Сергей Азарин:
Всплески радужного оптимизма.


Сергей Азарин. Автопортрет, 27-28 мая 2006. Через два месяца после выхода Книги ХавардАР в мир    “Собравшись с мыслями, Майк стал рассказывать. Он видел, как их лица становятся всё более сосредоточенными, но в них не было ни недоверия, ни насмешки. Он остался в живых, но у него теперь сложился свой собственный взгляд на мир. Он был достаточно молод, и этот взгляд оказался невероятно разносторонним. Но то, что произошло в тот день, тем не менее проникло в самые отдалённые уголки его разума”. - Stephen King, “It”, 1986 (цитируется по изданию «АСТ», 1998, в двух томах).

   "Ровно восемь полных лет прошло с того дня – 31 января 2002 15:18мск – когда родилось Новое Слово, когда фактически началась моя официальная литературная деятельность. А Слово то, Ёжжма, и так родился Великий Ёжжма, один из моих главных героев, и передаю от его имени, что он выражает благодарность всем, кто откликался с добрыми намерениями на творчество его Автора. Чудеса!". - Сергей Азарин, автор Книги «Хавард. История биржевого игрока», 26 января 2010.

   Размышляя над тем, какой бы афоризм поставить первым перед новой статьёй, решил доверить выбор Случаю. Перед тем, как пойти приготовить себе чашечку горячего шоколада, задержался у книжной полки и взял первую попавшуюся книгу. Пока варево закипало, открывал книгу в случайных местах и читал. С третьей попытки нашёл свой приз. И как оказалось, найденное, очень и даже очень подходит по смыслу. Я был настолько приятно удивлён, что…

   Случаен ли выбор каких-либо вещей, дел, мыслей, слов? Случайно ли выбирает человек направление своего дальнейшего движения, стоя на пересечении десятка дорог? Игра в том, что выбрать можно только один раз, переиграть – нельзя. Покупая акции по сигналу на покупку, игрок покупает сейчас, в этот миг, по этой цене. Он не знает, какая цена будет в следующий миг. Он не знает, что будет с его деньгами в следующий миг. И самое главное, он не знает, правильно ли он делает? Вдруг, алгоритм принятия решений в перспективе ошибочен, и если в начале игры выпадали положительные баллы, то кто поручится за то, что в конце игры правила продолжат действовать и игрок останется в прибыли? Может, незаметные для него правила изменились, и, нажимая на кнопку, следуя тем же оперативным сигналам, он, устремляясь помыслами к Финишу Успеха, на самом деле удаляется от него с каждым шагом.

   Если вы пожелаете узнать оригинальный текст, откуда избранно взяты слова для первого эпиграфа, то вот адрес: роман “Оно”, часть IV “Июль 1958”, глава 14 “Альбом”, эпизод 3. После того, как приз был найден и освоен, я вспоминал, как читал весной 1999 эту книгу, какие испытывал эмоции, что меня заинтересовало, а что разочаровало. Но это не всё, заглянув на последнюю страницу, посмотрел дату «Подписано в печать 24 сентября 1998». Невероятно! Как говорил Шерлок Холмс в фильме «Собака Баскервилей»: «Вот начнёшь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ». Ещё раз, “24 сентября 1998”. А ведь это был день за несколько мгновений до того, как российский фондовый рынок в лице Индекса РТС нарисовал свой исторический минимум. Это случилось 2 октября 1998, когда был достигнут минимум 37,74 пунктов. Но не только это удивило…

   “Сентябрь 1998” как таковой для меня имеет особое значение. Этот месяц был первым, когда я применил на практике теорию графического анализа (до технического было ещё далеко) в той мере, как их понимал, основываясь на изучении книги Элдера «Как играть и выигрывать на бирже», которую купил в конце июля того же года, и читал весь август. Это происходило на фоне достаточно отрицательных событий в финансовом мире, не скажу, что они не коснулись меня, ведь я был на первой линии обороны, потому как несколько месяцев торговал от своего имени на бирже. Конечно, «торговал» сказано слишком громко. В 1998 году торговать на бирже было самоубийством, особенно, если вы не видите и не знаете, что происходит. Это вам не 2008, когда у каждого нового инвестора-игрока есть Quik и Metastock. Если сравнивать эти времена по возможностям, то я начинал торговать во времена палки-копалки, сейчас же - времена бензопилы “Husqvarna”. А прошло всего-то десять-двенадцать лет…

   Стивену Кингу в какой-то степени повезло в том, что его романы хорошо поддаются экранизации, в отличии от другого не менее достойного автора. Пару дней назад смотрел кинофильм “Cthulhu”, режиссёр Daniel Gildark, 2007. Какими же были большими мои ожидания, в такой же степени большими оказались разочарования. Что, Фабрика Голливуда неспособна проявить на свет хоть одну достойную экранизацию? Если и берутся делать что-то по Лавкрафту, то получается либо какофония ужаса, либо мистический сюрреализм, но и то, и другое, крайне далеко от его произведений. Неужели так сложно при всех-то их возможностях сделать добротное кино? А может, это сам Ктулху не хочет, чтобы его экранизировали? Такое возможно… Конечно, могу принять и сторону режиссёров, рассказы Лавкрафта не отличаются активностью, притягательностью и очарованием. Скорее, пронизаны глубокой меланхолией и упадком. Попробую, хоть это и невозможно, написать несколько слов в его стиле, чтобы привести пример тем, кто не знает, о чём речь: «…скрипнула дверь, и чёрный клубящийся ужас…». Нет, стоп, по-другому: «…открылись биржевые торги, и чёрный клубящийся ужас сжал посеревшие от невыразимого страха сердца, клокочущие в жерле кипящего буйства, именуемого человеческой плотью, отчаявшиеся инвесторы дрожащими руками, сведёнными судорожным экстазом, из последних сил тянулись к…». И как нечто подобное можно экранизировать?

   Сам же фильм посмотреть можно (но не советую), ради нескольких моментов, которые доставят некоторое удовольствие. Во-первых, это первый фильм, где герои научились бегло разговаривать на том странном языке, состоящем почти из одних согласных. Во-вторых, посмотреть на версию конца света, когда Ктулху проснулся. Довольно оригинально. Мне особенно понравились слова диктора по радио на последних кадрах кинофильма, воспроизведу по памяти, сейчас уже не помню точно, но примерно так: «Созвано внеочередное заседание совета безопасности ООН, где первым и единственным на повестке дня стоит вопрос: «Кто же теперь правит миром?». На общем депрессивном и мрачном фоне эти слова звучали особенно ярко и безнадёжно. Но главное, что не понравилось в кинофильме, это отход от традиционной постановки сюжета, когда играет пара парень-девушка, где парень - умный, но не может, а красавица-девушка весело смеётся и громко кричит в моменты опасности. Представлен в прямом смысле нетрадиционный подход, где герои - два влюблённых парня, один из которых «как бы девушка». А женщины в фильме - словно они на грани вымирания, либо отчаявшиеся в безнадёжности, либо алчущие в безыдейности. Короче, странное кино. Да, ещё, там и про Россию упомянули, диктор по радио: «По сообщению Итар-Тасс: в России умер последний белый медведь».

   Вот такие чудеса…

   В творчестве как таковом наличие фантазии, воображения, или способности видеть то, что не видят другие, делать то, что не смогут другие, на мой взгляд, не самое главное, хотя без этих условий не будет самого творчества. Главное – это способность довести задуманное до конца. Родить идею, начать её воплощение, но третье – доведение до завершения, чтобы идея обрела плоть и жила. Недалёкие разумом так легко и просто рассуждают о результатах какого-либо творчества, будто это выпить стакан воды: «Каждый сможет!». В принципе, да, конечно, каждый, но только каждый творческий человек (или, каждый стремящийся к творчеству), и сможет он только то, что ему дано Природой.

   Я говорил, что игра на бирже – это творческий процесс. Разработка Торговой Системы (ТС) – это творчество. Но ТС должна выйти в мир и работать, иначе «разработка» не имеет смысла, лишь как эксперимент, не более. Многие игроки торгуют вообще без каких-либо систем, и прекрасно себя чувствуют. Но это до тех пор, пока не грянул гром, оглушающий разум, и череда убыточных бессистемных сделок выведет такого игрока за пределы игры. ТС нужна – это факт, но нужна она не для сиюминутной выгоды, а для долгосрочной работы. Если игрок планирует торговать на бирже лет эдак 20, то ТС придётся разрабатывать.

   Наличие ТС ещё не гарантирует, что игрок будет с ней работать. Основное правило: доведение до завершения. То бишь, если разработал, то – играй от начала до конца. Есть правила? Следуй, изо дня в день, во что бы то ни стало. Это и есть творчество: тяжкий труд, приносящий величайшую радость. Если радости нет – это не творчество, а каторга безыдейной суеты.

   Вот недалёкие разумом, но в то же время всёзнающие то, как нужно делать, хотя в жизни ничего не сделали, как надо, говорят, глядя на любое творчество: «Ха, посади обезьяну за печатную машинку и по теории вероятности она напишет “Войну и Мир”». Сомневаюсь, что пройди хоть 10 млрд лет, такое произошло бы хоть раз. Меня всегда удивлял тот факт, что люди охотно кивают на обезьян, что они, мол, могут слепым нажатием напечатать «Войну и Мир», но почему же Кивающие сами скатываются до уровня обезьян, и ничего, кроме бессмыслицы не могут наклацать. Где новые «Война и Мир», или хотя бы «Сказка о Царе Салтане»? Нет, и не будет. Все произведения уникальны, которые пишутся один раз и не могут быть повторены, аналогов им нет, и не будет никогда. Будут иные произведения, будут иные слова. Новые тексты, новые слова.

   Недавно на Finam.ru прошла конференция «Системная торговля сегодня и завтра», почитайте вопросы-ответы участников, вам будет интересно. Можно сделать для себя несколько интересных выводов. Я вот, нашёл для себя очередное подтверждение. Есть программы, есть возможности, есть техника, можно соорудить любого робота и подключить к работе. Всё есть. Но самое главное – нужна ясно понимаемая система принятия решений хоть роботом, хоть живым игроком. Без этого – остальное не имеет смысла. Если ТС ошибочна по сути, то никакой робот, никакая оперативность исполнения сделок, не помогут. Творчество… Как увидеть то, что не могут увидеть другие? Как применить то, что не смогут применить другие? Каждый игрок видит рынок по-своему, и нет смысла убеждать других в своей правоте. Делай и получай результат. Хочешь рассказать об этом? Расскажи, возможно, это поможет кому-то другому сделать выбор в своей области.

   Насколько случайным было то, что я снял с полки именно роман «Оно», второй том, а не какой-либо иной, причём, именно там нашёл слова, так идеально подходящие по смыслу к сегодняшней статье, ко дням, которые сейчас идут, ко дню, который вот-вот придёт? На поиск этих слов ушло не более двух-трёх минут, а если бы я взял какую-нибудь другую книгу… нашёл бы там чего-нибудь? Может, я потратил бы время впустую, вместо того, чтобы сразу же приступить к воплощению идеи с первых слов. Время в творчестве играет важную роль. Сколько вы готовы заплатить времени, чтобы создать Торговую Систему? Если бы в начале пути каждому говорили: «Ты отдашь 10 лет, а ты - 15 лет, ты - всю оставшуюся жизнь, но ничего не получишь», - никто бы не поверил в такие слова, ведь каждый вновь приходящий на биржу игрок, тысячекратно умнее всех, кто торгует уже не первый десяток лет. К сожалению, это так, и переучиваться приходится каждому, чтобы “тысячекратность знаний” уменьшилась до однократности, а потом - в отрицательную зону. И если, кто выберется оттуда, то – получит приз. Возможно, в такой же последовательности случайных событий, кто-то из читателей, кто сегодня «как бы совершенно случайно» встретит эту статью, прочитает, заинтересуется, пойдёт дальше, узнает больше, вовремя поймёт и увидит нужный поворот на биржевом перекрестке, избежит многих ошибок, и путь его будет лёгким и приятным. Как знать, может, лет через десять мы прочитаем о нём в каком-нибудь элитном финансовом журнале, где он расскажет, как создал свою Торговую Систему и стал по ней работать, и стал тем, кто он есть. Всё возможно, и случайных событий не бывает. Это только у… впрочем, вот небольшая Притча Sh.H.Dh.,3944: “Я тоже могу”, которую сочинил по этому случаю:

     …Однажды глупец пришёл в Галерею и увидел череду картин Айвазовского и Шишкина, и людей, стоящих вокруг. Все улыбаются, смотрят восхищённо, с восторгом рассказывают друг другу о чудесных образах. Глупец усмехнулся, встал посреди смотрящих, и громко крикнул: «Это ничего не значит, я тоже так смог бы!». Люди затихли и посмотрели на него. Один из почтенных старцев, явно, знаток художественных искусств, сказал: «Молодой человек, но почему же вы ничего не нарисовали?». Глупец ответил, стараясь всем видом показать своё мастерство и превосходство, скрытое от простых людей: «Просто, мне не хочется брать в руки кисть и краски, стоять, чего-то там изображать, руки пачкать, время терять. Но если бы я захотел, то нарисовал бы и получше, чем эта мазня». Прошло несколько минут, и зал Галереи наполнился волнами все оглушающего смеха. Глупец обиделся и ушёл, непонятый, но верящий, что он может лучше. После Галереи он зашёл на стройку, где искусный архитектор наблюдал, как умелые строители воплощают его замысел. Глупец смотрел-смотрел, не выдержал и сказал: «Я тоже так смог бы, и даже лучше». Один уставший строитель услышал и от смеха выронил из рук большой кирпич, который упал глупцу на голову…

   Так вот, тут надо бы написать несколько слов в завершение. Но, этого не будет, ибо всё продолжается, все ещё только развивается. И вот, прошло восемь лет с тех пор, как наступил момент Однажды и оно началось. Восемь лет. Есть, что вспомнить, что рассказать. Столько событий, столько эмоций, столько переживаний, столько встреч и расставаний. И сколько бы ни было в пройденном пути, будет ещё больше ярких запоминающихся событий и встреч на пути грядущем. Пожелаю каждому, кто хочет услышать, идти вперёд к успеху во всех делах и начинаниях, всё дальше и дальше, за Великим Ишвасаром, и пусть Солнце разума освящает ваш путь, дабы не заплутать на перекрестках и не запутаться в выборе.

   Девиз ХавардАР: «Ра-Асти Харошо Всюду и Всегда! Ёжжма здесь!!!».

   Примечание: Действующие лица, события, названия и ситуации в этой статье-притче есть вымысел. Любые сходства с настоящими людьми, живыми или умершими, событиями, названиями, ситуациями есть чистейшее совпадение. Статья логично продолжает тексты: Охота за «Библией трейдера», часть 1, Мудрые руки Судьбы, часть 2, - опубликованные в ноябре 2009. Выражение «Всплески радужного оптимизма» из песни Александра Лаэртского «Латеральный треуголник шеи» с альбома «Детства чистые глазёнки», 1992.


   © Сергей Азарин, 26-27 января 2010. в начало страницы