Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     5 день 11 месяца 15 года
     18 января 2021, 18:00
     17089 день земного пути Сказочника
     6928 день от Рождения Великого Ёжжмы






     5 день 11 месяца 15 года
     18 января 2021, 21:54

     Сказка на ночь:

     «Довод» (“Tenet”, directed by Christopher Nolan, 2020)

     Written by Christopher Nolan.
     Music by Ludwig Göransson.
     Filmed on location in USA, Estonia, Italy, UK, Denmark, India, Norway.

     "Мы живём в сумрачном мире" - "Нет друзей на закате". Детективная история в ауре фантастики и фантасмагорий, ещё один злодей жаждет причинить миру неприятности, но всегда найдётся герой, который не пожалеет трудов своих праведных, дабы остановить нарушителя, и всё использует для этого, и красавицу-блондинку, и даже ходить будет задом-наперёд.

     Многие режиссёры хотят сделать некий необычный фильм, который вызовет эмоции у зрителей и запомнится на многие годы. Однако не все понимают, чем именно можно привлечь внимание аудитории, чтобы люди обсуждали, пересказывали и советовали посмотреть. Вот, например, режиссёр Питер Джексон реализовал весьма необычный фильм, две трилогии по книгам Толкина "Властелин колец" и "Хоббит". Сомнительно, что найдётся на планете хоть один человек, который не сможет понять мотивы персонажей, образ их мыслей, действий, не поймёт причины, следствия, не осознает способа достижения того или иного результата. Эти фильмы останутся в истории, их будут пересматривать снова и снова, находя всё больше интересного и нового в уже знакомом.

     А есть такой сценарист и режиссёр Кристофер Нолан, который представил миру очередное своё творение, претендующее на ранг необычного - “Tenet”. Однако повышенный интерес такое произведение может вызвать только у небольшой группы верных поклонников творчества режиссёра, прощающих ему все грехи, ибо остальным это покажется весьма скучным, унылым, запутанным, крайне неудачным проектом по донесению до зрителя особо извращённой идеи о путешествии во времени.

     Что у Нолана хорошо получается, так это панорамные сцены, он умеет показывать пространство, глобальность этой сферы, её мощь, энергию, и в “Interstellar” это прекрасно доказано, да и в “Dunkirk”, где всё выстроено исключительно на красивых, панорамных, однако бессмысленных сценах. И в фильме “Tenet” есть несколько таких сцен, где энергия пространства так и исходит с экрана, например, одна из них: эпизод прогулки на яхтах, по таймеру 00:56:48 - 00:59:03.

     Но вот, что заметил в фильмах Нолана, он совершенно не умеет показывать детализацию, мелкие элементы мира. Для него это недоступно. Не может показать энергию погони на автомобилях, не может показать боевые сцены, где люди активно стреляют друг в друга, даже сцена, где самолёт врезается в ангар, показана крайне неудачно, не чувствуется всей этой мощи, всё это как-то отстранённо, издалека, где-то там, что резко снижает интерес.

     И самое главное, в такого рода фильмах важны мелкие детали, кирпичики, из которых строится образ мира. Если тысячу раз сказать слова "инверсия", "инвертированный", это не ответит на вопросы, как, каким образом Сатором была получена связь с будущим; как он придумал Ворота; каким образом началось перемещение объектов; откуда появилось столько правил и знаний об инвертировании, если до событий в фильме вроде как никому до этого не было дела. Чтобы поверить в реальность ситуации, нужны детали, нужно объяснение, что и откуда берётся, нужна история происхождения каждой вещи. В фильме Нолана ответов не даётся, это просто есть, и всё.

     Так же редко удаётся использовать саундтрек, чтобы усилить некоторые моменты, оживить картинку, дать зрителю ощутить энергию событий. Например, в сцене, где честные граждане планируют незаконное проникновение во Freeport в аэропорту в городе Осло (стиль выстраивания эпизода очевидно позаимствован у режиссёра Гая Ричи), 00:34:15 - 00:38:30, фоном идёт некая нервная ритмичная музыка, которая конкурирует с речью персонажей, и даже подавляет.

     Не могу не провести аналогию с историями про агента 007 Джеймса Бонда, здесь уж слишком явные параллели. И передвижения по миру (кстати, совершенно не чувствуется, что меняются локации, а ведь реально фильм снимали по всему миру - Англия, Индия, Норвегия, Дания, Эстония, Италия - такое ощущение, что события ведутся в одном городе, на одной улице, около одного дома), и злой русский миллиардер, и роскошные автомобили, и красивые костюмы, и сказочные баталии, и обязательно девушка, которую по какой-либо причине надо спасти, но в данном случае без секса, хотя проникновение в девушку было осуществлено.

     Что ещё не хватает, чтобы полностью связать с Бондианой? Юмора! Фильмы Нолана славятся отсутствием юмора, здесь персонажи холодны, аки айсберги. Если только не считать две сцены, где ШПИОНЫ обсуждают свои незаконные дела в автобусах (!), при скоплении людей, когда любой дурачок со смартфоном может сделать видео или аудио и рассекретить их замыслы. Видимо, это и есть юмор Нолана, на большее рассчитывать нет смысла.

     Для меня тема путешествий ВО времени никогда не имела ажиотажного интереса, ибо в моём понимании нет никакого прошлого, вернуться даже не секунду назад нельзя, как и прыгнуть на секунду вперёд. Эта идея родилась в фантазии психически нестабильных людей, которые чрезмерно жалели об утраченном, и размышляли, как было бы прекрасно вернуться в прошлое и переделать ошибки. Есть только одно - путешествие СО временем. А время движется только вперёд. Даже если стоишь на месте, всё равно движешься (стареешь, разрушаешься), ибо материя при движении со временем должна уничтожаться. Проблема с переделыванием ошибок "в прошлом" в том, что, исправляя одну, неизбежно совершишь ещё сотню. Что в итоге? Вечное кольцо ошибок? Потому и устроена Вселенная так, чтобы нельзя было вернуться в прошлое и переделать. Нужно всегда двигаться вперёд. Как говорил пророк Иешуа (Евангелие от Матфея, глава 10 стих 14): "отрясите прах от ног ваших" - и идите вперёд.

     Идею, что проповедует Нолан, уже показал в своём фильме сценарист и режиссёр Такаси Ямадзаки «Пришелец из будущего» (“Ritânâ \ Returner”, directed by Takashi Yamazaki, 2002). В отличие от Нолана, Такаси Ямадзаки весьма комфортно для зрителя представил теорию о движении во времени и последствия таких игр. Несмотря на то, что там тоже играются с прошлым, всё же, фильм не может не вызвать симпатию уж хотя бы тем, что присутствуют инопланетяне, да и мотивы персонажей весьма рациональны, даже у злодеев. У злодея Нолана мотив, аки у ребёнка малого: раз мне не дали игрушку, то взорву всю песочницу, чтобы никто не смог играть.

     Оглядываясь на фильмографию настоящего Кристофера Нолана, начиная с 2005 года, не могу не прийти к простому выводу, что это череда зрелищных, но бездушных, пустых, безэмоциональных фильмов, это картинки, которые не могут вызвать нормального душевного отклика, ни один персонаж не вызывает сочувствия, кои, как бледные тени, бредут в пространстве-времени. И самое главное, все эти фильмы скучные, они тянутся, вызывая тоску. Их можно хвалить только за красоту, за работу над картинкой, но недавно уже был фильм-картинка, «1917» (“1917”, directed by Sam Mendes, 2019), и что, кому от этого стало веселее? Просто череда быстро сменяющих друг друга фотографий, калейдоскоп. Наслаждение для глаз, но душа остаётся голодной.

     ФИЛЬМОГРАФИЯ КРИСТОФЕРА НОЛАНА:

     «Бэтмен: Начало» (“Batman Begins”, directed by Christopher Nolan, 2005)
     «Престиж» (“The Prestige”, directed by Christopher Nolan, 2006)
     «Темный рыцарь» (“The Dark Knight”, directed by Christopher Nolan, 2008)
     «Начало» (“Inception”, directed by Christopher Nolan, 2010)
     «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (“The Dark Knight Rises”, directed by Christopher Nolan, 2012)
     «Интерстеллар» (“Interstellar”, directed by Christopher Nolan, 2014)
     «Дюнкерк» (“Dunkirk”, directed by Christopher Nolan, 2017)
     «Довод» (“Tenet”, directed by Christopher Nolan, 2020)

     Длительность фильма 2 часа 30 мин 08 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Агент ЦРУ \ Протагонист" - Джон Дэвид Вашингтон (John David Washington)
     "Нил \ из будущего" - Роберт Паттинсон (Robert Pattinson)
     "Сатор, русский миллиардер" - Кеннет Брана (Kenneth Branagh)
     "Кэт, жена Сатора" - Элизабет Дебики (Elizabeth Debicki)
     "Прийя" - Димпл Кападиа (Dimple Kapadia)
     "Айвес" - Аарон Тейлор-Джонсон (Aaron Taylor-Johnson)
     "Волков, боевик Сатора" - Юрий Колокольников
     "Сэр Кросби, Британская разведка" - Майкл Кейн (Michael Caine).

     Моя оценка фильму +3 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     5 день 11 месяца 15 года
     18 января 2021, 23:56

     Сказка на ночь:

     «Сочувствие господину Месть» (“Boksuneun naui geot \ Sympathy for Mr. Vengeance”, directed by Park Chan-wook (Chan wook Park), 2002)

     Screenplay by Lee Jae-soon, Lee Jong-yong, Lee Moo-yeong, Park Chan-wook.
     Music by Baek Hyeon-jin, Jang Yeong-gyoo, Lee Byeong-hoon.

     Драматическая история, трагедия, в которой многие люди сплели в единое кружево свои судьбы, но только для того, чтобы причинить друг другу боль и страдания, хотя изначально каждый из персонажей верил во всё светлое, и желал только счастья себе и близким, однако реальность устроена так, что веришь в любовь, а льются кровавые реки и звучат сердце взрывающие крики отчаяния.

     Режиссёр Пак Чхан-ук известен в первую очередь как автор Трилогии о Мести, но кроме этого есть у него и ещё фильмы, достойные внимания, однако в памяти народной остаётся что-то одно, самое главное, самое важное, и эти фильмы всегда будут вспоминать, приводя как пример, дающий яркий ответ, что такое месть, её природа, её последствия:

     «Сочувствие господину Месть» (“Boksuneun naui geot”, directed by Park Chan-wook, 2002)
     «Олдбой» (“Oldeuboi”, directed by Park Chan-wook, 2003)
     «Сочувствие госпоже Месть» (“Chinjeolhan Geumjassi”, directed by Park Chan-wook, 2005)

     Первый фильм имеет особенный почерк, из-за чего можно назвать это творение - артхаусом. Множество затяжных сцен, выстроенных для медитации, для некоего эстетического наслаждения, но смысловой нагрузки не несущих. Например, начальные сцены на заводе. Словно клип в музыкальном стиле industrial. Есть вообще абсурдные сцены, например, с появлением гуляющего по берегу больного церебральным параличом. Режиссёр не лишает зрителя и возможности улыбнуться, например, сцена: группа мальчиков, сидящих в ряд у стены в соседней квартире, слушающих, как стонет девушка, и мастурбирующих. Они не знали, что это не эротические стоны, а болевые, ибо так стонала сестра Рю, а он сидел, повернувшись к ней спиной, кушал лапшу и не слышал.

     История начинается с милого прочтения письма через программу на радиостанции, написанного глухо-немым Рю для своей сестры. Она для него всегда была светом его жизни. Но теперь она тяжело больная. Нужна почка для пересадки. Он готов отдать свою, но сестра против, да и доктор говорит, что его почка не подходит по группе крови. Что же делать? Доктор говорит, что надо забрать сестру из больницы, ухаживать за ней и ждать, когда появится донор.

     Рю работает на заводе, в литейном цехе. Индустриальный шум его не беспокоит. Сирену на перерыв не слышит. Лишь ждёт, когда все вернутся, чтобы продолжить работу. Он сильный и выносливый. Есть у него подруга-любовница, Ча Ён-ми, она склонна к коммунистическим взглядам, входит в состав "Союза Революционных Анархистов".

     Во дни, когда сестру отправили из больницы домой, Рю уволили, доходов нет. Он увидел объявление, что есть группа граждан, которые покупают внутренние органы. Рю пошёл к ним с предложением, он отдаёт свою почку, они дают ему 10 тыс долларов и ищут почку, которая подойдёт его сестре. Бандиты согласились. Сделали операцию, но оставили Рю голым, без денег, почки и перспектив.

     Ча Ён-ми предложила план выхода из ситуации. Нужно украсть Ю-сон, 7-летнюю дочку Пака Дон-джина, директора завода, который уволил Рю, как бы отомстить ему за дерзость, и потребовать выкуп. Им нужно всего 26 млн вон (по курсу января 2021 года это 23670 долларов), в фильме речь идёт о 25 тысячах долларов. Для директора это смешные деньги, он заплатит без колебаний.

     Операция осуществилась. Ю-сон была украдена, и помещена в квартиру Рю. Для его сестры объяснили, что это дочка некоего мужчины, которая должна пожить у них некоторое время. Ча Ён-ми вела переговоры с Паком и контролировала получение денег. Однако не всё было так, как хотелось. Сестра Рю узнала, что сделал брат, поняла, по какой причине он пошёл на преступление и убила себя в ванной комнате.

     В печали и страданиях Рю повёз тело сестры хоронить на берегу любимого озера, где они когда-то играли, будучи ещё малыми детьми, Ю-сон в это время осталась в автомобиле. Спала. А когда проснулась, то пошла искать Рю. Надо было идти через мосток, да упала в воду. Звала Рю, звала, да не дозвалась, так и утонула. В итоге - труп. Полиция нашла труп и пригласила Пака на опознание. Он плакал, говорил, что хотел дать деньги и получить дочь обратно, не вызывать полицию, вроде всё по-честному, а в итоге обман и страдания. Как же так?

     Так осуществляется переход ко второй части, сценой, где Пак - идёт, идёт, идёт. По дорожке мести. Вторая половина фильма более насыщенная по событиям, однако так же не лишена затяжных сцен. Долгий эпизод депрессивного состояния Пака, когда он пребывает в пустоте и отчаянии, ему даже видится призрак дочки. Здесь и сцена вскрытия, когда Пак наблюдает, как режут его дочь, и сцена кремации.

     Но вторая половина - акцент именно на мести, и мстить будут все за всё.

     Пак продал свой завод, отказался от прежней жизни, словно предчувствовал, что новая дорожка не принесёт ему радости, он не видел горизонта, хотел только отомстить, найти тех, кто похитил дочь и стал причиной её смерти, и убить, а что делать дальше, планов не было. Оплатил услуги детектива, и быстро были найдены и квартира, где проживали брат с сестрой, и место захоронения сестры, а так же номер автомобиля, на котором приехал Рю к озеру. Этот автомобиль принадлежал Ча Ён-ми. Так Пак вышел на Ча...

     В то же самое время Ча и Рю решили отомстить банде, которая торговала внутренними органами, мол, они украли у него почку, обещание не выполнили, что привело ко всем остальным печальным последствиям. Ча взяла на себя поиск банды и выход на контакт. Рю купил металлическую биту. И пошёл в логово бандитов. В итоге три жестоко убитых бандита, двое мужчин, одна женщина, с извлечёнными внутренними органами. Там была одна мощная кровавая сцена, когда была вскрыта артерия на шее у одного из бандитов, мега-фонтан. Режиссёр опять устроил сцену созерцания.

     Пак пытал Ча током, пытаясь узнать, где Рю, но она умерла. Полиция приехала её забирать. В этом эпизоде была весьма трогательная сцена, где Рю, хитрым образом прокравшись в лифт, окружённый полицией, берёт за руку мёртвую Ча Ён-ми. Короткая, но очень красивая, эмоционально сильная сцена, за это можно похвалить. Была ещё одна интересная сцена, аналог которой вряд ли есть в каком-либо фильме, когда Ча и Рю занимаются сексом. Она в позе сверху. Во время активного коитуса они переговариваются на языке жестов.

     Всё свелось к противостоянию Пака и Рю, последний этап. Умелый Пак смог заманить Рю в ловушку, а потом отвёз на то самое место, где умерла Ю-сон, и сделал так, чтобы Рю в страданиях, истекая кровью, утонул. Ещё одна сцена созерцания. Видимо, режиссёр через все подобные образы говорит зрителям, что время идёт так, как идёт, и негоже его торопить. Если убийца смотрит на то, как умирает жертва, то это длится некоторое время, и ему приходится смотреть, а потому, смотри и ты, кинозритель.

     Последним аккордом стала ещё одна месть, которая весьма взволновала Пака, и вызвала у меня улыбку. Думаю, многие улыбнулись, когда Пак пытался прочитать, что написано на листочке бумаги, "приговор", который прикололи ножом к его груди - режиссёр продолжает смеяться. Это произошло, когда Пак, празднующий удачно завершённую операцию, копал яму у дороги, чтобы скрыть с поверхности земли несколько мешков с кусками тела Рю и всю его одежду. Но довести до конца сие мрачное дело не удалось, ибо не поверил он Ча Ён-ми, что за ним придут Революционные Анархисты, а они пришли... С сигаретами тоже весьма весело. Да, под финал режиссёр решил немного расслабиться и активно посмеяться.

     Длительность фильма в полной версии 2 часа 01 мин 02 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Рю" - Щин Ха-гюн (Shin Ha-gyoon)
     "сестра Рю" - Лим Джи-ын (Lim Ji-eun)
     "Ча Ён-ми" - Пэ Ду-на (Bae Doo-na)
     "Пак Дон-джин, президент компании" - Сон Кан-хо (Song Kang-ho)
     "Ю-сон" - Хан Бо-бэ (Han Bo-bae, д.р. 4 марта 1994).

     Моя оценка фильму +4 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь