Сергей Азарин:
Мой маленький морпех.
Размышления о фильме "Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес"
(“Battle: Los Angeles”, 2011)
.


Сергей Азарин. Автопортрет, 27-28 мая 2006. Через два месяца после выхода Книги ХавардАР в мир     “Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым” - Abraham Lincoln, 16 Президент США (12feb1809 – 15apr1865)

    "Разумный человек всегда и всём найдёт что-то Новое для себя, так усилит свои позиции. Быть в поиске – значит получить искомое. Однажды это произойдёт. Отвергнуть сам процесс поиска, значит, убрать возможность для роста, как внутреннего, так и внешнего, материального. И ещё, поиск никогда не заканчивается, ибо возможностей для совершенствования неограниченное число. Кто заявляет, что он уже достиг, на самом деле, попал в тупик". - Сергей Азарин, автор Книги «Хавард. История биржевого игрока», цитата из статьи «24-кратная концепция настоящего трейдинга», 21-23 марта 2007.

    Приходит время, когда ситуация на бирже позволяет ослабить игроку своё внимание, вести менее активный трейдинг, следуя определённым правилам и принципам. В такие дни можно больше времени уделять некоторым любимым занятиями, или наоборот, узнать что-то новое, окунувшись в прекрасные потоки многогранной информации. В таких отвлечениях главное не потеряться и не забыть, кто есть кто и что есть что, чтобы, когда настанет час, вернуться на биржевые торги и не забыть то, на чём остановился.

    Да, разные бывают ситуации… Вот, например, 16 марта закрыл все позиции за три часа до окончания основной торговой сессии, выключил терминал, и поехал в путь далёкий, дабы на ночном сеансе насладиться просмотром нового кинофильма, выхода которого я ждал более полугода, причём, ориентировал свои ожидания только лишь на парочку случайно увиденных скупых кадров по общественному телевидению. Сразу скажу, в итоге я не пожалел, мои ожидания подтвердились, я безгранично доволен и буду смотреть ещё раз. На мой взгляд, это единственный достойный кинофильм изо всех новых, мной увиденных за последние пару лет, о котором я хочу сказать несколько слов. Перед просмотром прочитал несколько десятков комментариев к этому фильму, они не отличались оригинальностью. Таких комментаторов можно сравнить с человеком, который сел кушать арбуз, но ему подали яблоки, и после этого человек стал всем рассказывать, что арбузы слишком маленькие и зелёные внутри и не такие красные и сочные, как о них говорили в рекламе. Можно было бы посочувствовать этому человеку. Однако разбирая, что и как, выясняется, что этот человек перепутал рестораны, ибо зашёл в «Яблочную комнату», вместо того, чтобы посетить «Арбузный зал».

    В основном, люди говорили так: «Какая ерунда, пафос, без сюжета, диалоги без смысла, похоже на «Монстро» и «Скайлайн», камера трясётся, два часа стреляют, скучно». Я не согласен, кроме одного, есть ощущение, что камера была установлена на шарнирах, картинку виляет в разные стороны… Когда я шёл по ночным улицам, наслаждался тишиной и морозом, понял, что так режиссёр фильма хотел передать не саму динамику происходящих событий, а внутреннее состояние героев: стресс, скорость принятия решений, адреналин, страх, духовную борьбу. Стресс-кружение, самое настоящее. Представьте, биржевой игрок купил акции, использовал кредит, а рынок начал падать стремительно и быстро, идёт обрушение. Игрок надеялся на то, что инвестиции принесут доход, но через секунду, как только прошла сделка, рынок пошёл против него и быстро, срывая стопы крупных игроков, что только ускоряло падение. Если у игрока не было автоматического стоп-приказа, или он его вообще не ставит, не использует, не умеет, что будет? Удар, мощнейший эмоциональный удар, стресс-кружение: в голове зашумит, дыхание перехватит, руки затрясутся, тело парализует, не хватит воли быстро закрыть позицию, сбрасывая at-market, игрок будет видеть, как исчезают деньги, но – ничего не сможет сделать. Как передать внутреннее состояние игрока? В фильме было это показано удивительно точно, но через боевые действия… внутреннее состояние морского пехотинца, оказавшегося в ловушке, откуда не выйти живым.

    Камера дрожит, да, ну, пусть дрожит, в процессе происходит сонастройка с происходящим, и это становится менее заметно. Дальше…

    Мне этот фильм не напомнил ни «Монстро», ни «Скайлайн», на мой взгляд, было бы нелепо сравнивать этот фильм с этими двумя, совершенно нет никакой связи. Сразу при первых кадрах и потом по ходу сюжета я постоянно ловил себя на одной мысли, что я подозреваю об источнике вдохновения, видел схожие мотивы с шедевром из прошлого, и особенно концовка, когда прозвучали последние слова, и какими кадрами завершился фильм: «Куда вы?» - «Мы уже позавтракали» - я окончательно укоренился во мнении, что отчасти фильм мог получить вдохновение от «Звёздного десанта» (“Starship Troopers”, directed by Paul Verhoeven, 1997). Принцип построения боевых действий, сцен, переходы в сюжете, диалоги, смыслы, всё самое лучшее взято из «Звёздного десанта», и я нисколько не огорчён, ибо создатели фильма приложили немало усилий, чтобы сделать достойный ответ, раскрутив ситуацию в земных условиях.

    И ещё, в какой-то степени закадровые смыслы мне напомнили кинофильм «Знаки» (“Signs”, directed by M.Night Shyamalan, 2002). Если помните, там раса инопланетян вторгается на Землю, у них есть кодекс вторжения: судьба землян должна решиться в рукопашной, честный поединок, один на один. Если вы запрёте крепко двери, а инопланетяне не смогут их открыть, то они улетят, осознав, что земляне духовно сильнее и физически крепче. В новом фильме ситуация повторяется. Инопланетяне фактически решают судьбу землян в таком же честном поединке, только в этот раз не кулачный бой, а идёт стрельба изо всех видов оружия. Они пришли завоевать всё вокруг, но предоставили шанс защитить свою землю. Шанс в том, что они сами уязвимы, и достаточно одного попадания пули в определённое место, чтобы прекратить их жизнь. А вообще, всё это нападение мне показалось шагом грандиозного отчаяния инопланетной расы…

    Они находились на грани выживания, это был их последний и отчаянный шаг. Они просто прыгнули на раскалённую сковородку, надеясь, что смогут победить. За 24 часа они не достигли особого успеха, сопротивление было серьёзным, урон для них был невосполнимым. Если вода для них как топливо, то, как они рассчитывали захватить военные базы в пустыне, горах, отразить удары ядерных ракет, или даже просто ракет «земля-земля»? Отчаяние не ведёт к успеху. Это эмоциональное состояние, которое подавляет разум, и заставляет живое существо совершать самые невероятно глупые поступки. Инопланетяне ввязались в заведомо проигрышную войну, равно как многие биржевые игроки превышают лимиты, берут максимальные кредиты и погибают под несколькими ударами рынка.

    И ещё, по смыслу я бы связал этот фильм, как продолжение к фильму «Район N9» (“District 9”, directed by Neill Blomkamp, 2009). Если помните, в конце космический корабль покидает земной мир, его уводит инопланетянин Кристофер, который глубоко оскорбился, когда увидел, что проводятся опыты над его соплеменниками, но обещал вернуться через 3 года, чтобы спасти Викуса. Допустим, земляне не прижились с оставшимися инопланетянами и ликвидировали гетто в районах 9 и 10. И вот тут возвращается Кристофер, но уже с армией рассерженных друзей, чтобы отомстить за всех родственников, и началась битва за Лос-Анджелес и другие города... Кстати, новые инопланетяне по форме и звукам речи, чем-то напоминают тех самых, только более скользкие.

    Я бы ещё добавил в список схожих мотивов: «Падение «Чёрного ястреба» (“Black Hawk Down”, directed by Ridley Scott, 2001), «Война миров» (“War of the Worlds”, directed by Steven Spielberg, 2005).

    Что ещё… Диалоги. В последние годы я очень внимательно слушаю диалоги в фильмах, скажу, что все диалоги, все эмоции в этом кинофильме - уместны, нет ничего лишнего. Если нужна пошлая шутка: «У меня рот полон этой гадости» - «И это на первом свидании!», - то она должна прозвучать, и будет вполне гармоничной. Я полностью на стороне авторов фильма за все диалоги, что прозвучали, нет ничего лишнего, нет ничего пафосного, всё скромно и со смыслом.

    Какой во всём этом смысл? Очередная голливудская стрелялка по живым мишеням? О, нет… Здесь таится более серьёзная база.

    В фильме сделан главный акцент на человечность. В марте 2011 начинается 9 год, как Америка ведёт безуспешную войну. Ирак, Афганистан… постоянная критика, акции протеста, множество погибших солдат, огромные денежные средства испарились в топке войны. Пропаганда не успевает оправдывать необходимость этих войн, всё больше и больше появляется тех, кто устали от этого и хотят мирного времени. Помните, как проходили выборы в США? Два кандидата прорывались сквозь огромное давление антивоенных организаций. Думаю, что этот фильм своего рода пропаганда. Американский солдат – на службе у гражданского населения. Он – защитник. Он – спаситель. Какая бы угроза не возникла, американский солдат готов исполнить свой долг и защитить права гражданского населения. Он всё умеет, всё знает, всё видит, и враг не спасётся. Американский солдат выкован из стали, но ему не чужды человечные чувства, и он скажет правильные слова, излечит душевные раны, поддержит физически и духовно. Народ страны может не бояться, ибо морская пехота здесь, она не уйдёт, она не сдаётся.

    Этот фильм даёт ответ на переживания рядовых бойцов и их матерей, что командиры отрядов, сержанты, лейтенанты, заботятся о своих солдатах, знают обо всех переживаниях, помнят все имена, лица, номера. Командиры сделают всё, чтобы солдат исполнил свой долг и вернулся домой живым и здоровым, - это дело чести. Но если солдат погибнет, то командир будет горевать, и сердце его не сможет найти покоя до конца дней. Здесь отражение трагедии, которая стала широким фронтом проникать в Америке. Затянувшаяся война не может принести плоды радости. Возникают подозрения и обвинения. Этот фильм призван помочь объяснить, что командир не бездушный, он рядом и всё знает, он путеводная звезда. Он выведет своих солдат к победе. Он старается.

    И ещё, нельзя не заметить практическую сторону этого кинофильма. Это своего рода обучающая программа. Тактика взаимоотношений авиации, ракетных войск, морской пехоты, методы связи и отработки заданий, штурм зданий и оборона, ориентация на месте, выбор стратегических направлений, работа с военными картами, подрывное дело … Это не просто фильм, это прямое пособие для военнослужащих. Точно такие же фильмы снимались в Третьем Рейхе по заказу Министерства Обороны. Суть этих фильмов была не только документальной, но и разъяснительной практического характера. Действие подразделения при окружении и захвате деревни, действия сапёрного батальона, действия пехотинца при отражении танковой атаки. Все эти фильмы показывали практические стороны войны, что и как надо делать, были прямым пособием для военнослужащих, чтобы не дрожали перед отправкой на фронт, ну и в качестве разъяснительной работы с населением. И вот теперь я вижу абсолютно точно такой же по смыслу голливудский кинофильм. Психология, взаимоотношения, тактика ведения боевых действий…

    Это не просто фильм. Это практические пособие, оно носит воспитательный характер, закалка боевого духа, внушение боевой мощи. Солдат должен быть уверен, его воля должна быть на высоте. Общее настроение фильма – бодрость. Именно бодрость. Заряд энергии. Солдат сомневался, солдат посмотрел кино, солдат не сомневается, солдат берёт автомат, солдат сражается. Солдат побеждает.

    Воспитание патриотизма и любви к Родине. В какой-то степени я завидую, что в Америке есть такая пропаганда, а в России её нет. Мы сдаём свои позиции, мы проигрываем в духовной войне. Американцы укрепляют свой дух, даже если всё плохо, кризис и безработица, они будут снимать фильмы, чтобы показать, что они умеют, что они сильные, что могут всё. В России снимают фильмы про криминал, про нечистых на руку милиционеров, про продажных женщин, про богатых и скучающих мужчин, у которых радость влюбиться в горничную… Мы в грандиозном духовном упадке, и катимся всё ниже и ниже, и пока нет никого, кто мог бы вытащить народ из этого болота. Нет идеи, которая сплотит, поднимет россиян с колен, нет единства. Мы можем переживать за людское горе в чужих странах, и отдадим последнюю рубаху, но будем ненавидеть самих себя и всех соседей. Мы строим шикарные курорты для призрачного будущего, а народ сейчас пьёт ржавую воду и живёт в развалинах.

    При коммунистах были фильмы, которые поднимали национальное самосознание, укрепляли дух, помогали понять, указывали путь. Россия была сильной страной, народ был един, духовно силён, благополучен и добр друг к другу. Потом мы приняли западные ценности и проиграли. Мы вкусили сладости, которые оказались ядом. Какие русские фильмы сейчас указывают нам путь? Куда? В яму, в тёмную и глубокую яму беспросветной духовной деградации…

    Пора пробуждаться! Пришло новое время. Новая эпоха. Время, когда надо делать правильные шаги, если мы хотим жить в мире, где мир в наших сердцах. Мы стоим на пороге великого выбора. Один неверный шаг и мы исчезнем. Дело за каждым. Пришло время каждому выбирать, что он хочет. Идти вперёд и жить, уходить назад и упускать жизнь. Это выбор для каждого, и никто от выбора не уйдёт. Здесь и сейчас решается судьба каждого.

    Послесловие: Вот такие глобальные мысли родились от фильма, который большинство людей назвали скучной пафосной ерундой, без сюжета и смысла, где два часа стреляют… Я так скажу, фильм, каким бы он ни был, есть зеркало, в которое смотрит кинозритель, и то, что он говорит об увиденном, на самом деле он говорит о самом себе.

    Примечание: В статье рассказываю о кинофильме «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (“Battle: Los Angeles”, directed by Jonathan Liebesman, 2011), на мой взгляд, самый лучший фильм за последние два-три года. Название статьи «Мой маленький морпех» это цитата из кинофильма.

    Девиз ХавардАР: «Ра-Асти Харошо Всюду и Всегда!».

   Примечание: Действующие лица, события, имена, названия и ситуации в этой статье-притче есть грандиозный вымысел. Любые сходства с настоящими людьми, живыми или умершими, событиями, именами, названиями и ситуациями есть невероятное совпадение.


   © Сергей Азарин, 17-18 марта 2011. в начало страницы










в начало страницы