Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     29 день 10 месяца 14 года
     12 января 2020, 18:00 + 13 января 2020, 18:00







     29 день 10 месяца 14 года
     13 января 2020, 21:41

     Сказка на ночь:

     «Текст», режиссёр Клим Шипенко, 2019

     По роману Дмитрия Глуховского "Текст" (2017).
     Автор сценария - Дмитрий Глуховский.
     Композитор - Николай Ростов.

     Когда своя жизнь - тьма, то есть шанс принести свет в чужую жизнь. История о тёмном человеке, который своим существованием являл проблему, как для самого себя, так и для окружающих, и нужно было пройти через боль, страдания и разговоры с мёртвыми, чтобы обрести крупицу света и подняться на свою Голгофу.

     Иногда я слушаю интервью писателя Дмитрия Глуховского на радио "Эхо Москвы", обычно это происходит в передачах "Особое мнение". Интересно, иногда с юмором. Я не читал ни одной его книги, но мне нравится то, что он вполне искренний в своих оценках реальности, не важно, прав он или не прав в отношении каких-либо событий или персонажей реальной жизни, главное то, что он следует своей логике, своему пониманию, и оно не меняется каждые "пять минут", что обычно бывает, если люди лгут, чтобы понравиться, а потом одной ложью замещают другую. В чём-то я согласен с его оценкой реальности, в чём-то проявляю сомнение. В одном из интервью был диалог про фильм "Текст" (по роману, опубликованному в 2017), и это заинтересовало, потому как Дмитрий рассказал, как всё это было не просто и не только в процессе создания (он сам был автором сценария), но в процессе доведения до зрителей, особенно про борьбу с цензурой. И вот, сегодня посмотрел этот фильм...

     Есть много элементов, за которые можно похвалить, например, мне очень понравилось, что был применён стиль Гая Ричи, в смешении нескольких эпизодов в один, когда идёт нарезка кадров сразу из трёх ситуаций, это существенно экономит время для передачи событий и создаёт динамичность повествованию. Ещё понравилось закадровое звучание текстов сообщений, как мысли персонажа, и при этом реальность выстраивается против него, происходят какие-то проблемы, или он решает эти проблемы. Можно отметить, что это фильм из серии нуар, даже в чём-то готический. Этот ворот свитера, постоянно натягиваемый на лицо, будто маска, обезличивающая персонажа, делающая его не городским героем (а-ля Роршах в "Хранителях" Зака Снайдера (2009)), а стирающая его личность, словно он становится глиной, к которой можно прицепить любое имя. ГОРЮНОВ - ГОРЕНОВ. Вы не против, если мы допустим "маленькую" ошибку в вашем имени? На его месте может оказаться любой. По смыслу это то же самое, что и Горюнов - Иванов. Маленькую ошибку можно допустить в отношении любого. Такова судьба и система взяток.

     Что мне не понравилось. Это прямая отсылка к фильму «Антикиллер», режиссёра Егора Кончаловского (2002). Персонаж приходит в турагентство, где сидит милая девушка с красивыми ногтями, и он планирует поездку... думал, что Илья Горюнов скажет "на Кубу", как это сказал майор Коренев в исполнении Гоши Куценко... нет, прозвучало "в Колумбию", но это слишком близко. Ещё невидимая связь между девушками-турагентами в том, что в "Тексте" у девушки был шрам на шее, скрываемый шарфиком, что подразумевает некие трагичные события, а в "Антикиллере" девушку изнасиловали и избили.

     Понятно, почему был нужен в сюжете этот элемент, приход в турагентство, желание уехать из России, но оно было мечтой вначале, и стало обретать явные очертания в финале. Думаю, в этом есть особый философский смысл. Все эти беседы с Галей, турагентом, были нужны, чтобы показать, какой широкий и разнообразный мир, что жизнь полна многочисленных возможностей, можно поехать в Тайланд, Марокко, на острова, куда угодно, на самом деле это аллюзии к тому, что Илья, ещё будучи студентом, имел шанс построить свою жизнь иначе, стать относительно преуспевающим молодым человеком с хорошей работой и кучей семейных хлопот, но он сам выбрал путь в никуда. Его слова "Я нигде не был" говорят, что перед выходом в настоящий мир он сам закрыл перед собой дверь. Можно сказать иначе: "Я никуда не пошёл".

     В фильме много подобных мистических элементов. Самый яркий - это в финале. Стук в стену в тот момент, когда Илья собирался выстрелить в себя. Прояснение мыслей и страх, что невозможно будет встретиться с мамой после смерти. И, конечно же, сам рисунок. Вначале мы видим рисунок, обычный рисунок, где изображена неполная фигура человека. По смыслу - идёт формирование человека, его личности, его пути, его судьбы. Он учится, взрослеет, развивается. Появляется конфликт с матерью, как источником жизни. И творец нарушает гармонию образа, вносит хаос, перечёркивает образ, ломает путь - "Я никуда не пошёл". Илья попадает в тюрьму. Выход из тюрьмы - и сразу несколько новых дерзких штрихов. Убийство. Сокрытие преступления, новая жизнь. Рисунок обрастает тёмными, плотными штрихами. Лицо, руки, плоть становятся тёмными. В финале - после прояснения мыслей - появляется ластик, наносящий мощные очищающие штрихи. И мы видим обелённый образ человека (ставшего ангелом), поднявшегося на холм Голгофы (вставшего у открытого окна), готового к казни, и принимающего её. Полная трансформация личности, от тьмы к свету. Он должен был уехать из России, и он уехал, только не в Колумбию или Тайланд, а туда, где паспорт не нужен.

     Как он прошёл трансформацию? Через чужую жизнь. Есть много фильмов на эту тему. Самый последний, что видел - это «Близняшка» (“The Pretty One”, 2013), где одна сестра-близнец после гибели своей сестры занимает её место, принимая на себя все её обязанности - работу, дом, любовников, друзей и врагов. И тоже проходит через трансформацию, осознавая, что за чужой маской не спрячешь свою личность. В фильме "Текст" главный персонаж не впрямую берёт чужую жизнь, и у него не было такого плана. Но судьба подтолкнула именно к этому.

     Началось с классического желания человека, совершившего преступление, - сокрыть преступление. А что самое лучшее в случае убийства? Правильно, создавать иллюзию, что мёртвый всё ещё жив. Чем дольше его не будут искать, тем больше шансов построить план отхода, побега, выхода за пределы, где правосудие не настигнет. Конечно, было странно видеть, как Илья, будучи уже трезвым, не позаботился о том, чтобы спрятать тело Петра получше, или обработать тело чем-нибудь, чтобы убрать отпечатки пальцев, например. На лице были отпечатки его окровавленных пальцев, вполне ясно видные. Ещё он брал в руки кредитки, бумажник, и клал всё обратно. Да, гениальная стратегия.

     Илью затянуло в большую переписку с Ниной, Магой, Денисом Сергеевичем, мамой и отцом Петра, всё произошло само собой. Чтобы адекватно отвечать на вопросы, ему приходилось всё дальше погружаться в жизнь Петра Хазина. По своей доброй природе он не мог пройти мимо страданий Нины, ну а когда нашёл текст Петра, где злое чудовище клянётся в любви и предлагает измениться, не мог и сам не измениться. Одно доброе дело повело за собой другое, целую цепочку, и достигло вершины жертвенности, когда Илья отказался брать деньги, зная, что Нину убьют злые люди с автоматами, которые не ценят деньги, но ценят единственную жизнь - чистая шизофрения, но они верят в это, сидя на роскошных диван в элитном отеле.

     Итогом всех страданий и волнений стало появление на свет милой девочки, рождённой Ниной от Петра. Возможно, что ради её появления весь этот вихрь событий и формировался. Как знать, какой она сотворит рисунок, когда придёт время? Но одно можно сказать, на этом рисунке не будет кровавых брызг в стиле Поллока. Уверенности в этом придаёт взгляд Нины, когда она смотрела на фотографию Ильи на кресте, думаю, она поняла смысл всего, что произошло. Ведь стояла она не у могилы Петра, а у могилы Ильи. Значит поняла, кто на самом деле её любил, чисто и бескорыстно, и почему погиб, чтобы она жила.

     P.S.
     Писатель Дмитрий Глуховский появляется в фильме, в роли пассажира в метро, по таймеру это 01:35:28 - 01:35:47. Хорошо, что становится возможным некоторым писателям во дни жизни дождаться экранизации своих произведений. В этом есть некая космическая справедливость...

     В ролях: "Илья Горюнов" - Александр Петров, "Пётр Хазин" - Иван Янковский, "Нина, подруга Петра" - Кристина Асмус, "Галя, турагент" - Соня Карпунина, "Денис Сергеевич" - Виталий Хаев, "Мага" - Арслан Мурзабеков, "Иса" - Адам Кубов, "мама Ильи" - Елена Павлова, "пассажир в метро" - Дмитрий Глуховский.

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь