Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     29 день 7 месяца 15 года
     14 октября 2020, 17:00
     16993 день земного пути Сказочника
     6832 день от Рождения Великого Ёжжмы





     29 день 7 месяца 15 года
     14 октября 2020, 21:36

     Сказка на ночь:

     «Отклонение» (“The Swerve”, directed by Dean Kapsalis, 2019)

     Written by Dean Kapsalis.
     Music by Mark Korven.

     Драматическая история, медленно переходящая в триллер с трагичным финалом. Прекрасно созданная атмосфера. Полное проникновение в депрессивное состояние главного персонажа, идущего шаг за шагом по пути своего отчаяния, которое медленно сводит с ума, и настолько эффективно, что у персонажа возникает абсолютная ассоциация себя с мёртвой мышью, но если мышь мертва, то почему...

     Интересно, что у сценариста и режиссёра Дина Капсалиса в фильмографии почти ничего нет, можно сказать, вообще ничего, и вдруг он выходит с таким весьма глубоким, эмоционально мощным фильмом, который задевает за живое, оставляет множество мыслей, и они не отпускают долгие часы. Прекрасная драма. Я восхищён. Можно поставить в один ряд с такими эмоционально сильными фильмами, как «Идеальная няня» (“Chanson douce”, directed by Lucie Borleteau, 2019) и «Хорошую женщину найти тяжело» (“A Good Woman Is Hard to Find”, directed by Abner Pastoll, 2019). И все эти фильмы вышли почти в одно и то же время.

     Чтобы сделать такой фильм как «Отклонение», не имея серьёзного опыта, нужен огромный стимул, нечто очень сильное. Это самый настоящий крик души. В финале титров заметил посвящение: For Alex and Maria. Непонятно, кто это, видимо, какая-то семейная пара, или влюблённая пара. Живы они или умерли, мне не ведомо. Может, их судьба (не обязательно, что такая же трагичная, но как пример из жизни, пара, которая преодолевает трудности, не всегда с успехом) вдохновила автора фильма? Может, это и стало тем самым мощным стимулом? Так или иначе, но спасибо за фильм. Поставлю его на полку среди лучших драматических триллеров.

     История такая:

     Семья. Рутина. Жизнь без прекрас. Тоска. Каждый день похож на предыдущий. Замкнутое колесо, которое угнетает и выбраться невозможно. Привет Вивариуму! Холли, мать двух почти уж взрослых мальчиков (которые по очереди мастурбируют в ванной комнате), ей нет и сорока, но выглядит, словно больше пятидесяти. Муж по имени Роб выглядит молодо и бодро, старается проявлять любовь к жене, но кажется, что его слова пусты, и он действует больше по привычке, смазывает словами мир комфорта, чтобы он не треснул. Старшего сына зовут Бен, он требователен и жесток, как все подростки, которые излишне интересуются спортом, и ему наплевать на интересы матери. Младшего сына зовут Ли, у него лишний вес, и ему не хочется ничего делать, кроме как кушать и лежать, играя в игры или смотря TV, ему тоже мама мало интересна, обращает на неё внимание лишь когда приходит на кухню.

     В свободное от семьи время Холли работает учительницей, преподаёт тайны литературы скучающим студентам. Роб планирует сделать карьеру в местном супермаркете, вероятно, его повысят до менеджера. Холли регулярно принимает антидепрессанты и снотворное, от чего у неё появляются кошмары и путается сознание. Иногда она не может ясно выразить мысль. По характеру Холли неприметная, готова на согласие, если кто-то проявит давление, подчиняется каждому, даже детям, если они чуть повысят голос. Есть у Холли одна страсть, точнее, умение, талант - готовить еду. За время фильма она испечёт два яблочных пирога и один торт.

     Кризис начался с того, что Холли увидела на кухне мышь. Она пряталась за мусорным ведром. Обнаружение было случайное. Впрочем, если лишний гость в доме, то рано или поздно хозяева его увидят. Наличие мыши в доме стало негативно отражаться на Холли, ещё и потому, что Робу этот вопрос мало интересен, а с мальчиками у неё нет контакта, чтобы вооружить на борьбу с грызунами. Борьба с мышью стала причиной для обострения всех чувств. Холли вдруг поняла, что она чужая в родном доме, что она напрасно тратила свою жизнь на мужа, на детей. И это стало ввергать её в депрессию. Осознание бездарно прожитой жизни угнетает сильнее, чем что-либо ещё.

     Казалось бы, миллионы людей вступают в схватку с грызунами, и вроде как их чувства не обостряются, обнажая все пороки земной жизни, но для Холли это было последней каплей в чашу того отчаяния, что копилось с юных лет. Она считала себя достойной лучшей жизни, но обстоятельства (конфликт с младшей сестрой, конфликт с бабушкой, с мамой) вставали против неё, показывая, что её уровень ничтожен и она никогда не поднимется, не получит одобрения, не услышит слов радости. Искренних слов радости. Две предыдущие капли в чашу отчаяния - были реакция на яблочный пирог, испечённый специально для младшей сестры, когда вся семья собралась на встречу, и реакция на торт для мужа. И сестра, и муж отвергли её творения, будто это какой-то мусор.

     В итоге - докапало до того, что чаша переполнилась, и Холли сорвалась. Полетела в бездну. Ускорило падение - раскрытие измены мужа. Как оказалось, Роб частенько развлекался с продавщицами на складе магазина. И второе, но это уже был как жест крайнего отчаяния, попытки перевернуть себя из тьмы к свету, обрести крылья, получить вдохновение к жизни, вкусить её прелестей, это сексуальный контакт с одним из студентов. Не удалось. Однажды утром Холли проснулась и увидела мёртвую мышь, лежащую в спальне. Яд подействовал.

     Мышь умерла. Аллюзия к тому, что жизнь умерла. Её жизнь умерла. Жизнь Холли. А потому, Холли изготавливает яблочный пирог. Одним из ингредиентов стал крысиный яд, коим она щедро сдобрила яблоки, а потом запекла всё это в своей чудесной духовой печи. Написала прощальное письмо мужу, и села за стол, дабы изящно покушать.

     Да, покушала, только план у неё исполнился не так, как хотела, более жёстко, кроваво, с болью и вселенским отчаянием. Финальная часть прошла на самой высокой эмоциональной ноте. Хвала режиссёру. Хвала композитору. Спасибо за сказку. Аплодисменты.

     P.S. «Вивариум» (“Vivarium”, directed by Lorcan Finnegan, 2019)

     Длительность фильма 1 час 35 мин 21 сек, смотрел в закадровом авторском переводе: А.Важенин (BadBajo)

     В РОЛЯХ:
     "Холли" - Азура Скай (Azura Skye, д.р. 8 ноября 1981)
     "Роб, муж Холли" - Брайс Пинкэм (Bryce Pinkham)
     "Пол, студент" - Зак Рэнд (Zach Rand)
     "Клаудия, сестра Холли" - Эшли Белл (Ashley Bell).

     Моя оценка фильму +7 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь