Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     12 день 4 месяца 15 года
     29 июня 2020, 13:00 + 17:00
     16886 день земного пути Сказочника
     6725 день от Рождения Великого Ёжжмы





     12 день 4 месяца 15 года
     29 июня 2020, 21:44

     Сказка на ночь:

     «Ржев», режиссёр Игорь Копылов, 2019

     По мотивам повести "Искупить кровью" Вячеслава Кондратьева.
     Композиторы Максим Кошеваров, Александр Маев.

     "У меня кончились патроны!" - "У меня тоже!". Военная драма на тему войны на западном направлении, вполне реалистичная, жёсткая, грязная, кровавая и смешная. Однако смущает, что слишком много сказочных эпизодов, и даже есть зомби, которого отмыли, приодели, дали погоны и пистолет, и отправили устраивать жизнь по закону, убивать каждого, кто не согласен.

     Битва за Ржев продолжалась с 5 января 1942 по 21 марта 1943, считалась самой кровавой, обычно называли "Ржевская мясорубка", наступательные поля были усеяны трупами в три слоя, и их никто не убирал, живые солдаты бежали или ползли по трупам, кишащим червями, укрывались среди трупов от снарядов. До нынешних дней есть поговорка "Погнали подо Ржев", что можно трактовать, как "Лучше бы погнали в Ад". Общие потери за всё время боёв составили около 1 млн 300 тысяч человек, в это число входят все, не вернувшиеся в строй, убитые и искалеченные, то бишь, советская армия теряла в месяц около 90 тысяч взрослых бойцов только на одном участке фронта. Но обо всём этом в фильме не расскажут.

     По хронологии событий, по разговорам, можно предположить, что время действия январь-февраль 1942, как раз, самое начало Ржевской битвы. Потому подполковник, сидя в безопасном штабном блиндаже, и пребывал в постоянных сомнениях, будет ли наступление основных сил или не будет, и все его действия были хаотичными, не несущими никакой логики, кроме той, что надо что-то делать, а то вышестоящее начальство не одобрит просто сидения в окопах. Солдат должен воевать, солдат должен умирать. Это было единственное обоснование всех его хитрых военных планов.

     В предисловии сказано:

     "Памяти добровольцев, ВСТАЮЩИХ на защиту мира и справедливости ВО ВСЕ ВРЕМЕНА".

     Меня это раздражило, и даже захотелось плюнуть на экран. Сразу вспомнился Император Палпатин, который очень беспокоился о том, как установить мир и справедливость в Галактике, уничтожая при этом мириады живых существ. Да и армию Гитлера послали на восток с той же самой целью, чтобы установить мир и справедливость, и в этих рядах было огромное число добровольцев, и у каждого на пряжке слова GOTT MIT UNS. Разве можно воевать с такими словами не за мир и справедливость? Так что, создатели фильма «Ржев» совершили большую ошибку, написав такое послание. После этого ценность фильма резко упала.

     Ну а когда стало понятно, что вся история будет происходить только вокруг одной деревни, чьё название я так и не запомнил, хоть и повторяли несколько раз, интерес к фильму ещё больше снизился. Подкупили красивой, энергичной первой сценой, показали кроваво-грязное месиво, атаку и битву в окопах. Ну а потом начались ожидания ответной атаки. И весь фильм был вынужден слушать диалоги, воспоминания, наблюдать, как солдаты готовятся отражать атаку, даже увидеть два маленьких детективных расследования - одно связано с установлением личности Кости Карцева, второе - с поиском листовок. То бишь, ни о какой эпичной битве за Ржев здесь речи нет. Это локальная военная операция по взятию очередной "безымянной высоты", как поётся в той самой песне "На безымянной высоте", впервые прозвучавшей в 1964 году в фильме «Тишина» режиссёра Владимира Басова.

     И всё же, чем привлекает фильм, на мой взгляд, это лучшее из того, что было сделано российским кинематографом на тему второй мировой войны за последнее десятилетие. Энергетикой, драматизацией, присутствием художественности, некоторые персонажи были вполне достоверны, я увидел живые эмоции. Я увидел нормального командира роты, эдакого русского мужика, который по сути своей не дурак, и не желает оставаться дураком, однако вынужден подчиняться разного рода глупости, творимой идиотами. Политрук тоже вполне точный образ - Сталин в голове, а в желудке фашистские тушёнка и галеты. Ну и самый колоритный персонаж, аж светится безумием, это Рыков, гражданин начальник из особого отдела. Классический образ жертвы, зомбированной политической пропагандой, о чём Папаша ему и сказал, что он жизни не видел, а голову ему задурили пропагандой. Смешно было, когда он размахивал пистолетом, направляя его на Папашу, врачующего ему ногу.

     "Я однажды через поле козу на себе к лекарю пёр, у неё роды тяжёлые были, а ты, поди, не больше весишь" - "Я вам не коза!" - "А кто, козёл?".

     Главный герой фильма, это, конечно же, Костя Карцев, тут у него полная свобода, он везде. И врагов убивает толпами, и шнапс находит, и сигары, и тушёнку, и галеты, и вообще он свой парень, с любым найдёт общий язык, и с командиром роты, и с политруком, и со вчерашним пионером, помогает каждому, кормит друзей, и песни поёт, и вообще кремень-душа, не склонится ни перед врагом, ни перед зомби, мины его не берут, пули стороной обходят.

     "Ночь надвигается, фонарь качается,
     мильтон ругается в ночную тьму,
     а я немытая, дождём покрытая,
     стою забытая здесь на углу".

     Конечно, хочется получить хороший, сильный, эмоциональный фильм о второй мировой войне. Но сейчас всё меньше и меньше шансов, ибо актуальность этого события исчезает, и люди уже мало различают, где первая мировая война, где вторая, где третья, и сколько их вообще. Сейчас другие приоритеты, появляются другие герои. Это видно по тому, как меняется кинематограф, что всё больше тем о людях, имеющих какие-то особые способности, таланты, они становятся приоритетом, а массовые побоища не встречают отклика у зрителей. Кинематограф - это отражение времени, а время сейчас такое, что человек всё активнее ищет возможности для саморазвития, познания мира окружающего и своего места в этом мире. Фильмы о второй мировой войне, где описываются баталии, перестают быть актуальными. Фильмы-драмы, где война лишь фон, могут вызвать интерес: «Воровка книг» (2013), «Французская сюита» (2014), «Исключение» (2016), «Тёмные времена» (2017), «Капитан» (2017).

     Вот список того, что уже стало классикой и можно назвать неувядающими шедеврами, и сомневаюсь, что он будет дополнен новыми произведениями. Время этих героев ушло:

     «Живые и мёртвые», режиссёр Александр Столпер, 1963 (2 серии)
     «Война на западном направлении», режиссёр Тимофей Левчук, Григорий Кохан, 1990 (6 серий)
     «Они сражались за Родину», режиссёр Сергей Бондарчук, 1975 (2 серии)
     «Штрафбат», режиссёр Николай Досталь, 2004 (11 серий)
     «Подпольный обком действует», режиссёр Анатолий Буковский, 1975 (4 серии)
     «В лесах под Ковелем», режиссёр Юрий Тупицкий, 1984 (3 серии)
     «Отец солдата», режиссёр Резо Чхеидзе, 1964
     «Битва за Москву», режиссёр Юрий Озеров, 1985 (2 фильма по 2 серии каждый)
     «Сталинград», режиссёр Юрий Озеров, 1989 (2 серии)
     «Освобождение», режиссёр Юрий Озеров, 1968-1971 (5 фильмов)

     Отдельной строкой находится дилогия Никиты Михалкова, это тот самый фильм-драма, история жизни семьи комдива Котова, и война здесь просто незначительный фон, но на первом месте - это отношения между мужем и женой, и их дочерью, и бывшим любовником жены.

     «Утомлённые солнцем», режиссёр Никита Михалков, 1994
     «Утомлённые солнцем, 2. Предстояние», режиссёр Никита Михалков, 2010
     «Утомлённые солнцем, 2. Цитадель», режиссёр Никита Михалков, 2011

     А эти два фильма-шедевра, образец того, как именно надо делать кино, совмещая военные действия, драму, эпичность, масштабность событий и эмоциональность:

     «38-я параллель» (“Taegukgi hwinalrimyeo”, directed by Kang Je-Gyu, 2004)
     «Во имя чести» (“Ji jie hao \ Assembly”, directed by Feng Xiaogang, 2007)

     Длительность фильма «Ржев» 1 час 57 мин 20 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Командир роты" - Сергей Жарков
     "Костя Карцев" - Иван Батарев
     "Басов" - Александр Горбатов
     "Политрук" - Арсений Семёнов
     "Рыков, особый отдел" - Григорий Некрасов
     "Папаша" - Александр Аравушкин
     "Сомов, пионер" - Дан Розин
     "Власюк" - Пётр Логачёв
     "Мачихин" - Олег Гаянов.

     Моя оценка фильму +4 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь