история Криса Гарднера - это притча о человеке, который искал счастье, делая несчастными тех, кто рядом. Так или иначе, но имел на это право, ведь оно неотъемлемо, как право на жизнь и свободу.

     12+ Ratings Info: Contains two uses of strong language.
     Длительность фильма 1 час 57 мин 27 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Крис Гарднер" - Уилл Смит (Will Smith)
     "Кристофер" - Джейден Смит (Jaden Smith)
     "Линда" - Тэнди Ньютон (Thandie Newton)
     "Джей Твистл" - Брайан Хау (Brian Howe)
     "Мартин Фром" - Джеймс Карен (James Karen)
     "Алан Фракеш, старший в группе стажёров" - Дэн Кастелланета (Dan Castellaneta)
     "Уолтер Риббон" - Курт Фуллер (Kurt Fuller).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь