Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     8 день 7 месяца 15 года
     23 сентября 2020, 17:00
     16972 день земного пути Сказочника
     6811 день от Рождения Великого Ёжжмы





     8 день 7 месяца 15 года
     23 сентября 2020, 21:17

     Сказка на ночь:

     «Вивариум» (“Vivarium”, directed by Lorcan Finnegan, 2019)

     Written by Garret Shanley.
     Story by Garret Shanley, Lorcan Finnegan.
     Music by Kristian Eidnes Andersen.

     Фантастическая драма с ароматом триллера на социальную тему, интеллектуальная притча о современном обществе, тревожный крик о том, что планета Земля превратилась в чётко обустроенную стандартным мышлением, моральными принципами и добрыми указаниями ФЕРМУ по разведению людей, и что выхода из этого не видно ни на небе, где размещены типовые облака, ни на земле, где стоят типовые дома.

     Ещё один фильм на тему ловушки, только теперь авторы фильма загнали двух простых людей в такую ловушку, из которой не так легко выбраться. Точнее, невозможно. Потому как это не просто некое замкнутое пространство, как например, автомобиль, занесённый снегом, или лодка посреди океана, а чётко обозначенные условия жизни, которые принимаются каждым человеком, населяющим планету.

     Ловушка в данном случае - сама планета Земля. И уйти отсюда, как ни пытайся, не получится. Аллюзия к этому была в тот момент, когда Джемма и Том пытались покинуть коттеджный посёлок, но петля возвращала их к тому же месту, откуда уехали. К дому родному, который был им обозначен по навязанным извне правилам. Они, вроде как и не хотели, но, так получилось, и вот - ваш дом. Вот ваша ячейка в человеческом обществе, здесь вам жить, наполняя ячейку воспоминаниями, до конца дней своих.

     В этом фильме множество аллюзий, аллегорий, метафор, да, можно не думать обо всём этом, а только наслаждаться картинкой, которая весьма красива. Но если призадуматься, то фильм доставит ни с чем не сравнимое удовольствие. Настоящее пиршество для ума. Мне понравилось.

     Например, появление ребёнка в коробке. "Смотри, ребёнок!". И правила на коробке: надо вырастить ребёнка, а потом обрести свободу. Что хотели сказать авторы этим эпизодом? Как часто рождаются незапланированные дети. Родители просто ставятся перед фактом. Вот вам ребёнок. В фильме «С любовью, Рози» (“Love, Rosie”, 2014) девушка получила беременность только потому, что с пениса слетел презерватив и остался в вагине. В фильме «Любовь» (“Love”, 2015) девушка страдала от того, что родители ей говорили, что она была зачата случайно, и всегда о себе говорила, что она случайный человек. Так же случайно и она стала беременной, ибо презерватив порвался. Что написано на коробке? Такие простые правила в обществе. Да, ребята, вы попали, стали родителями, теперь вырастите ребёнка, помогите ему обрести образование, он подрастёт, станет самостоятельным, а потом и вы обретёте свою свободу, сможете пожить себе на радость. Все поверили?

     Ещё пример. Работа Тома по раскапыванию ямы. Каждый день. С утра до вечера. Однообразный рутинный труд, который обозначается, как очень важный. Он не приносит удовольствия, но выматывает. Проснулся. Быстро позавтракал. И побежал на работу. Вечером усталый возвращается домой. Ложится спать. Постепенно утрачивает интерес к тому, что происходит в семье. С некогда любимой женой. С ребёнком, который всё больше и больше становится чужим. Призраком. Мутантом, которого не понимаешь. Что он там смотрит по TV? Бред, не хочу вникать. Сколько людей двигаются по этому сценарию? Миллиарды.

     Ну и сам ребёнок. Прекрасно показана ситуация - ребёнок орёт, родители суетятся. Как только выполнят определённую функцию, ребёнок замолкает. Но главное в другом. Ребёнок копирует своих родителей. Перенимает от них образ поведения, запоминает слова, мимику, жесты, отношение к событиям. Когда маленький, он верит каждому слову. Когда подрастает, то в его руках появляются странные книги (фильмы, музыка, стиль в одежде), читая которые родители не понимают, о чём они. Абракадабра. Книги, которые он получает от каких-то других людей, с которыми у родителей нет ничего общего.

     Так ребёнок взрослеет, обретает самостоятельность от родителей, напитавшись идей из сомнительных источников и от всепроникающего Ока Государства (странное солнце, которое будто следит за каждым движением персонажей, выстраивая для них распорядок дня), подчиняющего взрослого ребёнка особым правилам поведения. Ну а родители без тени смысла угасают, как отработанный материал, не в состоянии угнаться за повзрослевшим чадом. Примечательна игра, в которую играли взрослый мальчик и Джемма. Он идёт. Она бежит. Он не торопится. Она спешит, потеет, устаёт, но не может догнать.

     История такая:

     Жили-были Джемма и Том, обычная пара, которая не имеет особых перспектив в жизни, и просто катится по колее, куда вывезет кривая, там и хорошо. Джемма работала воспитателем, а Том подрабатывал починкой разных сломанных вещей. И вот, решили они жить вместе, а для этого надо какой-то дом, квартиру, подальше от мамы и папы. И зашли в агентство по продаже недвижимости. Улыбающийся агент сразу определил им то, от чего они не смогут отказаться. И повёз в загородный коттеджный посёлок, где для них, и только для них, есть прекрасная возможность обрести правильное жильё. Дом номер 9 в гладко выстроенном посёлке YONDER. You're Home wright now. Quality family homs. Forever.

     Здесь было всё. Типовой дом. Типовая мебель. Типовой сад. Им грозила типовая жизнь с типовыми воспоминаниями. Едва они захотели узнать: куда пропал типовой агент?, - как поняли, что из этого посёлка не выбраться. Куда бы они ни поехали, дорога приводила к дому номер 9. Они пытались пересечь посёлок пешком. Они сожгли свой дом. Но всё бесполезно. Дом номер 9 - теперь их дом. "Все дороги ведут в Рим". Все дороги ведут к дому номер 9. Так началась у них жизнь. И появилась коробка с ребёнком. Вырастите ребёнка и станете свободными. Они поверили. И занялись этим процессом... Возможно, если бы они занимались процессом воспитания ребёнка как-то по-другому, то и финал был бы другим. Не типовым.

     Длительность фильма 1 час 38 мин 37 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Джемма" - Имоджен Путс (Imogen Poots)
     "Том" - Джесси Айзенберг (Jesse Eisenberg)
     "Маленький мальчик" - Сенан Дженнингс (Senan Jennings)
     "Взрослый мальчик" - Инна Хардвик (Eanna Hardwicke)
     "Мартин" - Джонатан Арис (Jonathan Aris).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь