Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     30 день 10 месяца 14 года
     14 января 2020, 17:00






     30 день 10 месяца 14 года
     14 января 2020, 17:30

     Так отмечается 1744 день размещения Книги ХавардАР во втором издании в электронном виде в свободном и бесплатном доступе для скачивания, прочтения, изучения и наслаждения.
     Для истории фиксирую статистику по просмотрам и скачиваниям.

     


     30 день 10 месяца 14 года
     14 января 2020, 21:58

     Сказка на ночь:

     «Капернаум» (“Capharnaüm”, directed by Nadine Labaki, 2018)

     Screenplay by Nadine Labaki, Jihad Hojeily, Michelle Keserwany in collaboration with Georges Khabbaz, Khaled Mouzanar.
     Original music by Khaled Mouzanar.

     "Я хочу подать в суд на родителей, за то, что я родился". Большой город. Трущобы. Нищета. Грязь. Уныние. Голод. Беспричинный секс. Наркотики. Продажа девочек за пару куриц. Беженцы от страха в ужас. Насилие. Равнодушие. Сахар со льдом. Смерть у порога. Всё плодится и размножается.

     Начало фильма обещает о многом. Возникает ожидание, что сейчас будет великолепная драма, щедро политая зрительскими слезами. Город, весьма бедный квартал. Нищета на каждом квадратном дюйме, даже кажется, что сам воздух здесь нищий. По улицам бегают дети, вооружённые деревянными автоматами, играют в солдатиков, иногда дерутся, иногда курят. Начало напомнило фильм «Мальчик в полосатой пижаме» (“The Boy in the Striped Pajamas”, directed by Mark Herman, 2008), там тоже бежали дети по Берлину, весело кричали, изображая полёт военного самолёта. И это стало первой ловушкой, которая обманула ожидания. Каким мощным ударом в самое сердце закончился фильм про мальчика в полосатой пижаме! Помню, когда первый раз посмотрел это кино, пару часов ходил, как придавленный, с ощущением колоссальной горечи на душе.

     Дальше - прыжок во времени. Мальчика ведут на суд. Всё по взрослому. Вооружённый конвой. Спецназ. Тележурналисты атакуют. Мудрый судья. Красивый адвокат (сама режиссёр в роли адвоката). Ответчики - родители. Первое знакомство судьи с мальчиком по имени Зейн альХадж. Примерно 12 лет (может быть, 13), так установил медицинский эксперт. При рождении мальчик не был зарегистрирован, у него нет документов, никто не знает точную дату его рождения, в том числе и родители. Зейн недавно был осуждён за нападение с ножом, ему выписали пять лет тюрьмы. Но сейчас сам Зейн подал судебный иск. На родителей. Он недоволен, что они родили его. Вау! Как интересно! Мозг начинает строить варианты, какая здесь может быть грандиозная драма. Но это вторая ловушка.

     И далее идёт предыстория...

     Большая семья. Отец. Мать. И много-много маленьких детей. Самый старший - Зейн - ему чуть больше 12 лет на момент событий. Все остальные - это девочки. Пока все дети спят, уложенные на нечто, напоминающее матрас, папа и мама, разделив пространство неплотной тканью, трудятся каждую ночь, чтобы сделать ещё детей. Нищета здесь жуткая. Дети грязные, ползают друг по другу, кушать особо нечего, все худые. Днём Зейн играет, работает или бегает по аптекам, покупая по поддельному рецепту особые таблетки. Мама забирает эти таблетки, толчёт, дети ей помогают, полученный порошок растворяют в воде, кладут туда рубашку, штаны, вымачивают, высушивают, относят в тюрьму, где сидит родственник, ему отдают бельё, он кладёт бельё в воду, как следует вымачивает, отжимает, собирая полученную смесь в бутылки, и продаёт по стаканчику - получается своего рода наркотический сок. На часть от этих денег мама покупает немного еды для большой семьи.

     Следующей по старшинству была Сахар, около 11 лет. Любимая сестра Зейна, о которой он заботился больше других. Иногда Зейн работал в магазинчике местного торговца, а он мужчина взрослый, но не старый, много улыбается, и передаёт подарки для Сахар - лапшу рамон и лакрицу. Зейн выбрасывает подарки в помойку. Он ненавидит этого торговца. Но Сахар ждёт подарки, потому что вкусно и то, и другое. Однажды Зейн увидел, что у сестры начались месячные, а это приговор для неё, ибо так было с соседской девочкой, как только у неё появились месячные, стала товаром и тут же была продана "замуж" за мешок еды. Зейн как мог оберегал Сахар, стирал ей трусы, воровал прокладки и следил, чтобы это не заметила мама. Но - мама заметила. Сахар была продана "замуж" торговцу, в уплату за несколько куриц. Зейну это не понравилось. После конфликта, криков и драк, ушёл из дома.

     Но куда идти? Поехал в никуда и встретил старика, Человека-таракана, кузена Человека-паука, работника карнавала. Зейн решил найти здесь работу. Но, все отказали ему. Пожалела голодного мальчика такая же бесправная девушка по имени Рахиль, сама нелегальный эмигрант из Эфиопии, работала "на мадам", но влюбилась в привратника, получив от него беременность. Сбежала от мадам. Родила. Живёт по документам убитой женщины (купила у ловкого торговца), нужно только каждое утро рисовать родинку на лице, а так почти похожа, да и кто там разбираться будет. Пока моет полы в ресторане на территории карнавала, ребёнок спит в женском туалете, в кастрюле, стоящей на унитазе. Ребёнок нелегальный. Могут отобрать. Чтобы его перевозить из лачуги на работу, она использует сумку на колёсах. Прячет его, словно вещь, и везёт...

     Рахиль доверила Зейну своего сына по имени Йонас. В лачуге, слепленной из того, что не пригодилось Сатане при строительстве Ада, стали они жить. Зейн заботился о Йонасе, пока Рахиль мыла полы и присматривала еду, выброшенную в мусор, например, половину торта, которую сытые люди бросили в ведро, а она подобрала, принесла, воткнула в него свечку и так отметили первый год от рождения Йонаса. Когда Рахиль приехала в этот город, то ей сделали визу, но срок заканчивается, осталась неделя, нужно заплатить $1500 и получить поддельную визу на долгий срок, но у неё только $900. Аспро, уверенный торговец на местном рынке, может сделать всё, что хочешь. Он дал Рахиль чужие документы, по которым она устроилась на работу к мадам и получила визу. И теперь предлагает продать Йонаса, дабы купить визу, убеждая Рахиль в том, что Йонас попадёт в хорошую семью, где будет кушать каждый день. Рахиль отказывается. Но - первая же паспортная проверка привела её к аресту и ожиданию депортации...

     Об аресте Рахиль не знал Зейн, оставшийся один на один с Йонасом. В ожидании и поисках Рахиль, он бродил с Йонасом по городу, пытаясь найти деньги и еду, ведь надо как-то кушать и ему, и годовалому ребёнку, который не понимает, почему нечего кушать, когда хочется кушать. Тут надо сказать, что жажда к выживанию у Зейна была весьма огромной, предприимчивый ум помогал ему находить и деньги, и еду. Но всё это было очень сложно. В итоге, он пришёл к Аспро и продал Йонаса за $400 и обещание переправить Зейна на большом теплоходе в благополучную европейскую страну. Только для этого нужны документы...

     Зейн вернулся в родной дом. Прошло 2-3 месяца с того дня, как ушёл. Потребовал документы. Их нет. Они вообще не имели никаких документов, ни мать, ни отец, ни их дети. Просто жили. Но сейчас Зейн узнал, что Сахар умерла. Причина - беременность, кровотечение, смерть на пороге больнице, куда девочку не приняли без документов. Зейн схватил нож и побежал убивать мерзкого торговца... В итоге пять лет тюрьмы. Из тюрьмы Зейн позвонил в теле-шоу и рассказал, как тяжело живётся ненужным детям. И поднял волну. Суд с родителями. Судья спросил: "Чего ты хочешь от родителей? - "Пусть перестанут рожать детей (ответил Зейн)" - "Громче (судья)" - "ПУСТЬ БОЛЬШЕ НЕ РОЖАЮТ (крикнул мальчик)".

     ВСЁ...

     И это всё? О чём вообще этот фильм? О том, как тяжело жить, когда беден? Это не тайна. Бедность - это ужас. О том, как нищие родители плодят нищих детей, как бьют их и желают быстрее избавиться? Это не тайна. Фильм не производит особо тяжелого впечатления, здесь всё обыденно, здесь нет ничего увлекательного, нет драмы. В прошлом году, осенью, в твиттере Алексея Навального было опубликовано короткое видео из северного городка России, как семья нищих копалась в мусорном баке, собирая выброшенную еду. Один взрослый, десяток детей. Таких ситуаций множество. Но - о чём этот фильм? Какое послание?

     Смотрите не на нищих детей и бесправных взрослых, а на окружающее пространство. Как ведут себя другие люди. Что они делают? Ничего. Живут, не замечая. Кто-то ползает, собирая еду на помойке, а кто-то выбрасывает эту еду, ибо уже тошнит и кусок в горло не лезет. Есть прекрасные слова:

     Евангелие от Иоанна, гл.12 ст.8:
     Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда.

     Евангелие от Марка, гл.14, ст.7:
     Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

     Дело не в том, что есть нищие и голодные, а в том, какие у этого последствия, какие извлекаются уроки. Прав был Иешуа, сказав, что "Меня не всегда имеете". Ведь это не только послание о том, что пророк приходит не каждый день, но и о том, что каким бы ни был нищим человек, он должен стремиться подняться из нищеты, сделать хоть что-то, например, научиться читать и писать. Если перефразировать цитату из Евангелия: "Нищета изначальна для всех, но Разум надо иметь, чтобы преодолеть нищету".

     Есть фильм «Харакири» (“Ichimei”, directed by Takashi Miike, 2011), там тоже про жуткую нищету. Про семью самурая. Был там один эпизод, который меня поразил, и до сих пор забыть не могу. Как самурай бежит домой, несёт еду, но спотыкается, роняет одно яйцо, оно разбивается, и он, чтобы еде не пропадать, ложится и слизывает с земли всё вытекшее. Чтобы добыть деньги для семьи, самурай хочет шантажировать местного богатого господина. Прийти к нему в дом и сказать: "хочу в вашем доме сделать харакири". Мол, это весьма престижно для самурая. Господин испугается и даст денег, лишь бы самурай ушёл в другое место. Но господин не испугался. Пока самурай мылся, слуги узнали, что он нищий и у него только деревянный меч. А по закону самурай должен убить себя своим мечом. И вот, пришлось ему убивать себя деревянной палкой, которая ещё и сломалась, когда пытался воткнуть в себя. Это была мучительная смерть.

     К чему это сказал? О том самом, о преодолении. Из таких историй страна самураев выросла за 150 лет до такого уровня, что опередила в техническом развитии весь мир. Дело не в том, что есть нищие, а в том, как страна борется с нищетой. Если всё всех устраивает, если возможно, чтобы мама и папа, не имеющие документов, образования, нормальной работы, дохода, перспектив, плодились год за годом, рожая всё новых и новых таких же нищих детей, не заботясь ни о постановке их на учёт, ни о каком-либо медицинском обслуживании, то нищета не исчезнет. Если государству нет дела до таких людей, если нет социальной службы, если никто не исследует, как люди живут в трущобах, то о чём вообще говорить? Если нет разума, не будет выхода. Что было сделано в первые годы в Советском Союзе, кроме массовых убийств? Правильно - программа по ликвидации безграмотности населения. Всех заставили учиться писать и читать. В результате, через 30 лет полетели в космос. В фильме "Капернаум", судя по всему, люди и через тысячу лет не полетят даже на соседний остров.

     Этот фильм не о детях, а о глупых взрослых, которые больше похожи на животных, только и умеющие бездумно заниматься сексом, не думая о последствиях, рожая одного ребёнка за другим, не думая, не только о том, как прокормить потомство, но как самим голодными не остаться. Ведь тот же мужик-торговец, который за пару куриц взял себе в жёны 11-летнюю девочку, и что он предложил ей? Какие у неё были перспективы? Все, что он хотел - это сразу плодиться, и довёл за пару месяцев девочку до беременности, что в условиях нищенского и голодного существования привело к смерти... Нищие, ищите пророка, ищите духа святого, ищите Разум, и тогда путь приведёт к жизни, богатой мудростью и правильными событиями.

     В ролях: "Зейн" - Зейн Аль Раффеа (Zain Al Rafeea), "Рахиль" - Йорданос Шифероу (Yordanos Shiferaw), "Сахар, сестра Зейна" - Хаита «Седра» Иззам (Haita «Cedra» Izzam), "Суад, мать Зейна и Сахар" - Кавсар Аль Хаддад (Kawsar Al Haddad), "Селим, отец Зейна и Сахар" - Фади Юзеф (Fadi Kamel Yousef), "Аспро" - Алаа Чучнье (Alaa Chouchnieh), "Судья" - Елиас Хури (Elias Khoury), "Майсун" - Фара Хасно (Farah Hasno), "Надин, адвокат" - Nadine Labaki.

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь