Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     7 день 7 месяца 15 года
     22 сентября 2020, 17:00
     16971 день земного пути Сказочника
     6810 день от Рождения Великого Ёжжмы





     7 день 7 месяца 15 года
     22 сентября 2020, 21:33

     Сказка на ночь:

     «Запретная зона», режиссёр Митрий Семёнов-Алейников, 2020

     Сценарий - Александр Демьянков, Андрей Курейчик, Митрий Семёнов-Алейников.

     "Хочешь жить, в лес не ходи!". Красивый, душевный, завораживающий, в меру напряжённый триллер, история о группе молодых ребят, попавших в мир, где отчуждена не только земля, но и сама жизнь, где заражение смертью происходит сначала в разуме, а потом угасает и тело, и чем слабее жажда вырваться на волю, тем сильнее хватка смерти.

     Случайно встретил этот фильм, и желание посмотреть возникало сразу, не особо вдаваясь, кто здесь из актёров и кто режиссёр. Как оказалось, этот фильм произведён в Республике Беларусь. С первых кадров чувствуется хорошая, качественная работа, очевидно, что создатели подошли с желанием сделать что-то настоящее. И это ощущение осталось до финальных титров. Доволен, что посмотрел сие произведение.

     Понравилось то, как были показаны все персонажи. Целостность характеров сохранялась от начала до финала, ну или до смерти персонажа. Злодеем здесь выставляют Алексея, вернувшегося из Афганистана. Понятно, что до ухода в армию у него был дерзкий характер, за что и любила его Лида, а после того, что он насмотрелся во время боевых действий, характер стал более жёстким. Однако мне понравился этот персонаж, и большинство его действий были логичны.

     Единственный его минус - не может преподнести себя в качестве лидера, которому доверяет группа. Если он что-то делает, то не объясняет свои действия, что вызывает непонимание у остальных участников похода, менее образованных и не готовых к испытаниям, а непонимание ведёт к неприязни, подозрениям и обвинениям. Все их беды начались именно из-за того, что Алексея выбрали злодеем, и это повлияло на целостность группы, ну и на итоговый выход из леса.

     Если анализировать ситуацию, сразу после выстрела в Гришу, панику поднял Артур, и не дал ответить Алексею, который и без того был на пике эмоций, ещё и подогретый тем, что утратил свою любимую девушку, Лиду, ныне целующуюся с Артуром. О каком разумном объединении группы может идти речь, если замешано так много - подозрения, ревность, гнев, оружие. Если бы Алексей имел авторитет в группе, как лидер, которого уважают, то получил бы право рассказать, что одиночный снайперский выстрел из ружья отличается от выстрела из автомата, и что поразить бегущую цель из автомата в условиях преследования по лесу нереально, всё равно что кидать камешки в муху.

     Но в этом походе всё было против участников. Впрочем, это и не совсем поход. По доброй воле они не пошли бы в этот лес. Место действия: Белорусская ССР, 1989, с переходом в Украинскую ССР. История начинается с того, что Моня собирает всех друзей, бывших одноклассников, предлагая им 2-дневную прогулку на природе с алкоголем и песнями под гитару. В кампании - Жанна, проститутка, мечтающая уйти из бизнеса, Гриша, длинноволосый музыкант, любит Guns N' Roses и песни Юрия Лозы. В фильме звучит песня "Плот" (Юрий Лоза, 1988), за это спасибо, хорошо передала атмосферу тех лет, а вот песня на титрах "Я слышу шорохи" (Липа), меня не впечатлила, даже немного подпортила ощущение от фильма, хотя кому-то понравится.

     Ещё в кампании - Лида, бывшая девушка Алексея, а теперь подруга-любовница Артура. По определению Алексея они: "Ботан и пионерка". И вот, путешествие началось. По реке на плоту. Немного алкоголя и безумия, и путешественники уснули, а утром ранним течение реки вынесло их в Запретную Зону - куда-то в 30-км зону отчуждения Чернобыльской АЭС. Так получилось, что лишились они плота, и выходить отсюда только пешком. Два варианта - по дороге, но это 30 км до ближайшей станции, либо через лес. А это, как сказал дед Анисим, местный житель, которого не победили ни радионуклиды, ни мародёры, ни военные, ни чёрт знает кто, то ли волки, то ли собаки, которые совершенно не боятся людей, - весьма опасное дело, можно не вернуться из леса.

     Алексей настоял на том, чтобы группа шла через лес, расстояние меньше. Кому-то это не понравилось, кому-то было всё равно. Но - решение принято, и началось исполнение. И исполнение прекрасное! Захватывающие приключения. Приятное эмоциональное напряжение. Ну а наличие крупной суммы денег, которая досталась им относительно случайно, только усилила интерес к событиям. Самая мерзкая сцена - со стаей собак, когда они атаковали автобус, где прятались Артур и Лида. За эту сцену можно похвалить. Да и вообще за весь фильм... Примечательно, что именно Артур (имя в переводе означает "Медведь") попал в медвежий капкан, не знаю уж, по какому умыслу это было сделано, но мне понравилось.

     Ещё можно отметить деда Анисима, какой он оказался загадочный персонаж, генетические мутанты из фильмов серии «Поворот не туда» могут отдыхать в стороне. Отдельное спасибо за цитирование эпизода из фильма «Пятница, 13-е» (“Friday the 13th”, directed by Sean S.Cunningham, 1980), когда Жанна понимает, что попала в ловушку, и прыгает из автомобиля, а потом ползёт, умоляя её не убивать. Точно так же было и с поварихой Энни, которую убила мать Джейсона Вурхиса, колесившая по округе на почти таком же автомобиле. Единственное, что можно было бы усилить мотив Анисима не банальной местью, а просто жаждой охотиться, мол, он сошёл с ума, кушаю радиоактивную рыбу. Ведь Алексей спросил его: "Ты охотник?".

     Длительность фильма 1 час 35 мин 55 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Лёха \ Алексей" - Павел Чинарёв
     "Лида" - Дарья Мельникова
     "Артур" - Александр Головин
     "Моня" - Даниил Вахрушев
     "Жанна" - Ирина Безряднова
     "Гриша" - Сергей Толкач
     "дед Анисим" - Сергей Сосновский.

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     7 день 7 месяца 15 года
     22 сентября 2020, 23:00

     Сказка на ночь:

     «Шелли» (“Shelley”, directed by Ali Abbasi, 2016)

     Written by Maren Louise Käehne, Ali Abbasi.
     Based on an original idea by Ali Abbasi.
     Composer - Martin Dirkov.

     Мрачная, тягучая, атмосферная, жутковатая история, случившаяся в датской глубинке, где мама и папа ждали рождения сокровища. Среди фильмов о рождении зла, этот можно поставить на первое место, всё остальное рафинад, ибо не каждому режиссёру удаётся создать такое эмоциональное напряжение, когда не возникает сомнений, что в мир пришло само зло.

     После шикарной сказки про скандинавских троллей, выживающих в современном мире, «На границе миров» (“Gräns”, directed by Ali Abbasi, 2018), не мог не обратить на другое произведение сценариста и режиссёра Али Аббаси (Ali Abbasi), его дебют под названием «Шелли» (“Shelley”). С первых кадров Али действует как самый настоящий сказочник, создавая пугающую атмосферу, проникая в сердце зрителя видами природы и тягучей тревожной музыкой, словно говорит такие слова: "Зло притаилось в соседних лесах, и ты, мой друг, будь внимателен, когда ступишь на дорожку, не упускай ни одной детали, иначе тьма овладеет твоим разумом и уведёт в мрачное никуда".

     В скандинавскую глубинку, в данном случае куда-то в Данию, приезжает девушка из Румынии, Елена, дабы устроиться на работу помощницей по хозяйству в семью, живущую на берегу большой реки, настолько большой, что если не приглядываться, то можно подумать, что это вытянутое, слегка изогнутое озеро.

     В доме живут Каспер и его жена Луиза. Здесь нет электричества и водопровода. Муж с женой предпочитают быть ближе к природе, наслаждаясь тем, что даёт земля. На столе из еды только то, что вырастишь на грядке и в курятнике. Воду надо носить в вёдрах, свет получаешь от газовых ламп. Если бы не стационарный телефон и автомобиль, то можно было бы подумать, что Каспер и Луиза обитают в мире лет на сто пятьдесят назад. Однако денег у них много, просто, не используют их в полной мере. Иногда к ним приходит местный лекарь, а то и колдун-знахарь, по имени Лео, он учит Луизу управлять балансом между светлой и тёмной энергиями, дабы обрести гармонию и чувствовать потоки жизни всецело.

     Так у Елены начались будни. Днём трудится на грядках, вечером носит еду в курятник. Из развлечений здесь либо гулять по берегу реки, либо кататься на лодке. Да и нет здесь времени на развлечения, ибо с утра до вечера занимаешься хозяйством. В разговоре с Луизой узнала, что муж с женой несколько раз пытались завести ребёнка, но Луиза не может выносить. Последний плод умер на 14 неделе. Это была девочка. Доктор, чтобы спасти мать, вырезал всё содержимое, и теперь Луиза никогда не сможет воспроизвести жизнь. Однако, зная, что могут быть плохие последствия у беременности, ибо не первый раз, Луиза позаботилась о том, чтобы иметь запас оплодотворённых яйцеклеток, и одна осталась в замороженном виде.

     И здесь сошлись интересы двух женщин. У Елены есть 5-летний сын, живёт ныне в Бухаресте с её родителями. Елена мечтает за три года накопить на квартиру, работая вот таким образом за высокое вознаграждение. Луиза предложила Елене стать суррогатной матерью, принять в себя яйцеклетку и выносить для неё и Каспара ребёнка, за это она получит такое вознаграждение, что сможет купить квартиру в Бухаресте, ну и пока она будет беременной, работать по хозяйству не обязательно. Елена согласилась.

     И вот, начался процесс. Только не всё было приятно. Да и что тут может быть приятного, если тело постоянно подвергается трансформациям. И не только тело. Но и разум. Так у Елены начались кошмары по ночам и наяву. Она видела опасную собаку, которая её преследует. Снились мёртвые младенцы в лесу. Виделись кровавые потоки. Иногда она просыпалась и видела, что вся облеплена чем-то грязным. Кожа покрылась корками, которые вызывали желание их расчёсывать. Она похудела и побледнела. Начала кушать, не контролируя свои желания.

     Всё это показывалось под весьма нагнетающий ужас саундтрек, композитору отдельное спасибо, умеет достать до глубины души. Тёмная тьма медленно обволакивала Елену со всех сторон. Было несколько жутковатых сцен. Одна из них меня больше всего поразила и восхитила. Адская сцена, когда после неудачной попытки искупаться, Елена начала бить себя по животу, требуя, чтобы ребёнок вылез из неё. Однако есть в этом небольшой минус. Было бы неплохо для создания большего напряжения сообщать срок беременности, ибо без этого все события сливаются воедино, словно всё происходит в несколько дней.

     Вторая часть фильма более мрачная и тягучая, нервическая, невозможно не похвалить режиссёра за мастерское манипулирование цветом и звуком, создаются потрясающие образы, передаются все чувства Елены, вся максимальная грань её психоза. Что уж говорить, что Елена не смогла остаться живой. Сцена попытки выковырять из себя ребёнка весьма драматичная.

     И вот, Луиза получила то, что хотела. И Каспар тоже улыбнулся. Только не долго улыбался. Тут всё дело в ребёнке. Родилась девочка, назвали Шелли. От неё исходила некая злая энергия, возможно, это объясняет, почему Луиза не могла выносить плод, ибо сама и была источником этой злой силы, и пыталась плодить зло, что усиливало энергию и плод самоуничтожался. Но теперь зло родилось, во плоти, и стало оказывать влияние на Каспара, как на чужого. Точно такое же влияние было на колдуна-целителя Лео, едва он взглянул в глаза девочки, как мгновенно сбежал из дома - эта сцена тоже была очень красивой и зловещей. Ну и все сцены с подавлением сознания у Каспара нельзя не назвать великолепными.

     В итоге остались только Луиза и Шелли. Не знаю уж, какая судьба ждёт Шелли, но что-то мне вспомнился фильм «Тельма» (“Thelma”, directed by Joachim Trier, 2017). Если объединить эти два фильма, то получится некая последовательно выстроенная история. В одном фильме - история зачатия и рождения, в другом - история взросления. Али Аббаси, огромное спасибо за сказку!

     Длительность фильма 1 час 32 мин 19 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Елена" - Козмина Стратан (Cosmina Stratan)
     "Луиза" - Эллен Доррит Петерсен (Ellen Dorrit Petersen)
     "Каспер" - Питер Кристофферсен (Peter Christoffersen)
     "Лео, местный лекарь-колдун" - Бьорн Андресен (Björn Andrésen).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь