Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     27 день 12 месяца 14 года
     11 марта 2020, 18:00
     6615 день от Рождения Великого Ёжжмы






     27 день 12 месяца 14 года
     11 марта 2020, 22:38

     Сказка на ночь:

     «Комната» (“Room”, directed by Lenny Abrahamson, 2015)

     Screenplay by Emma Donoghue.
     Based on the novel “Room” (6 August 2010) by Emma Donoghue.
     Music by Stephen Rennicks.

     "Доброе утро, унитаз. Доброе утро, раковина. Доброе утро, телевизор". Прекрасный триллер, с большой долей драмы, это история девушки, похищенной и удерживаемой взаперти долгие годы, родившей от похитителя сына, реализовавшей дерзкий план побега, но не убежавшей от самой себя.

     В этом фильме две стороны, как у стены, разделяющей Комнату от внешнего мира. Первая линия - история самой девушки, Джой. Вторая линия - история её сына, Джека. И если первая мало, чем отличается от многих случаев, когда невнимательность и чрезмерная доверчивость приводят к трагедии. То вторая - намного интереснее, ибо таит в себе особенности человеческой жизни, все её тайны и смыслы.

     Фильм создан по одноимённому роману писательницы Emma Donoghue, опубликованному в 2010 году. По её словам, она вдохновилась реальной историей про германского извращенца, который держал свою дочь в подвале, родившую от него нескольких детей. В своей истории она исследует вопрос адаптации человека к маленькому миру и к большому. В финале мы слышим, как Джек говорит, что Комната, где он жил пять лет, слишком маленькая. Однако, когда он жил в ней и не знал иного, пространство казалось ему огромным, наполненным смыслом, многими возможностями, удобным во всех отношениях.

     Вопрос удержания человека в рамках одного пространства. Внушить ему одну реальность, в которую поверит, будет следовать и защищать. Этот момент был прекрасно показан в диалоге матери и сына, когда Джой попыталась разрушить те знания, что усердно вкладывала Джеку в мозг пять лет. Не воспринял её новые слова. Всё ложь!, кричал он, ибо есть только это, известное ему пространство, второй стороны у стены нет, и никакого большого мира тоже не существует.

     По принципу внушения новой реальности пошли другие похитители, муж и жена, одной девушки, и удерживали её в сексуальном рабстве 2640 дней. Как убедили девушку не убегать? Внушили ей мысли, что они являются членами могущественной рабовладельческой организации, и если она убежит, то агенты убьют всех её родных. Девушка поверила. Никаких очевидных доказательств не предъявили, но кулаков, плетей и постоянных издевательств было достаточно. Девушка смирилась и жила в ящике под кроватью, но даже, когда получила свободу, боялась мести агентов и писала любовные письма в тюрьму похитителю. Это рассказано в фильме «Девушка в ящике» (“Girl in the Box”, directed by Stephen Kemp, 2016).

     Внушение лжи, подкрепляемый организацией безнадёжной ситуации, откуда нет выхода, весьма сильно влияет на мозги. Есть ещё одна история о похищении 8-летней девочки, рассказанная в фильме «Ночные сады» (“Gardens of the Night”, directed by Damian Harris, 2008). Похититель убедил следовать его указаниям и стать сексуальной рабыней, и не пытаться сбежать, ибо она всё равно никому не нужна, и родители её не любят. Самое страшное было в той истории, что когда выброшенная секс-индустрией на улицу девушка, уже взрослая, вернулась домой, то поняла, что родители её действительно не любят.

     История Джека, сидящего в Комнате, и верящего, что за стеной космос, очень сильно напоминает истории, рассказанные в фильмах «Клык» (“Kynodontas”, directed by Yorgos Lanthimos, 2009) и «Таинственный лес» (“The Village”, directed by M.Night Shyamalan, 2004). В каждом случае создаётся своя реальность. Человек легко принимает правила, если они повторяются каждый день, при этом даётся еда и объясняется угроза, как можно лишиться еды, если не следовать правилам. Не важно, это комната, шириной в несколько шагов, или большая деревня, окружённая лесом. Или целая планета, как планета Земля. Всё это - КОМНАТА со своими законами.

     Есть фильм, не о похищении, но тоже о замкнутом существовании внутри одного мира, за пределами которого только смерть. Это «Z – значит Захария» (“Z for Zachariah”, directed by Craig Zobel, 2015). Великолепная Марго Робби в роли одинокой девушки, живущей на клочке свободной от смертельной радиации земли. Это её мир, здесь есть правила. Выход за пределы мира, Комнаты, грозит потерей средств к существованию, потерей еды.

     Кинематограф достаточно щедро исследует тему похищений и удержания в плену. Это истории о страданиях и о преодолении. В какой-то степени стимулирующие истории, показывающие, что из любой ситуации есть выход. Почти из любой. Вот список фильмов:

     «12 лет рабства» (“12 Years a Slave”, directed by Steve McQueen, 2013)
     «Кловерфилд, 10» (“10 Cloverfield Lane”, directed by Dan Trachtenberg, 2016)
     «Берлинский синдром» (“Berlin Syndrome”, directed by Cate Shortland, 2017)
     «Исчезновение Элис Крид» (“The Disappearance of Alice Creed”, directed by J. Blakeson, 2009)
     «Мученицы» (“Martyrs”, directed by Pascal Laugier, 2008)
     «Мы уроды» (“We Are Monsters”, directed by Sonny Laguna, Tommy Wiklund, 2015)
     «Пленницы» (“Prisoners”, directed by Denis Villeneuve, 2013)
     «Американское преступление» (“An American Crime”, directed by Tommy O'Haver, 2007)
     «Девушка по соседству» (“The Girl Next Door”, directed by Gregory M. Wilson, 2007)
     «Сплит» (“Split”, directed by M. Night Shyamalan, 2017)
     «Страна призраков» (“Incident in a Ghostland”, directed by Pascal Laugier, 2018)
     «Потайное место» (“The Hiding Place”, directed by James F. Collier, 1975)
     «Дневник Анны Франк» (“The Diary of Anne Frank”, directed by Jon Jones, 2009)

     Какая история Джой и Джека, рассказанная в фильме «Комната»?

     Жила-была милая девушка, Джой. 17 лет. Радостно бегала в школу. Улыбалась каждому встречному, откликалась, если надо кому-то помочь. Доверяла. Так поверила одному мужчине, который сказал, что надо помочь раненной собачке. В итоге попала в укреплённый, изолированный сарай с дверью на кодовом замке, с единственным окошком в мир на крыше сарая. В комнату метра три на три. Здесь было всё - унитаз, раковина, ванна, шкаф, кровать, плита, телевизор, батарея, лампы, и даже ковёр на полу. С виду обычная жилая комната для человека неприхотливого. Так начались долгие дни плена.

     Да, девушка пыталась сбежать. И даже ударила мужчину по голове крышкой от бачка унитаза. Но мужчина был крепким, выдержал удар. К сожалению, в момент удара дверь закрылась. Код не знала, потому осталась внутри. Шли дни, месяцы. Избиения, насилие, еда, рутина. Девушка смирилась. Родила сына, Джека. Так прожила семь лет. Сыну ныне пять.

     Чтобы удерживать активного мальчика, придумала для него целый мир, объясняющий происхождение вещей. Миф о Сотворении Мира. Похититель - это Старый Ник, волшебник, который может создавать некоторые вещи, которые показывают по телевизору. За пределами комнаты - космос. Людей, кроме них, не существует, но есть картинки, которые можно нарисовать самому и увидеть в телевизоре. Весь мир - это их Комната, и они парят в космосе, а родился Джек, снизойдя лучом света сквозь окошко, залез в маму, а потом вылез в образе мальчика.

     Весьма драматично выглядел побег. Особенно, когда освобождённая Джой ринулась к машине, где сидел Джек. Сцена может разорвать сердце. Здесь уж надо сказать спасибо, что иногда в полиции работают умные люди, которые по весьма скудному описанию могут создать картину похищения и быстро найти место удержания заложников.

     Главное началось, когда Джой и Джек перешли из маленькой Комнаты в большую Комнату. Когда перед ними открылся весь широкий мир. Если для Джека адаптация к новому миру была сродни волшебству, это возвышение. То для Джой выход в большой мир - это осознание трагедии, украденной жизни. Это погружение в депрессию. Отрицание жизни. И даже попытка уйти из жизни. И здесь уж, руку помощи своей матери мог протянуть только сам Джек, своим невинным умом понять, как им преодолеть проблему. Нужно попрощаться: "До свидания, шкаф. До свидания, стул. До свидания, Комната".

     Думаю, что основной смысл фильма в том, что у каждого человека есть своя Комната, из которой тяжело выбраться. Не важно, какая она по площади, три метра на три, или три километра на три. Не из каждой Комнаты можно уйти, иногда это невозможно. А иногда нет желания. Обычно это желание появляется, когда человек уходит от большого мира, выбирая добровольное заточение в узком пространстве бытия, отрешаясь от мира. Какой смысл в больших Комнатах, если везде всё одно и тоже - доброе утро, унитаз, спокойной ночи, унитаз.

     Длительность фильма 1 час 54 мин 38 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Мама \ Джой" - Бри Ларсон (Brie Larson, д.р. 1 октября 1989)
     "Джек" - Джейкоб Тремблей (Jacob Tremblay, актёр мне известен по фильмам «Сомния» (“Before I Wake”, directed by Mike Flanagan, 2016) и «Книга Генри» (“The Book of Henry”, directed by Colin Trevorrow, 2017))
     "Старый Ник" - Шон Бриджерс (Sean Bridgers)
     "Нэнси, мама Джой" - Джоан Аллен (Joan Allen)
     "Лео, новый муж Нэнси" - Том МакКэмус (Tom McCamus)
     "Роберт, папа Джой, бывший муж Нэнси" - Уильям Х. Мэйси (William H. Macy)
     "Офицер Паркер" - Аманда Бругел (Amanda Brugel).

     Моя оценка фильму +8 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь