Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     30 день 11 месяца 15 года
     12 февраля 2021, 18:00
     17114 день земного пути Сказочника
     6953 день от Рождения Великого Ёжжмы







     30 день 11 месяца 15 года
     12 февраля 2021, 22:19

     Сказка на ночь:

     «Мария-Антуанетта» (“Marie Antoinette”, directed by Sofia Coppola, 2005)

     Written by Sofia Coppola.
     Based on the book “Marie Antoinette: The Journey” by Antonia Fraser.

     Если нет хлеба, кушайте пирожные - примерно такие слова приписывают Марии-Антуанетте, королеве Франции, сказанные во дни, когда жители страны испытывали серьёзный голод, об этом и не только рассказано в весьма красивом, задорном, безгранично стильном фильме режиссёра Софии Копполы с Кирстен Данст в главной роли, это воистину восхитительное шоу.

     Фильм основан на книге, вышедшей под двумя названиями “Marie Antoinette” в 2001 году и “Marie Antoinette: The Journey” в 2002 году, написанной Антонией Фрэйзер (д.р. 27 августа 1932), специализирующейся на создании романов на историческую тему, в основном документальных исторических романов, основанных на переработке огромного числа архивных материалов. Сценарий по этой книге написала сама София Коппола, и создала, мягко сказать, хулиганский фильм о жизни весёлой девушки, королевы Франции, которая очень любила подарки и пирожные, не жалея на это никаких денег из государственной казны.

     С выбором актрисы на главную роль София не ошиблась, уж кто и мог показать игривую и одновременно холодную (в Версальском дворце её называли фригидной) девушку, так это Кирстен Данст, получилось весьма неплохо. Главное, как я понял, что у Софии Копполы не было желания делать подлинную историческую драму со всей атрибутикой тех лет, в том числе и с гильотинами. Это не учебник по истории, это развлекательное кино, некоторые факты приведены в достаточной точности, некоторые факты в виде художественных допущений для драматизации событий.

     Как например, не упоминается причина, почему молодой мальчик (дофин Луи) не стремился заняться сексом с юной красавицей. Здесь акцентируется внимание, что у него как бы не было опыта, но так ведь эта проблема решаемая, и многие опытные девушки согласились бы обучить дофина. На самом деле у него была особенная болезнь, когда при эрекции не выходит головка пениса из-за узости крайней плоти, и необходимо хирургическое вмешательство. Когда это в реальности было произведено (через семь лет после брачного союза, всё это время мальчик мучался, глядя на красавицу-жену), то дофин смог совокупиться с девушкой и зачать первую дочку. В фильме эту проблему решили так: дофин увлекался слесарным делом, изучал устройство различных замков, и даже сам их создавал, и ему объяснили, что пенис это ключ, а вагина замочек, и если вставить одно в другое, то получится весьма интересная конструкция.

     Фильм шикарен в том смысле, что чарует умело созданной атмосферой разгульных постоянных праздников юной девушки, которую тошнило от многочисленных правил Версальского дворца, где любой поворот головы воспринимался как некий знак, дающий понять придворным, о чём думают король или королева, тут достаточно услышать от них одно слово, чтобы все придворные начали обсуждать, мол, кто сейчас в авторитете. Так например, был многолетний спор между Дюбарри, фавориткой правящего короля Людовика XV, и Марией-Антуанеттой, спорили девушки, кто лучше одевается, у кого туфельки красивее, у кого платье моднее, однако они не общались. Дюбарри не имела права заговорить первой, а у Марии-Антуанетты успех фаворитки в стильных одеяниях вызывал зависть. Пришлось вмешаться Австрийской королеве, послу Австрии и самому королю Франции, чтобы повлиять на Марию-Антуанетту, да и то, за всю свою историю Дюбарри услышала от дофины только одну фразу: "Сегодня в Версале слишком много людей". Однако это стало для Дюбарри подтверждением своего высокого статуса при дворе.

     София Коппола показала со всей сатирой, насколько вся эта мишура была ничтожной. Герцогини, графини, целая толпа придворных с разным статусом стремилась занять своё место недалеко от кровати дофины, дабы лицезреть утреннее пробуждение Марии-Антуанетты и одевание. Если ты стоишь у кровати, твоё положение в стране высокое. А если ты имеешь право надеть на дофину нижнюю рубашку, то становишься равным Богам. Близость к монарху трансформируется в титулы, деньги, земельные наделы, возможности политического влияния, за это они все боролись. Строили интриги друг против друга, боялись быть не приглашёнными на очередной бал.

     В целом, это история не совсем про дофину Марию-Антуанетту, которая стала королевой Франции, а просто про молодую девушку, которая "вышла замуж за миллиардера", и, не имея особенных увлечений в жизни, не имея страстной любви, не обременённая какими-либо житейскими проблемами, не желая творить добро во имя процветания человечества, просто - развлекалась, активно тратила деньги на всё, на платья, драгоценности, туфельки, причёски, пирожные и шампанское, модных модельеров, игры в казино, вечеринки и бал-маскарады, и так день за днём, год за годом. И это выглядит очень стильно, красиво, хоть и утомляет, однако сдабривается изящно вставленной драмой, что даже на самом пике благополучия есть повод для слёз.

     София Коппола соединяет современную музыку с историческими событиями, словно говоря, что нет разницы, что 2005 год, что 1775, какая разница, если и сейчас и тогда молодые люди хотели развлекаться, играть, пить вино, одеваться красиво, смотреть на восход; что сейчас и тогда так же выглядят комнаты на утро после бурных вечеринок, полный бардак и все спят, кто и где смог лечь.

     И мне понравилось, как был показан финал, самый последний кадр, свидетельствующий, что все эти правила, законы, статусы, вымышленные догмы и особые повороты головы, не более, чем мишура, пыль, иллюзия. Вечеринка кончилась. Всё угасло в нигде. Пустота. Всё разрушено.

     Кто такая Мария-Антуанетта:

     Родилась 2 ноября 1755 года, была 15 ребёнком Австрийской королевы Марии-Терезии. Не обладала особым умом, не любила читать книги, однако не отказывалась от обучения. За несколько часов до её рождения в Лиссабоне произошло землетрясение, когда за несколько минут погибло около 90 тыс человек, что вызвало слухи о появлении несчастливого ребёнка.

     В 1769 году было достигнуто согласие на брачный союз между дофином Луи и эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой. 7 мая 1770 года состоялась передача эрцгерцогини, когда ей пришлось раздеться догола и пройти границу между Австрией и Францией, где её одели во всё французское, с этого момента она принадлежала исключительно Франции. Этот эпизод будет показан в полной мере. Кирстен Данст постоит голой. 16 мая 1770 года был заключён в Версале официальный брачный союз с Луи. Во время свадебной церемонии толпа так возликовала, ожидая счастливых перемен в стране, что началась давка, в которой погибло множество горожан.

     Отныне Мария-Антуанетта стала дофиной, претенденткой на трон Франции. Чтобы упрочить свой союз, ей срочно надо было стать беременной. Никто не обращал внимания на то, что укладывают в постель, фактически, детей, что она, что Луи, просто дети с игрушками. Марии-Антуанетте ещё и 15 лет не исполнилось, а от неё требовали родить наследника. И этот вопрос не утихал ни на миг. Однако не она была виновата в том, что секса не было.

     Так началась жизнь в Версале. Со всеми жуткими правилами. Которые Мария-Антуанетта решила со всей детской страстью нарушать, закатывая разгульные вечеринки. В этом ей помогали две активные подруги - графиня де Полиньяк и принцесса де Ламбаль. Расходы на оплату её желаний стремительно росли, и никто не смел сказать и слова против, лишь изредка посол Австрии, Мерси д’Аржанто, коего королева Австрии направила присматривать за молодой девушкой, намекал ей, что неплохо бы вести аскетичный образ жизни и снизить количество покупаемых бриллиантов. Но кто может остановить юную девушку, если она хочет подарки? Много подарков!

     10 мая 1774 года Людовик XVI стал королём Франции, Мария-Антуанетта - королевой Франции. Есть версия, что Францию разорила Мария-Антуанетта, но объективная реальность показывает, что Францию разорили тупые министры, которые начинали реформы и бросали, бездумно тратили деньги, теряли миллионы, и заботились только о своём положении при дворе, и слабый король Людовик XVI, муж Марии-Антуанетты, который вообще не понимал, что надо делать, слушал лишь того, кто посильнее да поувереннее ему что-то скажет, а так же финансовая и военная помощь Американской революции. В итоге они и пришли к своей революции, состоявшейся 14 июля 1789 года.

     Фильм заканчивается попыткой побега Людовика и Марии-Антуанетты из Франции в 1791 году. Далее - только историческая хроника, ибо София Коппола об этом предпочла не рассказывать. Как свидетельствует история, короля опознал почтальон, и сообщил людям. Король и королева были арестованы. Король был приговорён к смерти, казнён 21 января 1793 года. Ему отрубили голову с помощью гильотины. Марию-Антуанетту приговорили к смерти, казнили 16 октября 1793 года. Ей тоже отрубили голову. Тело королевы Франции бросили в ту же самую могилу, куда скинули тела горожан, погибших во время брачной церемонии. В 1815 году тело королевы раскопали и перезахоронили в особом благородном месте, где построили часовню Покаяния.

     В РОЛЯХ:
     "Мария-Антуанетта" - Кирстен Данст (Kirsten Dunst)
     "Луи \ Людовик XVI" - Джейсон Шварцман (Jason Schwartzman)
     "Мерси д’Аржанто, посол" - Стив Куган (Steve Coogan)
     "графиная де Ноай" - Джуди Дэвис (Judy Davis)
     "Людовик XV" - Рип Торн (Rip Torn)
     "Дю Барри \ Дюбарри, фаворитка короля Людовика XV" - Азия Ардженто (Asia Argento)
     "принцесса де Ламбаль" - Мэри Найи (Mary Nighy)
     "графиня де Полиньяк" - Роуз Бирн (Rose Byrne)
     "граф Аксель фон Ферсена" - Джейми Дорнан (Jamie Dornan).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь