Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
14 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     1 день 8 месяца 14 года
     17 октября 2019, 15:00






     1 день 8 месяца 14 года
     17 октября 2019, 20:50

     Сказка на ночь:

     «Отчим» (“Beau-pere”, directed by Bertrand Blier, 1981)

     un film écrit et réalisé par Bertrand Blier d'après son roman (роман 1980 года издания, 225 страниц).
     Music by Philippe Sarde.

     Потрясающая чувственная история любви, исполнено с удивительно приятным юмором и необходимой долей трагизма - автор романа Бертран Блие, он же сценарист и режиссёр, создал воистину душевный фильм, заслуженно награждённый Золотой пальмовой ветвью на Каннском кинофестивале 1981 года.
     Фильм завораживает с самого начала, показывая как бы перевёрнутый мир, зазеркалье, люди кушают, ходят, беседуют, но всё это по ту сторону, а потом оператор медленно возвращает зрителя в реальность, показывая всех этих людей, сидящих в ресторане, кушающих, беседующих, но не слышащих удивительную музыку, которую исполняет почти 30-летний пианист, приглашённый на работу в отель ресторана несколько дней назад за 250 франков за вечер. Надо отметить, что работа оператора в этом фильме превосходная, что добавляет магического очарования. Весь фильм - это достойное творение.
     И рассказ... сам пианист по имени Реми постоянно рассказывает обо всём, что происходит, о себе, о том, что видит и чувствует. Он как бы и голос за кадром и главный герой истории. Такой же приём применил писатель, сценарист и режиссёр Frédéric Beigbeder в своём фильме «Любовь живёт три года» (“L'amour dure trois ans”, 2012).
     Реми не похож на человека опытного, надёжного, многое умеющего, с виду он запуганный цыплёнок, который жмётся к курице, боясь большого двора, где гуляют все эти непонятные взрослые. По сути он не 30-летний мужчина, а всё ещё маленький мальчик, которому нужна мама, чтобы перейти дорогу и безопасно дойти до страшного детского сада. Ныне он женат на Мартине, которая больше не пускает его в постель, ибо не видит в нём адекватного партнёра. Она много времени проводит на фотосессиях, тело у неё красивое, высокая грудь, может демонстрировать нижнее бельё, главное, чтобы без лица. Свободных денег ни у неё, ни у него нет, постоянная нужда, живут скудно, ютясь в небольшой арендуемой квартирке.
     Реми провожает Мартину, толкая автомобиль, чтобы он завёлся, а он старенький, и всё в нём такое же хлипкое, как и в душе его хозяина. Подтолкнул. Поехала жена на фотосессию! Да прям в грузовик и долбанулась. Авария. Смерть. Реми удивлёнными глазами посмотрел на тело, которое несут санитары, и пошёл домой. Так и сидел весь день на диване, пока не пришла - 14-летняя падчерица Марион, бросила рюкзак, пошла на кухню готовить бутерброды, наложила ингредиенты, пришла с подносом к Реми, села напротив, хлеб мажет маслом да спрашивает у отчима, как у него дела. А он сидит весь в шоке, смотрит на девочку, только и может говорить на все вопросы "Нет, нет, нет". Марион подумала, что он не хочет беседовать, и ушла к себе, делать уроки. А он пришёл, попросил лист бумаги, и написал письмо, в котором объяснил, что Мартина погибла, и теперь они остались одни. Положил письмо на стол и пошёл в магазин. Вернувшись, увидел Марион, читающую письмо. Нет, это не шутка. Слёзы. Объятия. Страхи. Марион испугалась, что теперь Реми отдаст её родному отцу, а она не хочет, он алкоголик и живёт далеко от её лицея и друзей.
     Реми и сам не хочет отдавать девочку, видя в ней единственную для себя родную душу, ведь он восемь лет растил её, воспитывал, знает всё об её интересах, знает всё о школе, о её болезни, сидел вместе с девочкой, когда она болела всеми этими обязательными детскими болезнями, играл с ней, развлекал, любил всем сердцем. Как отдать? Но, пришлось. Злой папа забрал дочь. Шли дни. Реми истосковался, и ничего не может, ни с другом общаться, ни на рояле играть в ресторане, за что его и уволили. Хочет только одного - вернуть Марион. И вот, сбылась мечта, Марион сбежала. И сказала Реми, что останется у него, и они будут бороться против папы, чтобы принудить его согласиться на её проживание у Реми. Всё это так мило, с юмором, с душевностью. Я первую половину фильма только и смеялся, но это добрый смех, сладкий - как всё идеально было показано, душа радовалась.
     Осталась Марион у Реми. Только не просто так захотела остаться. Ибо втайне была влюблена в Реми. Все эти годы, слушая, как стонет мама в постели от любви к Реми, Марион мечтала стонать так же, ибо каждый такой стон она прятала в подушку, утрамбовывая его слезами. Теперь же, оставшись наедине с объектом вожделения, пошла в атаку. Всё показано красиво и рафинировано, без тени пошлости. Ещё надо добавить, что Реми подчинился Марион потому, что она была намного взрослее его, опытнее, активнее, смелее. Она придумала, как заработать деньги на жизнь. Фактически, она была главой в их "семье". Правильно сказал Реми в ответ на вопрос доктора: Чарли - её папа, а он, Реми, - её мама. Марион - сильная волевая, принимающая решения, а Реми - слабый, беззащитный, бесхарактерный, ведомый.
     Конечно, в итоге Марион получила, что хотела - секс с Реми. Странно иной раз складываются отношения. Хотя, может, в этом и была между ними гармония на первом этапе: завоевание + наслаждение. Если в Марион была сильна мужская суть, то ей нужен был слабый мужчина, о котором она будет заботиться. Однако из-за слабости его характера она почерпнула много и негативного опыта. Научилась разочаровываться в людях, научилась видеть, что нет такого мужчины, кто достоин украшать место рядом с ней. Отзывалась о мальчиках своего возраста так, что все они были ничтожествами в её глазах, глупыми и бессмысленными, достойными лишь облизать её груди, да и то, если ей захочется.
     Финал прекрасен. Как только Реми осознал, что горизонт окрасился проблемами - взросление Марион неизбежно, что приведёт к созданию всё большего и тесного семейного круга, да ещё и со своими детьми, - запаниковал и "влюбился" в разведённую девушку Шарлотту с 5-летней дочкой. И ушёл к ней. Ибо по своей природе Реми всё же больше отчим, чем отец. Пользователь, но не создатель. Ему понравилась квартира. Ему понравилось, что у женщины есть доход, и уже выросший из пелёнок ребёнок. Готовая семья. Последние кадры - Реми плачет на плече у Шарлотты, она обещает его "вылечить", и эту сцену наблюдает маленькая девочка, фиксируя для себя первую интимную сцену мужчины и женщины. Камера несколько раз наезжает на лицо девочки, показывая с разных ракурсов, как образы записываются в память всё глубже и глубже. Когда ей будет 14-15 лет, Реми будет 39-40...

     P.S.
     Съёмки начались 1 декабря 1980 через полмесяца, как актрисе Ариель Бесс исполнилось 15 лет, завершились 26 февраля 1981, премьера фильма 16 сентября 1981, фильм исполнен объёмом 2 часа 3 минуты, в прокат попал в версии 01 час 59 мин 15 сек, видимо, подрезали слишком уж откровенные сексуальные сцены. 16 июля 1982 года актёр Патрик Девэр, пребывая в депрессии, застрелился в отеле. В этом же году Ариель Бесс прекратила актёрскую карьеру.

     В ролях: "Марион" - Ариель Бесс (Ariel Besse, 14 ноября 1965), "Реми" - Патрик Девэр (Patrick Dewaere), "Чарли, отец Реми" - Морис Роне (Maurice Ronet), "Шарлотта" - Натали Бай (Nathalie Baye), "Николас" - Морис Риш (Maurice Risch), "Мартина, мать Марион" - Николь Гарсия (Nicole Garcia).

     Моя оценка фильму +9 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь