Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     28 день 7 месяца 15 года
     13 октября 2020, 17:00
     16992 день земного пути Сказочника
     6831 день от Рождения Великого Ёжжмы






     28 день 7 месяца 15 года
     13 октября 2020, 21:38

     Сказка на ночь:

     «Чёрная бабочка» (“Black Butterfly”, directed by Brian Goodman, 2016)

     Based on the French Film “Papillion Noir”, directed by Christian Faure, written by Hervé Korian, 2008.
     Screenplay by Justin Stanley, Marc Frydman.
     Original music by Federico Jusid.

     Драматический триллер с элементами детектива, история о мужчине, который запутался в рукаве своей жизни, отчаянно ищущий выход через очередную бутылку виски, и о том, что судьба иной раз подбрасывает подсказки, иногда они выглядят как нежеланный обнаглевший гость, приставляющий хозяину дома нож к горлу.

     Этот фильм из тех, где всё происходящее нужно считать обманом, иллюзией. Однако это не снижает к нему интереса, ибо разгадка приходит только в финале. По смыслу и по структуре близко к фильму «Одна» (“Alone”, directed by Vladislav Khesin, 2020), роднит очень многое, чего уж говорить, что один из главных персонажей - писатель, живущий в уединённом месте. Финальная часть просто как близнецы. Но фильм «Чёрная бабочка» интереснее смотреть, потому что здесь герои истории более приемлемые, интересные, есть множество эмоций, неожиданных поворотов, много различных психологических ловушек, пищи для размышлений, и есть время подумать о развитии событий.

     «Чёрная бабочка» - ремейк французского фильма, который в официальном каталоге находится под названием «Ночная бабочка» (“Papillion Noir”, directed by Christian Faure, 2008), сомнительно, что об оригинальном фильме знает широкая публика, я и сам узнал о его существовании случайно, потому что иногда читаю финальные титры, и там промелькнуло сообщение об этом.

     Анализируя фильмы «Чёрная бабочка» и «Одна», не могу не вспомнить какие-то отголоски знаний из индуистской мифологии, в частности, сказки о Боге Вишну, который мирно дремлет, ему снятся сны, и этот сон - есть наш видимый и ощущаемый материальный мир, все события в этом мире снятся Вишну, мы все призраки, фантазии Вишну. Можно предположить, что это не совсем сон, а просто нечто воображаемое, ведь и каждый человек, когда ему хорошо и он отдыхает, может пофантазировать о чём-то. Например, у некоторых людей есть сны, где они занимаются сексом с красивыми партнёрами. Такой эротический сон тоже может быть временно созданным материальным миром. Когда Вишну проснётся, то материальный мир исчезнет.

     Для меня было интересно наблюдать за писателем, анализировать его поведение, способы общения с гостем, да и не только с ним, со всеми людьми. Иной раз приходил к выводу, что никакой он не писатель. Это не поведение писателя. Предо мной был случайный пассажир, который сел не в тот вагон. Это только если анализировать события в фильме, убирая детективную составляющую, если фильм рассматривать только как драму, но вместе с детективной частью всё выглядело логично, опираясь на все финальные разгадки.

     Здесь два персонажа - писатель и гость. И странные игры. Суть которых не так легко понять. Особенно путала мотивация гостя. Из его поведения можно было построить несколько интересных линий, расширить сюжет. Но здесь всё свели к простым отношениям, когда "добрый" персонаж становится "злым", когда "злой" персонаж становится "добрым".

     Когда в финале раскрывается ответ, то появляются вопросы о весьма странных сценарных упущениях. Потому как завязка сюжета была выстроена на слишком уж шатком материале: конфликт на дороге, потом конфликт в баре, и встреча на дороге. И это преподносится так, будто все эти элементы были просчитаны заранее. Смешно. Из-за этого вся дальнейшая история утрачивает очарование. Но это только, когда понимание раскрывается в финале. Для меня важно не только получить удовольствие во время просмотра фильма, но и чтобы осталось приятное послевкусие, когда есть полное понимание всех событий и появляется наслаждение общей картиной. Скушал тортик и радуешься, разбирая все вкусы по полочкам. Вот тортик «Чёрная бабочка» оказался с горьковатым привкусом разочарования...

     Краткая история такая, если убрать первые несколько секунд и последние несколько секунд:

     Вдали от шумных городов живёт, как может, писатель Пабло, или Пол, чьи годы славы ушли в прошлое, сейчас есть только покосившийся дом недалеко от леса, и долг в местном магазинчике, где добрый продавец продолжает подкармливать писателя в кредит, продавая ему еду, но в большей степени череду бутылок с алкоголем. Последний контакт с литературным агентом его огорчил, ибо денег не будет, творческие изыскания никому не интересны. Есть шанс поправить материальное положение продажей дома, но покупателей не так много.

     Будучи в печальном состоянии Пол спешил на встречу с риэлтером, молодой девушкой по имени Лаура, хотел с ней обсудить план продажи дома. В придорожном кафе. Однако ехать далеко. Спешил. И нарвался на грузовик, который намеренно загородил две полосы, не обогнать. И всё же, Полу удалось проскочить, наградив водителя грузовика нелестными эпитетами. В кафе встретился с Лаурой, а ей уж уходить, Пол опоздал. Сюда же пришёл наглый водитель грузовика. Случился конфликт. Водитель желал драться. Но молодой человек, неспешно пьющий кофе, схватил водителя и вывел из кафе.

     И вот, Пол возвращается домой. Видит, что по лесной дороге идёт тот самый молодой человек. И решил подвезти его. Узнал, что молодой человек, Джек, ведёт бродячий образ жизни, подушкой ему служит трава, а одеялом небо. Пол предложил Джеку провести ближайшую ночь в его доме, помыться, покушать, а завтра утром скатертью дорога. Так привёз Джека в дом.

     По своему обыкновению Пол напился пьяным и уснул. Утром встал и увидел, что хаос и бардак на кухне и в гостиной прибраны, везде чисто, и Джек что-то готовит, вкусную еду. Удивился Пол, поблагодарил, но сказал, что это было лишним. Однако Джек решил взяться за Пола всерьёз, ибо имел склонность к этому, учить людей, как правильно жить. Предложил остаться и починить дверь, мостки около пруда, крышу поправить, многое сделать по хозяйству. Для Пола всё это было шумом и суетой, нехотя он согласился. Однако это не всё. Джек стал влиять на Пола как на писателя, пытаясь взбодрить его разными методами, то нож к горлу приставит, то ружьё на него наведёт. Дабы показать, что жизнь и фантазии весьма различны.

     Не понравилось Полу такое соседство, и думал, как бы избавиться от суетливого гостя. Ощущал себя в заложниках. Джек никуда не отпускал Пола, забрал ключи от машины, терроризировал. Ещё и взял в заложники Лауру, а потом убил шерифа. Тут уж Пол понял, что если сам не спасёшься, никто не спасёт.

     В финале зрителя ждут три разгадки. Как три ступеньки. Сначала Пол открывает шокирующую тайну Джеку, делает признание, соединяя многие нити в разрозненных событиях и навязчивых сообщениях по радио. Потом Джек открывает шокирующую тайну Полу, что лишает его жизненных сил. А потом Пабло открывает глаза...

     Длительность фильма 1 час 33 мин 34 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Пол" - Антонио Бандерас (Antonio Banderas)
     "Джек" - Джонатан Риз Майерс (Jonathan Rhys Meyers)
     "Лаура" - Пайпер Перабо (Piper Perabo)
     "Каркано, шериф" - Винсент Риотта (Vincent Riotta)
     "водитель грузовика" - Брайан Гудман (Brian Goodman)
     "Агент ФБР Росвелл" - Брайан Гудман (Brian Goodman).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     28 день 7 месяца 15 года
     13 октября 2020, 23:12

     Сказка на ночь:

     «Приди ко мне» (“The Other Lamb”, directed by Małgorzata Szumowska, 2019)

     Written by Catherine S. McMullen.
     Music by Paweł Mykietyn.
     Sound Design by Ben Baird.
     The Director Wishes to Thank - Paweł Pawlikowski.
     Shot on the location in IRELAND.

     "Мой Пастырь, я хочу познать тебя глубже". Каждому человеку в этом мире найдётся обман, в который он поверит и станет дураком. Благо, если обман приятный. Драматическая история, наполненная религиозным и психологическим символизмом, самый настоящий манифест, обращённый к сознанию человека: учись, думай, развивайся, не будь следующей овцой, которую поведут на заклание.

     "Только Пастырь имеет право рассказывать сказки на ночь". И правда, всё похоже на сказку. Этот фильм больше как визуальное угощение. Приятно смотреть, а фольклёрные напевы только усиливают эффект. Красивые, меланхоличные, мрачные, иной раз депрессивные, холодные картины природы, да и все образы словно приглушены, утратив естественные цвета. Впрочем, так и нужно, ведь нам показывают людей, которые отказались от внешнего порочного мира, разорвали с ним узы, и ушли в небытие, по ту сторону, в пустоту, которую заполняют своими скорбными мыслями об ожидании счастья.

     Ещё отличие, зрителю самому придётся придумывать диалоги, или додумывать за персонажей, что они планирует, какие выводы делают, оценивая те или иные ситуации, ибо по части диалогов здесь всё скудно. Иной раз раздражает, когда в фильмах персонажи поясняют каждый свой шаг, например, садятся в чужой автомобиль и спешно ищут повсюду ключи, сопровождая это фразами для зрителя: "Где же ключи, где же ключи!". И так понятно, что ты ищешь ключи, а не билет для полёта на Марс. Но в фильме «Приди ко мне» зрителю дали чистый лист и карандаш, и сказали: сам пиши диалоги, какие хочешь.

     Думаю, что здесь две основные темы.

     Первая - религиозная, когда человек выбирает быть верующим, не важно во что, без разницы, как будет называться Бог, главное, верить в некую высшую правду, ибо это утешает, наполняет силами, вдохновляет на то, чтобы влачить жалкую и ущербную жизнь день за днём, думая, что в этом есть особый божественный смысл.

     Вторая - социальная, где рассматривается вопрос неравенства между ведущим и ведомыми, всегда ли ведущий мудр и учитывает интересы ведомых, и что поиск справедливости может быть чреват печальными последствиями, ещё о том, насколько человек готов подчиняться неким законам, которые могут негативно повлиять на его благополучие, сколько он может выдержать давления до того, как котёл его души взорвётся и потребует революционных перемен.

     Эти вопросы рассматриваются на примере секты, которой управляет один лидер, мужчина, его называют Пастырь. В его подчинении находится два десятка женщин, которые делятся на касты - жёны, дочери, провинившиеся жёны. Дочери, достигая особого возраста, могут перейти в разряд жён. Пастырь весьма ловок в убеждении женщин, они верят, что каждая из них особенная, и с трепетом после ужина ожидают, кого из них Пастырь выберет для соития этой ночью. Пастырь знает менструальные циклы каждой женщины и иной раз выбирает, с намерением пополнить паству, регулярно орошая вагину своей милостью.

     "Мой Пастырь, я жду, приди и спаси меня. Я хочу познать тебя глубже, чем это было до сих пор. Приди ко мне, и наполни меня собой, помоги стать ближе к тебе".

     События выбора дочери, которая станет женой, совпали с переменами места жительства секты. Они жили в далёком лесу, вели хозяйство, кушали, выращивали укроп и овец, но приехала полиция и объявила Пастырю, чтобы он убрался отсюда как можно быстрее. Время событий здесь важно. По таймеру 00:26:00 фильма видно, как пролетает самолёт, и на него смотрит девушка. Чуть дальше по сюжету появится автомобиль, мимо проезжающий. Ещё нам покажут полицию с нашитыми на плече шевронами в виде флага США (однако фильм полностью снимали в Ирландии). И на этом фоне мы видим скитальцев, которые живут вне времени, чьи понятия, желания и ожидания совершенно не соотносятся с тем миром, который живёт где-то там.

     Трудно представить, что есть какой-либо ещё мир, если смотреть на эти пустоши, на эти бесконечные холодные пространства, по которым Пастырь вёл своё стадо. Во время путешествия открываются некоторые особенности устройства этого общества. Например, что Пастырь умерщвлял младенцев мужского пола. Ибо в стаде должен быть только один баран. Хорошо, если не тупой, как этот. Ибо адекватность Пастыря мне показалась сомнительной с первых минут фильма.

     Главный двигатель сюжета - интерес Пастыря к Сэле, которая достигла возраста, когда ей пора стать женой. Нам покажут реки менструальной крови. И видения, которые переживает девушка. Надо сказать, что она с рождения жила в секте, и ничего иного не видела. Для неё это и есть полная завершённая реальность. В этих видениях она обретает для себя ответ, что Пастырь не авторитет, и пора менять руководство, ибо он слеп и не знает, куда ведёт. Так постепенно из религиозной тематики фильм перешёл в социальный, где состоялись весьма кровавая революция и избавление от тирании.

     Можно расценивать фильм и как манифест феминизма. Ибо здесь женщины избавляются от гнёта мужчины, который определил их жизнь в бессловесном стойле, без прав и шансов для развития. Показано, что и женщина может быть Пастырем. Может быть равной мужчине и выполнять многие похожие функции. Однако, это всё переход из одной крайности в другую. Для гармонии нужны и женщина, и мужчина. Ибо они создают цепочку, по которой движется жизнь. Пенис в вагине - вот истинный символ человечества. Герб. Флаг. Гимн. Альфа и Омега. А не отдельно пенис. Не отдельно вагина.

     P.S.
     На финальных титрах написано, что режиссёр Малгожата Шумовска передаёт от себя особо личный привет Павлу Павликовскому, я знаком с творчеством этого режиссёра по прекрасному фильму «Моё лето любви» (“My Summer of Love”, directed by Paweł Pawlikowski, 2004), тоже не простой истории, составленной из многих элементов - религиозных, социальных, психологических, ну и конечно, романтических.

     Длительность фильма 1 час 36 мин 49 сек, в официальном каталоге фильм находится под названием «Приди ко мне», смотрел в этом переводе, но может распространяться под названием «Другой агнец».

     В РОЛЯХ:
     "Сэла" - Рэффи Кэссиди (Raffey Cassidy, д.р. 30 августа 2002, видел в фильме «Белоснежка и охотник» (“Snow White and the Huntsman”, directed by Rupert Sanders, 2012), она играла юную Белоснежку, появилась в начале фильма)
     "Пастух" - Михиль Хаусман (Michiel Huisman)
     "Эстер" - Мэллори Адамс (Mallory Adams)
     "Ханна" - Келли Кэмпбелл (Kelly Campbell)
     "Адриель" - Ив Коннолли (Eve Connolly).

     Моя оценка фильму +4 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь