Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     23 день 11 месяца 15 года
     5 февраля 2021, 18:00
     17107 день земного пути Сказочника
     6946 день от Рождения Великого Ёжжмы






     23 день 11 месяца 15 года
     5 февраля 2021, 21:54

     Сказка на ночь:

     «Никита» (“Nikita”, directed by Luc Besson, 1990)

     Screenplay by Luc Besson.
     Music by Éric Serra.

     Драматическая история о девушке, которой довелось скатиться на беспросветное дно жизни, испытать ярость, боль, отчаяние, озлобиться на весь мир, и даже совершить убийство, но иной раз лучик света, может, случайно, попадает в кромешную бездну, и становится лесенкой, по которой можно подняться к новой жизни, девушка - поднялась.

     В биографии Люка Бессона значится, что он был женат на актрисе Анн Парийо, исполнившей роль Никиты, и у них даже родилась дочка, но через год после выхода фильма, произошёл распад (1986-1991) брачного союза.

     Интересно было увидеть актёра Жана Рено, как Чистильщика по имени Виктор, абсолютно готовый имидж киллера Леона (и очки, и пальто с поднятым воротником, и особого вида саквояж, и даже финальная смерть делается во спасение девушки), фильм о котором будет представлен зрителям через четыре года после «Никиты». Если присмотреться, то в построении сцен, ракурсах показа лиц, движениях актёров, виден зарождающийся почерк мастера, все специальные приёмы будут доведены до максимального уровня эффективности и успешно использованы во всех последующих фильмах. Можно сказать, уникальный стиль Люка Бессона проявился в истории про Никиту, здесь есть все основные элементы.

     Сама история меня не прельстила, весьма тяжела к восприятию, очень много негативной энергии. Понятно, почему так, ибо Люк Бессон создал тёмного и насильственного персонажа, нужно было показать, как выглядит тьма, чтобы сравнить, как может быть, если повсюду появится свет. Фильм делится на две части, переход не плавный. Здесь нет взросления персонажа, духовного изменения. Всё происходит по-волшебству. Вчера тьма, сегодня свет. Вчера персонаж хотел всех ненавидеть и убить всех добрых людей, сегодня персонаж хочет любви и убивать только избранных.

     Показался странным этот агент по имени Боб. Что за имя? Смешно. Хотя бы уж "Джон". Да и сам шеф школы разведки, такой податливый, что его легко убедить вовлечением насильственной девушки в агентурную сеть. Самое главное, что я не увидел, так это работы над психологическим состоянием Никиты. То бишь, ребята, едва она вышла из своей комнаты, дали ей в руки пистолет, начали учить борьбе, открывать перед ней какие-то тайны. Надо сначала с мозгами поработать, убедиться, что она адекватно воспринимает реальность. Если тортик со свечками на 20-летие, эта вся психологическая мотивация, то - не убеждает.

     Сценарий писал сам режиссёр, хоть посоветовался бы с кем-нибудь... Может, жена помогала? Но явно здесь нужен был какой-нибудь консультант, который объяснил бы, как сделать историю немного правдивее. Да, имя Никиты весьма плотно поселилось в сердцах некоторых зрителей: образ бывшей девушки-наркоманки, ставшей супер-киллершей. На мой взгляд, этого мало. Имя Жанны Д'арк тоже прославилось в веках, но, какова же сильная история у этой девушки, что аж потребовалось вмешательство Ватикана через пятьсот лет, в 1920 году, чтобы пересмотреть её дело и объявить святой.

     История такая:

     Как-то поздней ночью четверо наркоманов тащили по земле за собой девушку. Шли они к аптеке, где работал папа одного из наркоманов. У них ломка, им надо. Потому ворвались в аптеку, стали искать наркотики. Девушка каким-то образом заползла под стол и там ждала спасения в виде дозы. Папа проснулся, взял ружьё, вызвал полицию, пошёл пугать грабителей. Да так получилось, что нарвался на пулю в тот самый момент, когда приехала полиция. Маленькая война, в итоге все наркоманы убиты. Двое из четырёх полицейских тоже. Когда оставшиеся в живых пошли осматривать место бойни, то увидели наркоманку с револьвером в руке. Так стало на одного убитого больше.

     Девушку арестовали, повезли на допрос (Как твоё имя? - НИ КИ ТА!!!), где она учинила большое членовредительство, фокус Джокера с карандашом, а потом на суд, где она устроила погром и скандал, когда приговор пожизненное заключение. Было принято решение о ликвидации девушки, ибо кому она нужна, одна только головная боль. Однако "ликвидация" и "похороны" были показной игрой. Этой буйной девушкой заинтересовался умелый правительственный агент, который решает проблемы, устраняя неугодных стране людей. Он и устроил извлечение девушки из тюрьмы. Объяснил ей, какое будущее уготовано, и если она согласится, то будет у неё всё хорошо, в противном случае, заполнит собой пустоту в могиле.

     Никита, исходя из своего надломленного понимания сути вещей, соглашается на обучение, доводя всех преподавателей до исступления и изнеможения. Однако время идёт, и человек постепенно принимает новый образ жизни. Так прошло три года, и Никита социализировалась, теперь она не дикий зверь, научилась красить губы, причёсываться, одеваться, выглядеть, как женщина. Обучение закончилось. В финале - экзамен. Выход "в поле". В ресторан. Где надо убрать цель. Сцена перестрелки в ресторане с финальным прыжком в несколько видоизменённом виде будет использована и в фильме про киллера Леона.

     После экзамена, Никиту отпустили в самостоятельную жизнь, снабдив документами, деньгами, легендой. Теперь она будет откликаться на позывной "Жозефина". На свободе такой страстной девушке нужен мальчик, и она взяла первого попавшегося, кто ей улыбнулся, звали его Марко. С ним закрутила роман, трахнула в первый же день знакомства, не докушав равиоли.

     Так началась эпоха светлой жизни, где благодатная Никита наслаждается сексом, романтикой, лёгкостью во всём, даже считает себя женой Марко, ну и параллельно исполняет разного рода приказы от агентства, ведь надо как-то зарабатывать. Я думал, что фильм ближе к финалу станет более драматичным. Очевидно, что агентство воспитало сотрудника, который рано или поздно, но откажется выполнять приказы, начнётся конфликт, противостояние. Мотив был бы прекрасным, если Никита, не узнав, что Марко было подставным любовником, получила бы на руки его окровавленный труп, и обвинила бы во всём Боба с его командой. Ну а так, она просто подумала о том, о сём, и решила уйти в самоволку, даже письмо написала Бобу, которое Марко порвал, и о чём там было написано, не сказал.

     По факту, фильм выглядит каким-то недоделанным, даже с учётом 1990 года выпуска, есть примеры тех лет, где боевики были весьма качественными, недодуманным, сыроватым, может даже комичным, особенно с появлением дипломата, хранящего ценную информацию в сейфе и Чистильщика Виктора с его саквояжем. На мой взгляд, фильм о Никите заслуживает внимания у кинозрителя нынешнего времени только одной причиной: посмотреть на то, из чего выросло режиссёрское мастерство Люка Бессона.

     Длительность фильма 1 час 57 мин 13 сек, смотрел в закадровом переводе студии «Амальгама», выполненном в 1999 году.

     В РОЛЯХ:
     "Никита \ Мари \ Жозефина" - Анн Парийо (Anne Parillaud)
     "Боб" - Чеки Карио (Tchéky Karyo)
     "Марко" - Жан-Юг Англад (Jean-Hugues Anglade)
     "Аманда" - Жанна Моро (Jeanne Moreau)
     "шеф в разведшколе" - Филипп Леруа (Philippe Leroy)
     "Виктор, Чистильщик" - Жан Рено (Jean Reno).

     Моя оценка фильму +3 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     23 день 11 месяца 15 года
     6 февраля 2021, 00:29

     Сказка на ночь:

     «Гарри Браун» (“Harry Brown”, directed by Daniel Barber, 2009)

     Screenplay by Gary Young.
     Music Composed by Martin Phipps, Ruth Barrett.
     Additional Music by Pete Tong, Paul Rogers.

     Драматический триллер, трагедия одного человека, осознавшего, что только он может позаботиться о спокойствии и безопасности родного города, это не банальная история о мести за семью или друзей, это история о гражданской ответственности, ибо иногда гражданину надо отложить метлу, и взять пистолет, чтобы убрать грязь с улиц.

     С гуманистической точки зрения позиция Гарри Брауна весьма спорная, и невозможно оправдать: насилие порождает насилие, этот закон неуклонно работает во все времена. Чистые улицы в финале фильма как символ, что город стал безопаснее, не должны быть основанием, чтобы одобрить Гарри, играющего в доброго дедушку.

     Есть один из моих любимых российских сериалов «Ликвидация» (режиссёр Сергей Урсуляк, 2007), где события происходят в послевоенной Одессе. В главных ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий. Там был самый настоящий клондайк для преступников всех мастей. Чтобы разобраться с преступностью, в город был направлен Хрущёв, и он поступил, как классический генерал. Собрал бывших солдат и офицеров, сотрудников военной разведки, и организовал отряды по ликвидации. Из них составлялись пары, богато выглядящие, дабы провоцировать вора на ограбление, и когда вор нападал на такого подставного гражданина, то получал пулю. Фактически, само желание кого-то ограбить, изнасиловать, или избить становилось смертным приговором. Что уж говорить, началась самая настоящая бойня.

     Принцип игры Гарри Брауна был в этом же стиле. Да, он мотивировал себя местью за друга, Леонарда, мол, злая молодёжь убила такого славного дедушку, доброго соседа. Однако до факта убийства в душе Гарри закипал праведный гнев к тому, что он видел на улице. Долгие дни он кормил свою уверенность в том, что родной город катится в ад, и никто не может ничего сделать. В самом начале фильма он хочет пройти через подземный переход, но боится, ибо оттуда слышны крики демонов (дикие подростки-наркоманы творят непотребство в темноте), и идёт в обход. Так же из окна видел, как молодёжь избивает каких-то соседей. То, что произошло с Леонардом, стало последней каплей. Всё, чаша гнева переполнена. Сколько можно терпеть? И Гарри перестал терпеть, и пошёл искать виноватых. Только это всё поиски на низшем уровне, стрельбой по живым мишеням проблему не решишь.

     История такая:

     Трущобы английского города (фильм снимали в Лондоне, но в сюжете не акцентируется, что это Лондон). Бандиты ощущают себя хозяевами улиц. Полиция следует протоколу и бессильна что-либо сделать. Выйти из дома честному гражданину, не столкнувшись с каким-либо насилием, невозможно. Мир перестал быть безопасным. Начальные кадры свидетельствуют, насколько всё стало тревожно, случайная смерть на каждом шагу.

     В этом мире доживает свои последние дни Гарри Браун, одинокий старик, радость которому - это выпить кружку пива в баре Сида Рурка, да поиграть там же в шахматы со своим престарелым другом-соседом Леонардом.

     Жена Гарри, Кейт, отошла в мир иной, будучи в бессознательном состоянии в больнице. В итоге, две могилы, одна для дочери, почившей давно, другая для жены. Остался один, совсем один. Только Леонард и спасал своим присутствием, делая эту жизнь осмысленной. Но, у Леонарда жизнь полна тревог и печали. Преследуют его местные бандиты, подростки, вооружённые наглостью, ножами и пистолетами. Не только его, многих, но Леонарду достаётся больше всех. И вот однажды Леонард сказал Гарри, что теперь ходит с оружием - старый армейский штык-нож, оставшийся как наследство от первой мировой войны, стал для него эдаким спасательным кругом. А как ещё защитить себя от банды обнаглевшей молодёжи? Полиции нет времени заниматься проблемами старика.

     Этот разговор был вечером, а утром Леонарда нашли мёртвым. Убили его, надругались над плотью, пописав на окровавленный труп. Стало это ударом для Гарри, ибо лишился он последней для себя опоры. Делом об убийстве Леонарда занялась детектив-инспектор Элис Фрэмптон, арестовала четырёх местных мальчиков, кои, аки звери неугомонные, и нет никакого с ними сладу. Никак она не смогла найти к ним подход, чтобы они признались в убийстве.

     Ихний главарь - Ноэль, у него в помощниках Карл, Дин, Марк, и есть другие, но больше как антураж, они же костяк местной банды. Пришлось их отпустить. Улик нет. И вернулись они на улицы родных трущоб, чтобы продолжать творить насилие над честными миролюбивыми гражданами.

     Видя всё это, Гарри Браун не стерпел. И решил навести порядок в своём квартале. Для начала нужно найти оружие, ибо одним штык-ножом много не навоюешь. Да он убил спьяну ножом одного наркомана, который пытался обокрасть его в тёмном месте, это и стало стимулом для того, чтобы начать маленькую войну, но, чтобы воевать с бандой наглых подростков, нужно оружие серьёзное.

     Для этой цели он проследил за местным торговцем наркотиками, Кеном, и проник в логово наркомана Стреча, владельца плантации по выращиванию ивандамарьи. Гарри попросил продать ему оружие, обещая щедрую оплату. Стреч, находясь под дурманом, согласился на сделку, и Кен принёс сумку с пистолетами и патронами. Только платить за оружие Гарри не планировал. Ибо пришёл не с деньгами, а со своим любимым штык-ножом, оставшимся от долгих годов службы в английском спецназе в Северной Ирландии. Кен и Стреч были убиты. Стреч перед смертью послушал историю о великой боли, которую Гарри никому не рассказывал.

     Ну а дальше, наблюдая за бандой, начал отлавливать одного подростка за другим, дабы узнать правду, кто именно убил Леонарда, как это произошло. Так от Марка ему достался телефон с видео убийства. Следующая сцена мне понравилась, самая лучшая в фильме. В тёмном переходе. Чем-то напомнило игры Джона "Пилы" Крамера, когда из темноты выходит связанный Марк, а на шее поводок. И начинается стрельба. Однако не совсем удачно. Ноэль смог убежать.

     Ситуация с вмешательством Гарри в процессы, происходящие на тёмных улицах, привели к тому, что он случайно убил одного именитого наркодилера, и полиция решила начать крупные аресты, а это спровоцировало народный бунт среди наркоманов. Трущобы города превратились в поле битвы. Народ против полиции, камни против дубинок. Только Элис Фрэмптон разгадала тайну серии как бы случайных убийств, и ниточка привела к Гарри Брауну. Арестовать его не удалось, ибо она и её напарник Хэнкок попали под волну народного бунта.

     Финальная кровавая сцена разъясняет, почему в квартале проживания Гарри Брауна банды наркоторговцев вели себя так нагло и открыто, ибо их прикрывал местный авторитетный бандит, живущий под личиной добропорядочного гражданина. Сид Рурк, бармен. Он был дядей Ноэля. В этом баре и встретились все силы - Ноэль, Сид, Элис, Хэнкок, Гарри. Вышли из бара не все. Кому-то позор. Кому-то дали медаль за храбрость посмертно. Кому-то толику разочарования. А кому-то - чистый подземный переход. И слух по городу о народном мстителе.

     Длительность фильма 1 час 42 мин 46 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Гарри Браун" - Майкл Кейн (Michael Caine)
     "Леонард" - Дэвид Брэдли (David Bradley)
     "Элис Фрэмптон, детектив-инспектор" - Эмили Мортимер (Emily Mortimer)
     "Терри Хикок, детектив-сержант" - Чарли Крид-Майлз (Charlie Creed-Miles)
     "Сид Рурк, бармен" - Лиам Каннингэм (Liam Cunningham)
     "Ноэль" - Бен Дрю (Plan B \ Ben Drew)
     "Карл" - Ямал Дауни (Jamal Downey)
     "Марк" - Джек О’Коннелл (Jack O'Connell)
     "Дин" - Ли Оакс (Lee Oakes)
     "Стреч" - Шон Харрис (Sean Harris)
     "Чайлдс, начальник над Элис Фрэмптон" - Иэн Глен (Iain Glen).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь