Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
12 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     7 день 12 месяца 12 года
     20 февраля 2018, 11:00 + 16:00






     7 день 12 месяца 12 года
     20 февраля 2018, 12:28

     Сказка на ночь:

     «История призрака» (“A Ghost Story”, directed by David Lowery, 2017)

     Written by David Lowery.

     Обратил внимание на этот фильм из-за актрисы Руни Мара. Судя по стилистике, режиссёр - тайный ученик или поклонник творчества Терренса Малика и Кристофера Нолана, все эти затяжные медитативные сцены, где действие производится не игрой актёров, а музыкой. Конечно, понятно, почему был избран именно такой стиль, чтобы подчеркнуть ощущение безграничного океана вечности, в который окунулся главный герой, став призраком.
     Мне фильм понравился, доволен, что посмотрел, однако не смогу рекомендовать его к просмотру, ибо это кино явно не для всех. И в первую очередь мне понравился фильм глубокой философией. Она не озвучена словами, но показана картинками, это как читать книгу "Дао Дэ Цзин" без текста, имея лишь фотографии, сделанные автором. Возможно, "Дао Дэ Цзин" и была бы написана фотографиями, если бы у её автора был фотоаппарат. “A Ghost Story” - это не "Дао Дэ Цзин", но определённо, несёт в себе послание. Тут некая помесь, как могу судить, между буддизмом и джедаизмом. Да-да, явно считывается именно философия Джедаев, озвученная Магистром Йодой в третьей серии "Звёздных войн" в разговоре с будущим Дартом Вейдером.
     Муж и жена поселяются где-то на краю деревни. Место выглядит заброшенным, даже пустынным, тут явно, кроме секса больше нет развлечений. Такая уединённость идёт на пользу. Муж - творческий человек, пишет песни и музыку, жена - где-то работает. Они любят друг друга, но иногда ссорятся. Однажды муж погибает в глупой аварии. Жена в печали накрывает его мёртвую плоть простынёй и уходит домой есть пирог. Муж становится призраком, и с простынёй на голове возвращается в дом. Конечно, его никто не видит, ни врачи, ни жена. Только видит его такой же призрак в соседнем доме. И вот муж-призрак начинает жить рядом с женой. Проходят дни, жена в печали-тоске решает съехать из дома в новую жизнь. Призрак остаётся в доме.
     Здесь, на мой взгляд, важны три вопроса.
     Первый. Когда призрак ожил и пошёл прочь из морга, перед ним открылась дверь в ярком свете, ведущая в иной мир. Это было предложение завершить свою земную жизнь окончательно. Но призрак отказался, а может и не смог переступить порог яркого света. Думаю, скорей всего, он не смог (не хотел, сам препятствовал), это следует из слов самого героя, будущего призрака. Как он полюбил свой дом и не хочет отсюда уезжать, и согласился съехать лишь под давлением жены. Кстати, когда он согласился, то сразу и погиб, как бы протестуя против этого решения. Он привязался к этому месту, и оно притянуло его после смерти.
     Второй. Жена уезжает из дома, но призрак остаётся. Почему? Хотя он мог последовать за ней. И тоже не смог. Уход жены - это как та же самая дверь в ярком свете, зовущая в новую жизнь. Он остался потому, что хотел узнать, что написала жена в записке, спрятанной в дверном косяке. Призрак, умеющий швырять фотографии и посуду, не мог выломать дверной косяк, чтобы прочитать записку. Потому из года в год, одно десятилетие за другим, он скреб дверной косяк. В это время в доме менялись жильцы, призрак их то пугал, выгоняя из дома, то просто с любопытством наблюдал за идиотами, которые попивая пивко размышляют о вечности. Со временем всё пришло в упадок, в этот дом больше никто не вселялся, пустыня, тишина, нарушаемая лишь скрипом пальца призрака о дверной косяк. И вот, когда он достиг своей цели, начал вытаскивать записку, в этот момент пришла цивилизация в виде трактора и смела дом в пыль. Записка была утрачена. Призрак остался на руинах. На руинах возвели город будущего, что явно не понравилось призраку. Непрочтённая записка, послание от любимой жены привязало его к этому месту, он не мог уйти, но однажды нашёл способ, чтобы повернуть время, видимо, попал во временную спираль, и проник в прошлое. За столетия до того, как всё произойдёт. И он ждал. И дождался. Стал свидетелем того, как построили дом, как он и его жена вселились в дом, как он умер, как жена написала записку, как всунула её в дверной косяк и ушла, хлопнув дверью. Призрак, не теряя ни минуты, устремляется к дверному косяку и вытаскивает записку, и - читает. Послание сквозь вечность, прожитую дважды. Несколько слов от любимой жены. И - он освобождается.
     Третий. Привязанность. То, что цепями привязывает душу к событиям земной жизни. Не сказанные добрые слова, не выполненное обещание, не доведённое дело до конца, нечто упущенное, всё, что угодно, что не даст душе покоя. Как я понял, этот фильм как послание - делайте, живите, пойте и танцуйте, но не привязывайтесь к результату, не планируйте, не ждите награды, не ждите результата. Призрак в соседнем доме ждал возвращения кого-то столь долго, что даже забыл, кого он ждал. Прошли, возможно, сотни лет, прежде, чем он понял, что тот, кого он ждёт, никогда не вернётся. Это понимание его освободило. Каждому человеку суждено сотворить что-то в своей жизни - построить дом, наплодить детей, написать девятую симфонию, нарисовать картину, взорвать мир. Чем меньше у человека будет привязанности к результату от содеянного, не будет жажды получить наслаждение от трудов своих праведных, тем легче ему будет путешествовать из одной двери в ярком свете в другую, из одной вечности в другую, не испытывая страданий, не испытывая иллюзий от важности произведённого, творя в свободе и без принуждения, лишь ради удовольствия от процесса.

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь