Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
16 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     23 день 11 месяца 16 года
     5 февраля 2022, 21:00
     17472 день земного пути Сказочника
     7311 день от Рождения Великого Ёжжмы
     5801 день от издания Книги ХавардАР
     1463 день от Рождения Книги Ансара Азира






     23 день 11 месяца 16 года
     5 февраля 2022, 23:48

     Сказка на ночь:

     «Учитель на замену» (“Detachment”, directed by Tony Kaye, 2011)

     Written by Carl Lund.
     Director of Photography - Tony Kaye.
     Original Score by The Newton Brothers.
     Additional Music by Taylor Eigsti.
     Blackboard Animation Designed and Illustrated by Rebecca Foster.
     Photo Animation and Logo Designed by Matt Tragesser.

     Тонкая психологическая драма, наполненная маленькими философскими притчами, прекрасное артхаусное угощение для гурманов, желающих насладиться интеллектуальным кинофильмом, погрузиться в сложное депрессивное путешествие одновремнного эмоционального участия в мире событий, смешанного с холодной безучастностью к чему бы то ни было.

     Непростое творение, основанное на сценарии Карла Лунда, бывшего школьного учителя, пожелавшего рассказать миру о сложностях отношений между учителями и учениками. На сценарий обратил внимание режиссёр Тони Кэй (Tony Kaye), к тому времени имеющий известность из-за своего фильма «Американская история X» (“American History X”, directed by Tony Kaye, 1998), пригласил актёра Эдриана Броуди на главную роль и приступил к реализации. Оператором был сам режиссёр, точно так же, как и при работе с Американской историей Х, ибо только себе мог доверить то, как именно зритель должен увидеть фильм.

     История базируется на таких философских понятиях, как одновременные ОТЧУЖДЁННОСТЬ и ВОВЛЕЧЁННОСТЬ, а так же ДВОЕМЫСЛИЕ, когда человек имеет по какому-либо вопросу два противоположных, взаимоисключающих мнения, и оба принимает за правду.

     Фильм открывается цитатой Альбера Камю:

     "AND NEVER HAVE LEFT SO DEEPLY AT ONE AND THE SAME TIME SO DETACHED FROM MYSELF AND SO PRESENT IN THE WORLD" - Albert Camus.
     "И никогда раньше не ощущал я такого глубокого чувства отчуждённости от самого себя и полного присутствия в мире" (так звучит в фильме)

     В какой-то степени фильм можно трактовать и в религиозном смысле, что это мягкое изложение непростого пути Мессии, приходящего в мир для очищения его от грехов. Не каждому Мессии это удаётся, ибо в мире слишком много грязи, иной раз грязь подавляет самого чистильщика.

     Главный персонаж в истории - это временный учитель, срок его работы может быть как от нескольких дней, так и пару месяцев. Таких учителей приглашают, чтобы не останавливать процесс обучения (пока не вернётся постоянный учитель из отпуска, или не найдут кого-то нового в штат учителей), не делать пробелы в школьной программе. Однако он имеет право не соблюдать программу, если видит некий конфликт или кризис, и может вести собственный курс, давая ученикам только то, что считает необходимым.

     Генри Бартес, или, как он говорит, Барт, так проще. Я услышал несколько основных посланий, которые он пытается донести до слушателей, и не важно, кто они, какого возраста, с каким прошлым, и чем планируют заниматься:

     1 необходимо отойти от навязываемых культурных стандартов, перестать потреблять те образы, что даются, выходить из рамок, установленных рекламой по телевидению или в журналах, искать что-то своё, развивать критическое мышление, и самое главное, учиться читать книги, обязательно читать книги, ибо только они могут позволить мозгу развиваться, в книгах есть слова, которые включают фантазию.

     2 жизнь сама по себе дрянь жуткая, тупая и бессмысленная, сложная и хаотичная, приносит только боль и разочарования, однако необходимо перетерпеть осознание этого кошмара, принять условия, что всё бессмысленно, и тогда на душе станет легче, и можно двигаться по дорогам жизни даже с улыбкой.

     3 вы можете быть со мной, сколько захотите, но лучше отойдите от меня, чтобы я не видел вас, и вы не знали меня.

     История начинается с того, что Генри Барт, имеющий большой авторитет и рекомендации от крупных школ Нью-Йорка, приезжает в среднюю школу в небольшой городок, где требуется учитель на замену, на тридцать дней, пока не найдут того, кто вступит в постоянную должность. Эта школа славится тем, что сюда собрали самый неблагополучный контингент среди детей. Учителя не пользуются авторитетом, им могут плюнут в лицо, угрожать физической расправой, оскорблять самыми мерзкими словами, в лучшем случае, полностью игнорировать, что стало для одного учителя сущим психозом, когда он поверил, что не существует, что он невидим. Однако к ученикам относятся с пониманием, будто они цари небесные, и во всём им угождают, пытаются как-то направить на путь истинный.

     Родители таких учеников тоже скандальные личности, постоянно оскорбляют учителей, требуют от них относиться с почтением к детям, даже грозят судом и всякими юридическими сложностями, в том числе и карьерными. Здесь есть штатный психолог, который обязан на ранней стадии выявлять всякого рода психические отклонения и пытаться убедить детей не становиться маньяками-убийцами, шлюхами и насильниками.

     Фильм от начала до финала удерживает спокойную атмосферу медленного депрессивного повествования, больше как диалоговое кино, которое весьма интересно слушать, словно аудиокнигу, можно даже закрыть глаза, ибо картинка не так уж и важна. Да, режиссёр и оператор постарался передать особую визуализацию, здесь множество интересных кадров, есть повод насладиться с художественной точки зрения, как артхаус-стиль достаточно привлекателен, но в большей степени фильм хочется только слушать.

     И вот, Генри Барт начинает работу. Он быстро понял, что пробиться с помощью классической литературы к этим детям, у которых в голове только насилие и порок, будет весьма сложно, потому выбрал обходной путь, заставил их раскрывать свою фантазию через понятные им образы современного мира. Так смог завоевать авторитет, может, не для всех учеников, но для большей части.

     Сам Генри когда-то тоже был сложным и опасным. Пережил в 7-летнем возрасте психологическую травму, нашёл свою маму мёртвой, обожралась таблеток и умерла. Она была для него всем, что он знал. Но после её смерти остался только с дедушкой. И всю жизнь его беспокоила мысль, почему мама защищала его от дедушки, почему хотела, чтобы он запирался на ночь в своей комнате. Так Генри и не решил эту проблему до самой смерти дедушки, который отошёл в мир иной в слабоумии, блевотине и моче в доме престарелых.

     В школе Генри познакомился с одной милой учительницей Сарой Медисон, которая собирала от учеников плевки на своё лицо, и не забывала улыбаться. А так же завоевал симпатию у самой некрасивой и гонимой всеми, даже родным отцом, ученицы по имени Мередит, которая любила всё фотографировать и делать коллажи из фотографий грустной, мрачной направленности.

     Ещё у него появилось знакомство с малолетней проституткой Эрикой (по возрасту не старше его учеников в школе), которая не гнушалась ублажать клиентов в автобусе. Генри проявил душевную слабость к Эрике и предложил немного пожить у него, мол, чистая простынь есть, а остальное Бог даст. С одной стороны, Генри проявлял к девушке душевную теплоту, с другой стороны старался держаться от Эрики подальше, и не раз намекал, что здесь она живёт временно. Но у Эрики вдруг проснулась любовь к этому грустному мужчине, который проявил к ней сострадание и не требует минета по вечерам, и стала она готовить ему завтраки, ужины, мыть полы, стала для него домохозяйкой с намёком на то, что она будет ему как бы верной и весёлой дочкой. Они даже обменялись подарками.

     Событий в фильме мало, здесь диалоги между учителями, между Генри и учениками, между Генри и Эрикой, Мередит и Сарой. Финальная часть поставлена в виде конфликта, когда говорится, что учителя в жизни своей тоже имеют множество проблем, и что им иной раз и поговорить не с кем, никто не придёт на помощь, и при этом их поставили на работу с такими же проблемными учениками. Здесь философский образ, когда два тонущих пытаются спасти друг друга, но выживут не все.

     И это видно через психоз доктора Паркер, когда она рыдает около ученицы, желающей жить на дне, быть шлюхой без образования и перспектив, и не способной понять, что сейчас это её желание номер один, а через несколько лет она обретёт лишь мрачные страдания. Так же видно и через духовную баталию между Генри и Сарой, которая пришла в неудобный для Генри момент и увидела, как он обнимает Мередит, оказывая ей небольшую духовную поддержку в её трудные времена. Сара неправильно трактовала сей акт, думала, что здесь творится секс.

     После конфликта с Сарой Генри отдаёт Эрику в социальный приют, от чего она плачет, словно её прогоняют из родного дома. Вторым актом - Мередит устраивает фото-выставку своего грустного коллажа, и печёт для всех пирожки, так же и для себя, подмешивая туда яд. И съедает один, умирая при множестве свидетелей. Завершающими кадрами идёт чтение строк из книги из сборника классической американской литературы, при этом демонстрируется двойное состояние персонажа: он видит учеников, слушающих ценные строки, и в то же время видит хаос и пустоту, гонимые ветром осенние листья.

     Может, финальный кадр, который демонстрирует воссоединие Генри и Эрики, - грустный мужчина приходит в социальный приют и озаряет свою жизнь её улыбкой, - говорит о том, что хаос и бессмысленность могут отступить, если в жизни появится любовь?

     На тему учителей и сложных учеников есть ещё несколько прекрасных кинофильмов, две комедии и один боевик:

     - «Зачётный препод» (“Fack ju Göhte”, directed by Bora Dagtekin, 2013), в главных ролях Элиас ЭмБарек (Elyas M'Barek) и Каролина Херфурт (Karoline Herfurth). Здесь в роли учителя бывший заключённый, который подделал документы, чтобы стать временным учителем, ибо где-то под зданием школы закопаны сокровища, которые он украл. Его отправили в класс учеников-изгоев, в которых ему иной раз приходилось стрелять из пейнтбольного ружья. Эту историю развили в трилогию, но самая лучшая это первая часть.

     - «Учитель и чудовища» (“High School High”, directed by Hart Bochner, 1996), в главных ролях Джон Ловиц (Jon Lovitz) и Тиа Каррере (Tia Carrere), шикарная комедия, можно сказать, маленький шедевр, дилетанты разоблачили сеть по торговле наркотиками.

     - «Замена» (“The Substitute”, directed by Robert Mandel, 1996), в главной роли Том Беренджер (Tom Berenger), здесь такой же сюжет, как в «Учитель и чудовища», только без шуток, всё серьёзно, и со стрельбой.

     Длительность фильма 1 час 37 мин 39 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Генри Бартес \ Генри Барт" - Эдриан Броуди (Adrien Brody)
     "Эрика" - Сами Гэйл (Sami Gayle)
     "Кэрол Дэрден, директор школы" - Марша Гей Харден (Marcia Gay Harden)
     "Сара Мэдисон, учительница" - Кристина Хендрикс (Christina Hendricks)
     "Мередит" - Бетти Кэй (Betty Kaye)
     "Доктор Дорис Паркер, психолог в школе" - Люси Лью (Lucy Liu)
     "Чарльз Сибольд, учитель" - Джеймс Каан (James Caan)
     "Перкинс, учительница" - Блайт Даннер (Blythe Danner)
     "Уайтт, невидимый учитель" - Тим Блейк Нельсон (Tim Blake Nelson)
     "Дэрден, муж Кэрол" - Брайан Крэнстон (Bryan Cranston).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь