Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     14 день 10 месяца 15 года
     28 декабря 2020, 18:00
     17068 день земного пути Сказочника
     6907 день от Рождения Великого Ёжжмы








     14 день 10 месяца 15 года
     28 декабря 2020, 21:52

     Сказка на ночь:

     «Подольские курсанты», режиссёр Вадим Шмелев, 2019

     Сценарий - Вадим Шмелев, Игорь Угольников.
     Композитор - Юрий Потеенко.

     "На нём снежинки тают!". Лёгкая, наивная, развлекательная история на тему локального события во второй мировой войне, суть которого до зрителя донесена крайне скупо, даже непонятно, что здесь важно - семисекундное созерцание лица Маши, либо ананас, который никто не захотел кушать, лишь носить на руках, аки святыню, либо "Бах!", единственная сцена в фильме, заслуживающая одобрения.

     Нет, реально! СЕМЬ СЕКУНД ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ нам дали созерцать ничего не выражающее лицо Маши, по таймеру 00:26:52 - 00:26:59. За эти семь секунд можно было показать так много, но - показали только лицо. Остановили мгновение? Если бы Маша была голой, тогда ещё ладно... Для сравнения - девять секунд - удар ракетами по скоплению вражеской техники, по таймеру 01:14:21 - 01:14:30. Или - семь секунд - эпичное травмирование Славика Никитина пушкой, 01:31:00 - 01:31:07.

     Отличный пример коммерческого развлекательного кино. За доказательствами далеко ходить не надо. Ситуация: идёт Второе Наступление (исторический термин) на Москву, октябрь 1941 года, война, война, война, каждый день тревога, каждый день идут сводки Совинформбюро, что люди гибнут, что "после ожесточённых и упорных сражений были оставлены города...", один за другим, что беженцы, что голод, что хаос и отчаяние распространяются более трёх месяцев. Но - посмотрите на лица персонажей! Это счастливые люди, которые радуются яркому сегодня и ждут светлое завтра. У них всё хорошо, у них бантики, музыка, у них мальчики приглашают девочек на свидание. Подольск - город-райский-сад, здесь нет войны, здесь о ней никто не слышал, а если и слышал, то только как некое недоразумение, что, мол, сейчас мы прокатимся лихо на грузовичках туда-обратно, побьём злодеев, и вернёмся к музыке-бантикам-свиданиям.

     Только представьте, с какой скоростью двигалась Германская армия, что с конца июня до октября 1941 года она оказалась всего в 200 км от Москвы (г.Юхнов от центра Москвы около 190 км), это же ужас, колоссальная агрессия, мощнейшее напряжение, сотни и сотни и сотни тысяч погибших. Все историки признавали, изучая все особенности обрушившегося урагана войны на Советский Союз, что такого удара не выдержала бы ни одна армия мира, ни одна страна. И это грандиозное эмоциональное напряжение очень хорошо передал режиссёр Юрий Озеров в 4-серийном фильме «Битва за Москву» (1985).

     О Смоленском сражении, которое и стало камнем преткновения для Германской армии в июле-августе, ходят истинные легенды, где Советская армия теряла около 13 тысяч убитыми и ранеными в день (!), по масштабам того времени это целая дивизия, за 60 дней сражения около 750 тыс человек убитыми и ранеными, и есть прекрасный 6-серийный фильм об этом «Война на западном направлении» (1990).

     Но всего этого напряжения не будет в коммерческой поделке режиссёра Вадима Шмелева, он показал вымышленную, максимально наивную сказку о приключениях неизвестных людей в неизвестном месте, которые хотели танцевать, а их заставили сидеть под бомбами. Кто, зачем, во имя чего? Если не знать историю (это события 5-20 октября 1941 года), то совершенно непонятно, кто они такие, против кого сражаются, что защищают. И самое мощное оружие у них - пистолет лейтенанта Алёшкина, из которого все враги убиваются с одного выстрела, причём, неважно, в каком положении производится выстрел, с какой дальностью, и неважно, кто стреляет, лейтенант или юная девочка-медсестра. Волшебный жезл Гарри Поттера лежит в сторонке уныло! Такое впечатление, что это была операция по зачистке соседней деревни от группы туповатых вооружённых кое-как бродяг, у которых один ананас на всех, и едят они лишь то, что майор Вернер лениво выудит из речки.

     Для меня были и остаются эталонными фильмами о войне (не только о второй мировой войне), на которые имеет смысл равняться каждому режиссёру, желающему снискать славы на этом поле деятельности:

     «38-я параллель» (“Taegukgi hwinalrimyeo”, directed by Kang Je-Gyu, 2004)
     «Во имя чести» (“Ji jie hao”, directed by Feng Xiaogang, 2007)
     «Война на западном направлении», режиссёр Тимофей Левчук, Григорий Кохан, 1990
     «Враг у ворот» (“Enemy at the Gates”, directed by Jean-Jacques Annaud, 2001)
     «Живые и мёртвые», режиссёр Александр Столпер, 1963
     «Моонзунд», режиссёр Александр Муратов, 1988
     «Они сражались за Родину», режиссёр Сергей Бондарчук, 1975
     «Письма с Иводзимы» (“Letters from Iwo Jima”, directed by Clint Eastwood, 2006)
     «Спасти рядового Райана» (“Saving Private Ryan”, directed by Steven Spielberg, 1998)
     «Штрафбат», режиссёр Николай Досталь, 2004

     Интересная история. Художественность. Эмоциональность. Персонажи, которым хочется сочувствовать. «Подольские курсанты» в этом списке никогда не окажутся. Хотя погибшие пацаны, коих отправили умирать "За родину", большая часть из которых была едва призвана на военную службу, заслуживают отдельного фильма, только не такого коммерческого продукта.

     Можно сказать, что это ещё одна неудачная попытка сделать кино о второй мировой войне, и фильм про гладко побритых курсантов в чистых гимнастёрках на 12 день сражения займёт достойное место среди таких же неудачных проектов:

     «Брестская крепость», режиссёр Александр Котт, 2010
     «Сталинград», режиссёр Фёдор Бондарчук, 2013
     «28 панфиловцев», режиссёры Ким Дружинин и Андрей Шальопа, 2016
     «Ржев», режиссёр Игорь Копылов, 2019
     «Подольские курсанты», режиссёр Вадим Шмелев, 2019

     Смешно, что фильмы «Ржев» и «Подольские курсанты» противоречат друг другу в плане того, можно ли читать листовки, сброшенные с Германского самолёта. В одном фильме всех хотели расстрелять, во втором фильме листовки читали с улыбкой и радостью, и вроде как никому до этого не было никакого дела, как говорится: кидайте ещё, а то у нас и почитать тут в окопах нечего, кроме устава вооружённых сил, любимой книги Мити Шемякина. Я думал, что Маша перевернёт книгу и увидит название "Как закалялась сталь" 1934 года издания, нет, ошибся...

     Однако это не роковая случайность. Это общемировая тенденция, когда идёт коммерциализация темы второй мировой войны, и не только этой войны, вот последние примеры, где война - это игра в красивую картинку:

     «Дюнкерк» (“Dunkirk”, directed by Christopher Nolan, 2017)
     «Мидуэй» (“Midway”, directed by Roland Emmerich, 2019)
     «1917» (“1917”, directed by Sam Mendes, 2019)
     «Грейхаунд» (“Greyhound”, directed by Aaron Schneider, 2020)

     Сейчас модно делать красивые, зрелищные фильмы, чтобы всё взрывалось, чтобы персонажи красиво умирали, и чтобы зрители кричали от восторга: "Ух ты, как здорово персонажу ноги оторвало!". Это я говорю об эпизоде с пушкой, когда курсант побоялся отбежать в окоп, да вместе с пушкой и перекувырнулся.

     Я уж не говорю о волшебных гранатах, стоящих на вооружении Германской армии, которые взрываются исключительно тогда, когда нужно режиссёру. То через пару секунд, когда их отбросишь, а то гранатам надо обязательно дождаться, пока курсант Лавров наведёт пушку на дуло вражеского танка и удачно выстрелит. А ведь вражеский танк мог и не наводить дуло на сарай, там вообще могли сидеть пьяные, обожравшиеся шнапса танкисты и орать песни, кружа башню танка в разные стороны, и что, гранатам так и пришлось бы ждать, не взрываться?

     Подобные коммерческие продукты постепенно уничтожат память о второй мировой войне, сотрут её с актуальной повестки дня, люди перестанут воспринимать это событие как нечто ужасное и угрожающее, как в своё время перестали воспринимать ужасы войны с Наполеоном, превратив всё в серию незамысловатых анекдотов, иной раз весьма пошлых. Печально, но это факт. Время движется вперёд, к новым войнам. И они не замедлят сказаться, когда люди утратят страх смерти, думая, что всё это игра в картинки. Ух ты! Как красиво! А в ответ - посыпятся настоящие бомбы.

     Длительность фильма 2 часа 16 мин 19 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Афанасий Алёшкин, лейтенант" - Алексей Бардуков
     "Мусеридзе, лейтенант" - Гурам Баблишвили
     "Иван Стрельбицкий, полковник, начальник Подольского артиллерийского училища" - Евгений Дятлов
     "Василий Смирнов, генерал-майор" - Роман Мадянов
     "Иван Старчак, капитан, разведка" - Сергей Безруков
     "Маша Григорьева" - Любовь Константинова
     "Сашка Лавров" - Артём Губин
     "Митя Шемякин" - Игорь Юдин
     "Никитина" - Екатерина Редникова
     "Славик Никитин" - Глеб Данилов
     "Лиза Алёшкина" - Дарья Урсуляк.

     Моя оценка фильму +4 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь