Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     L.Y.S. 1 день 15 года
     14 марта 2021, 18:00 + 15 марта 2021, 18:00
     17145 день земного пути Сказочника
     6984 день от Рождения Великого Ёжжмы







     L.Y.S. 1 день 15 года
     15 марта 2021, 22:14

     Сказка на ночь:

     «Кукловод» (“He's Out There”, directed by Quinn Lasher, 2018)

     Written by Mike Scannell.
     Music by Nathan Whitehead.

     Вполне добротный триллер, с небольшим философским посланием, чтобы быть внимательнее на каждом шагу, ибо всюду опасность, как пример была взята простая семья, мама, две дочери, папа, который находится в конфликте с женой, отправляющаяся в загородную поездку, в домик у озера, а повсюду глухой лес, но, кто-то там есть ещё, кто-то прячет лицо под маской и зло таит в сердце, и точит топор.

     В титрах указано имя режиссёра Quinn Lasher, но это псевдоним, трактуется Quinn Slasher, намекая на весьма специфичный жанр, "слэшер". Есть информация, что изначально фильм готовился режиссёром Деннисом Илиадисом (Dennis Iliadis), автором фильма «Последний дом слева» (“The Last House on the Left”, 2009). По какой-то причине имя заменили на псевдоним. Такое часто делают, когда снимают низкосортные порно-фильмы, режиссёры стараются замести следы, чтобы никто и никогда не тыкнул в них пальцем "за этот позор". Но в данном случае повода, чтобы заметать следы, я не увидел. Фильм получился нормальным. Даже понравился, особенно фигура маньяка, отличается от иных. Перед просмотром никаких позитивных ожиданий не было, потому всецело приятно получить подарок.

     В фильме неоднократно звучит поэма DARKNESS HIDES (имя автора мне не удалось установить), листается детская книжка-загадка, в сети можно найти полный вариант, вот первые строчки:

     "There once was a mouse, happy as can be...
     who lives in a field right under a tree.
     Without a care in the world, he wasn't afraid.
     He played every day and he slept in the shade".

     Как я понимаю, главная идея фильма кроется в этой цитате из поэмы: "The Darkness hides in the light of day". Эти слова произносят все главные персонажи, и Кайла, старшая дочка, и Лаура, мама, и сам маньяк Джон, как олицетворение тьмы, приближение которой не увидели. По смыслу - опасность детям грозит повсюду. Не имеет значения, находятся они дома, в городе, на улице, за городом, в лесу, у озера. И мама должна следить за детьми, ибо тьма (печаль, неприятности, утрата) кроется даже при свете дня. Примечательно то, что большая часть фильма происходит ночью, и Лаура несколько раз повторяет: главное, пережить ночь, дождаться утра.

     В роли старшенькой дочери, Кайлы, актриса Анна Пнёвски, мне знакома по игре в фильме «Свет моей жизни» (“Light of My Life”, directed by Casey Affleck, 2019), драматическая история в условиях суровой реальности, путешествие отца и дочери сквозь погибающий мир, изложено в образах пост-апокалипсиса.

     Понравилась фигура маньяка. Да, ему присуще то качество, что отличает всех маньяков-слэшеров: он успевает всюду, появляется именно там, где ему нужно, в то время, когда нужно, собирая урожай с помощью топора. А понравился именно характером. Спокойный, даже чуть разочарованный, передвигающийся лениво, даже такое впечатление, что жертвы сами вынуждают его двигаться, а так бы он спокойно стоял около дерева, мечтая о многом и приятном.

     Хотелось похлопать в ладоши в сцене, где Джон-маньяк наблюдает за Шоном, идущим сквозь лес к пню, на котором лежит телефон Лауры. Браво. Мне показалось, что в глазах Джона было некоторое недоумение: "Неужели можно быть таким тупым?". По-моему, ему даже скучно было. И тот удар малой силы, который он нанёс топором в правый бок Лауры, стал роковым для него, а всё почему, потому что ему было скучно, для себя он понял, что его жертвы настолько примитивные, что не оказали какого-либо серьёзного сопротивления. Воткнул топор, и пошёл заниматься своими делами.

     Не знаю, насколько можно активно двигаться с рубленной раной в правом боку, чуть повыше тазо-бедренной кости, но в данном фильме Лаура, хоть и спотыкалась на каждом шагу, но смогла вытащить топор из себя, и устроить маньяку ловушку.

     Как я понял, Джон планировал немного оживить свой кукольный карнавал, и устроить чаепитие в лесу с куклами (вырезанными из дерева), к которым он прикрепит отрубленные руки девочек и Лауры, а в глазницы кукол вставит вырезанные глаза. Он несколько лет наблюдал за этой семьёй, подкладывал им знаки, что ведёт за ними наблюдение, но никто не реагировал. Впрочем, было бы странно, чтобы кто-то из взрослых что-либо заметил, ибо приезжали в тот дом у озера, посреди глухого леса, не чаще, чем раз в год, на пару дней.

     Из истории известно, откуда он взялся. Это слабоумный мужчина, который сбежал от родителей. Они искали его, не нашли, отчаялись, продали дом, уехали. Дом достался новой семье. Но Джон далеко не убежал. Жил в лесу. Или спал в доме, когда не было хозяев. По всему дому вырезано его имя JOHN, словно подпись, попытка самоидентификации. Беседовал в лесу с деревянными куклами. В итоге решил перейти черту и оживить собеседников. Формально, конечно, оживить, ибо кусками мёртвой плоти не оживишь деревянные куклы, если только в фантазии.

     История здесь простая. Стандартная для таких ситуаций. Лаура и две дочки, Кайла, лет 11, и Мэдди, лет 9, приезжают в загородный дом. Озеро. Лес. Тишина. Девочки осматривают окрестности. Мэдди замечает, что из леса тянется красная нить. Что это? И девочки идут за ниточкой, которой оплетены деревья странными узорами. Так они выходят на поляну, где есть столик, а на нём приборы для чаепития, и лежат два кекса. Любопытная Мэдди сразу съела один. Кайла припрятала кекс, и так они вернулись домой. Только к вечеру Мэдди заболела. Рвота, невозможно дышать, надо ехать в клинику. Лаура узнала, что дочка скушала бесхозный кекс в лесу, испугалась. В рвоте выскочили записка HELLO. В кексе Кайлы была записка GOODBYE.

     Когда всё это открылось, то явилась и опасность в лице неизвестной тёмной фигуры, которая бродит вокруг дома и мешает Лауре отвезти девочек в город. У маньяка есть топор, есть уверенность в своих делах, а ещё он успел и автомобиль сломать, и телефон украсть, лишил всех средств выхода в большой мир. Принуждая маму и дочек оставаться в доме. Но лишь до того часа, когда приедет Шон, муж Лауры. Конечно, чтобы самым нелепым образом погибнуть. Когда были устранены все угрозы, маньяк приступил к главному событию - ликвидации Лауры и двух девочек. Почему? Потому что надо... Так ему хочется, ибо хватит им жить, пора от страха и его топора умереть. Тьма пряталась в дневном свете, но теперь она вышла вперёд. Кто устоит? Хорошее кино.

     Длительность фильма 1 час 29 мин 30 сек, смотрел в закадровом переводе студии HDRezka Studio.

     В РОЛЯХ:
     "Лаура" - Ивонн Страховски (Yvonne Strahovski)
     "Кайла" - Анна Пнёвски (Anna Pniowsky, д.р. 4 сентября 2006, видел в фильме «Свет моей жизни» (“Light of My Life”, 2019))
     "Мэдди" - Эбигейл Пнёвски (Abigail Pniowsky, д.р. 26 января 2008)
     "Джон \ Человек в маске \ MASKED MAN" - Райан Макдональд (Ryan McDonald)
     "Шон" - Джастин Брюнинг (Justin Bruening)
     "Оуэн" - Джулиан Бэйли (Julian Bailey).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     L.Y.S. 1 день 15 года
     15 марта + 16 марта 2021, 01:00

     Сказка на ночь:

     «Яга. Кошмар тёмного леса», режиссёр Святослав Подгаевский, 2020

     Сценарий - Натали Дубовая, Святослав Подгаевский, Иван Капитонов.
     Композитор - Николай Скачков.

     Давным-давно на заброшенной электростанции была печь, о которой рассказывала бабушка, где сжигали людей живьём, дабы дать свет в дома ближайшие, и вот руководила этой электростанцией злая баба по имени Яга, домов много было, где ж взять столько топлива, чтоб всем хватило, присмотрелась Яга, что детей в домах чрезмерно народилось, и придумала коварство...

     Ну правда, это очень смешно... По таймеру 00:26:36 Даша рассказывает Егору про печь, увиденную в странном сооружении: "Бабушка говорила, что раньше в таких людей жгли. Заживо". По таймеру 00:48:43 мрачный отшельник на вопрос Егора "что это?", отвечает "заброшенная электростанция". Вот и вопрос к трём сценаристам (один из них режиссёр), вы о чём сказку рассказываете? Про Бабу-Ягу из славянской мифологии, или про сошедшую с ума директрису электростанции, топившую печь телами детей? Если звучат слова "давным-давно", тогда надо уточнять, "давным-давно, ещё в 50-х годах прошлого века". Тогда мы все будем знать, что этот фильм некое продолжение идей Бивиса и Баттхеда, которые были уверены, что египетские пирамиды были построены как раз (примерно так звучала цитата в мультфильме): "в те далёкие древние времена, ещё в 50-х годах".

     Есть такое разделение, как "японские фильмы ужасов", "испанские фильмы ужасов", "аргентинские фильмы ужасов", "канадские фильмы ужасов", и другие, в этот перечень входят и "российские фильмы ужасов". Если анализировать, кто здесь самый сильный, кто борется за уникальность своих произведений, так это японский кинематограф, однако заметно растёт уровень испанских ужастиков, могут и в лидеры выйти. Канадские фильмы хороши тем, что их много, пока смотришь один, в прокат выходят ещё три. Про российские фильмы можно сказать, что создатели бездумно копируют американские фильмы ужасов.

     Очередное российское произведение начинаю смотреть всегда с надеждой, что вот сейчас, после стольких ляпов и провалов, наконец, покажут мне красивую, мудрую, продуманную со всех сторон сказку. В этот раз надежда умерла весьма быстро, а фильм едва только начался. Жаль. Ещё один провал. Да, картинку делать научились, это бесспорно, красивые художественные образы. Музыкальное сопровождение хорошее. Но, наполнение... С этим проблема.

     Фильм - это визуальная сказка, здесь важен каждый образ, это как некое послание, которое должен принимать зритель и составлять для себя картину событий, и может даже проецировать в свою реальность. В Исландии был писатель, чьи романы стали культом, и персонажи вошли в обиходную речь так плотно, что будто бы ожили, за что его наградили Нобелевской премией в 1955 году. А что в сказке про электростанцию?

     По таймеру 00:16:00, Алексей и сын его, Егор, желают вернуть себе мячик, упавший за ограду микрорайна, они играли в баскетбол, и теперь планируют идти домой. Мячик подкатился к мужчине, который мимо проходил. Вокруг лес. Мужчина живёт где-то в лесу. И вот, Алексей весьма грубо говорит: "эй, мужик, мячик отдай". Что нужно подумать в этот момент? Некий барин, купивший себе квартиру в новом микрорайне, презрительным тоном приказывает жителю, проходящему мимо, вернуть мяч. Ни "добрый вечер", ни "будьте добры вернуть мяч", ни "извините", ни "спасибо". Господа сценаристы, по-вашему за оградой нового микрорайна живут нелюди, чернь, быдло, с кем даже разговаривать постыдно? Выглядело это мерзко, отвратительно, а ведь этот фильм позиционируется как сказка для детей. Каких чудовищ можно взрастить такими сказками?

     Впрочем, и внутри ограды живут экземпляры весьма странные. И сумасшедшие нарциссы (мама Даши), и эгоисты (Алексей), и слабовольные (Юлия, мама Вари, жена Алексея), и подавленные (Даша), и желающие всем раздать зло бесплатно (Антон). Главный персонаж - Егор, тоже личность странная. Его делают неким положительным персонажем, который спасает нелюбимую недавно народившуюся сестрёнку Варю. Однако, если приглядеться, это злобный мальчик, который в любой момент может отбросить от себя любого, даже того, кто по доброй воле пошёл за ним, дабы помочь избавить от беды. На фоне всех этих персонажей злые силы выглядели не такими уж и злыми, скорее, прикольными, и даже в какой-то мере страдающими, драматическими, как Татьяна, которая не злому умыслу стала ведьмой, служительницей Яги, а лишь от боли душевной, не вынеся утраты, когда пропала дочь её ненаглядная.

     Ещё вопрос к логике событий. Сколько времени прошло с того момента, как пропала Варя? Думаю, дня два, а то и три, или даже четыре. Хорошо, допустим, два дня. Это 48 часов. Вопрос. Через сколько часов умрёт от голода едва народившийся ребёнок? Не знаю уж сколько точно было месяцев от роду Варе, но таких малых детей кормят не меньше 6-8 раз в день. То бишь, через 48 часов спасать было некого. Никакого счастливого избавления не состоялось. Вся сказка рушится в один момент.

     И вот, что самое странное. КРАСНЫЕ НИТИ, опутывающие весь лес. Я в шоке, ибо это абсолютная копия из фильма-слэшера «Кукловод» (“He's Out There”, directed by Quinn Lasher, 2018), где маньяк-в-маске по имени Джон, вооружённый топором, опутывал лес красными нитями, так играя и заманивая свои жертвы в смертоносную ловушку. Сравнивая два фильма, мне даже показалось, что некоторые узлы вокруг деревьев у Кукловода и Яги выглядят крайне идентично. Кстати, в фильме про Джона объяснили суть красных нитей, в Яге об этом умолчали. Видимо, просто для красоты развесили.

     Не понравилось ещё и то, что сквозь печь открывается портал в мир Бабы Яги, а когда Егор и Даша пошли по городу, то всё накрыл туман, ну прям «Сайлент Хилл» (“Silent Hill”, 2006), ещё одна копия. Причём, объяснения этому туману не было. Да и появился этот туман лишь в одной микро-сцене на пару секунд. Наверное, и это сделали потому, что красиво. Не вкладывая в это никакого смысла. Как и во всё прочее. Печально, но факт...

     На этом фоне обретает гораздо большую силу и значимость фильм «Первая ведьма» (“The Wretched”, directed by Brett Pierce, Drew T. Pierce, 2019), рассказывающий про Бабу Ягу, Тёмную Матерь, которая похищала детей, дабы ими питаться, а чтобы взрослые не искали детей, посылала им Забвение, утрату памяти, словно и не было никаких детей. Этот фильм намного динамичнее, интереснее, мифология персонажей продумана, логика событий есть, и выстроен сюжет как настоящая сказка, а финал так вообще восхищает. Фильм «Яга. Кошмар тёмного леса» лишь бледная и неудачная копия истории про Тёмную Мать со странными ляпами, мерзкими философскими посланиями и пылесосом-убийцей.

     Длительность фильма 1 час 36 мин 34 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Егор" - Олег Чугунов
     "Даша" - Глафира Голубева
     "Антон" - Артём Жигулин
     "Отшельник" - Игорь Хрипунов
     "Татьяна, бывшая жена Отшельника" - Светлана Устинова
     "Алексей, отец Егора" - Алексей Розин
     "Юлия, жена Алексея" - Марьяна Спивак
     "мама Даши" - Ольга Макеева.

     Моя оценка фильму +2 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь