Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     30 день 7 месяца 15 года
     15 октября 2020, 18:00
     16994 день земного пути Сказочника
     6833 день от Рождения Великого Ёжжмы





     30 день 7 месяца 15 года
     15 октября 2020, 21:22

     Сказка на ночь:

     «Парамедик» (“El practicante \ The Paramedic”, directed by Carles Torras, 2020)

     Idea Original - Carles Torras.
     Written by Carles Torras, Hèctor Hernández Vicens, David Desola.
     Music by Santos Martínez.

     Драматический триллер с лёгкими вкраплениями юмора и трэша, история весьма странной любви, которую можно назвать любовью параноика и мазохистки, воистину, нет ничего крепче любовных уз, особенно, если в основе узелка не просто жажда сексуальной близости, а нечто более существенное, например, желание убить друг друга.

     Фильм создан по оригинальной идее Карлеса Торраса, для своего пятого проекта он стал и сценаристом, и режиссёром, и, на мой взгляд, получилось весьма неплохо. Очаровательная история. Видимо, поэтому она вышла дальше, ибо привлекла внимание людей знающих, получила шанс быть показанной через Netflix. Воистину, мир новых технологий позволяет режиссёрам донести свои творения до зрителей. Я, как любитель сказок, такие возможности только приветствую.

     Сюжет для триллера стандартный, однако режиссёру удалось добавить сюда несколько весьма удачных элементов, напряжение сдобрить юмором, а в финале даже немного отклониться в сторону трэша. Этим заслуживает одобрение и похвалу. Музыкальное сопровождение достаточно заметное, композитор Santos Martínez прочувствовал настроение главного персонажа, которое регулярно меняется из депрессивного в агрессивное и наоборот.

     История такая:

     Жили-были Анхель и Вэйн, влюблённые, пять лет вместе. Анхель работает парамедиком в службе скорой медицинской помощи, спасает людей вместе с Рикардо, тоже давно вместе, знают друг друга, общаются на разные темы, например, о том, из чего делают текилу или виски. Вэйн, француженка, приехала в Испанию учиться, получает образование в медицинском направлении, пытается найти себе место в этой жизни, планирует стажироваться в ветеринарной клинике. Анхель и Вэйн регулярно трудятся, чтобы зачать ребёнка. Но, не получается.

     У Анхеля есть небольшого рода психологическая болезнь, он крадёт мелкие вещи с мест, где спасал людей. Собирает коллекцию солнцезащитных очков. Прихватывает и дорогие мелкие вещи, которых хозяева хватятся не сразу. Например, что-то из украшений, браслеты, цепочки, кольца или часы. Такие вещи он продаёт местному скупщику, похожему на бандита. Не только к этому он имеет склонность. Есть у него ещё одна мания. Он подозревает, что Вэйн даёт мужчинам к себе больший доступ, чем ему хотелось бы. Госпожа Ревность посеяла в его душе паранойю.

     События начали активно развиваться сразу после того, как Анхель узнал, что его сперма на 97% не активна. Сперматозоиды не могут добраться до яйцеклетки, засыпают на ходу. Это не огорчило Анхеля, всё же, у него есть 3% шанса. О своей проблеме не сказал Вэйн, лишь намекнул, что нужно заниматься сексом намного чаще, чем раньше. Однако не успел он развить эту тему и воплотить свои намерения, как случилась авария.

     Возвращались Анхель, Рикардо и пациент в клинику, как на дороге Рикардо отвлёкся, ибо пациенту стало плохо, и не увидел, как на них несётся грузовик. В итоге, Анхель оказался в инвалидном кресле. Ноги парализованы, но специалисты в реабилитационном центре говорят, что возможно их оживить, если следовать особой методике. Это тяжело и долго. Наверное, тоже 3% шансов.

     Что уж говорить, что в таком состоянии у Анхеля обострились все его страхи. Ведь теперь Вэйн получает свободу и может бегать от него, куда ей нужно и к кому нужно. Однако Вэйн не бросила своего любовника, заботилась, мыла, кормила, покупала таблетки, подавала пульт от TV, всё делала, не за что упрекнуть. Но для Анхеля этого было мало, потому что он понимал, что половина мужчины здоровой женщине, которая жаждет зачать ребёнка, не нужна. Установил программу слежения на её смартфон, и стал слушать все её разговоры, читать сообщения, следить за ней через видеокамеру на телефоне. Обман не мог продолжаться вечно. Когда обман был раскрыт, Вэйн собрала вещи и сбежала.

     Так Анхель остался один. И у него родился план. Который был воплощён весьма успешно, учитывая его физическое состояние. Анхель оказался владельцем своей любовницы, привязал её к кровати, и теперь сам стал заботиться о ней в силу своих способностей. Чтобы уравнять шансы, вводил ей препараты, делающие конечности слабыми. Вэйн не могла ходить, лишь ползать, да и то с трудом, руки ведь тоже ослабли. Теперь они вдвоём катались на инвалидных креслах по квартире...

     Почему Анхель пошёл на этот шаг? Он следил за Вэйн, и узнал, что она встречается с Рикардо, и давно встречается, ещё в те времена, когда Анхель мог ходить. Но теперь, после того, как Вэйн сбежала, стала она жить с Рикардо, и прижила себе беременность. Анхель решил, что, если он украдёт Вэйн, и будет о ней заботиться, то они вновь станут семьёй, да ещё такой, у которой будет ребёнок. Рикардо был против такой игры.

     Анхелю, чтобы обеспечить свою неприкосновенность, пришлось убить не только Рикардо, но и соседа, который слишком часто слышал женские крики о помощи. А ещё собаку соседа, которая гавкала по ночам и мешала спать. Все эти сцены выстроены весьма стильно, за что режиссёр вызывает уважение. И особенно финальная сцена, когда Вэйн и Анхель ползали по лестнице между этажами и пытались убить друг друга. Истинный трэш.

     Я вот думаю, в чём замысел режиссёра, чтобы дважды искалечить Анхеля. Первый раз - отнять ноги. Второй раз - всё тело. Ведь это не просто. Если только для того, чтобы показать силу необычной любви между этими странными людьми - Анхелем и Вэйн, - силу стремления друг к другу, несмотря на боль, душевную и физическую, которую они причиняют. Ведь в конце Анхеля озаряет улыбка Вэйн. Она всё-таки вернулась к нему. Он всё-таки получит, что хотел. Абсолютно искалеченный... получил и жену, и ребёнка. Может быть, он доживёт и до того момента, когда ребёнок назовёт его папой.

     Длительность фильма 1 час 34 мин 28 сек, смотрел в закадровом авторском переводе datynet.

     В РОЛЯХ:
     "Анхель" - Марио Касас (Mario Casas)
     "Вэйн" - Дебора Франсуа (Déborah François, д.р. 24 мая 1987)
     "Рикардо" - Гильермо Пфенинг (Guillermo Pfening)
     "Висенте, старик-сосед" - Сельсо Бугальо (Celso Bugallo)
     "Сандра, сотрудник реабилитационного центра" - Мария Родригез Сото (Maria Rodríguez Soto).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     30 день 7 месяца 15 года
     15 октября 2020, 23:24

     Сказка на ночь:

     «Пепел в снегу» (“Ashes in the Snow”, directed by Marius A. Markevicius, 2018)

     Screenplay by Ben York Jones.
     Based on the novel “Between Shades of Gray” by Ruta Sepetys.
     Music by Volker Bertelmann (Hauschka).
     INSPIRED BY TRUE EVENTS.

     Драматическая история, рассказывающая о трагедии, которая была не вымыслом кровожадного сценариста, но реальностью кровожадного времени. Легенда об одной семье, которая прошла сквозь мрак и ужас, отчаяние, холод и голод, не по воле своей, но по злому умыслу чужаков, вторгшихся в маленький и уютный мир.

     Ещё одна история о массовой трагедии. Все они начинаются одинаково. Жили люди, радовались, строили планы. Всё было хорошо, привычно, понятно. Но пришли некие вооружённые люди, говорящие на чужом языке, и разрушили привычную и понятную жизнь, людей выкинули за барьеры, уничтожили. Самый яркий представитель в этом жанре фильм-сериал «Холокост» (“Holocaust”, directed by Marvin J.Chomsky, 1978), чтобы расширить картину, показывая, что везде один и тот же принцип, можно упомнять «Волынь» (“Wołyń”, directed by Wojciech Smarzowski, 2016), «Гнездо жаворонка» (“La masseria delle allodole”, directed by Paolo Taviani & Vittorio Taviani, 2007) и «Долгая дорога в дюнах» (режиссёр Алоиз Бренч, 1980-1981). Одни люди страдают, веруя, что это несправедливо, другие - издеваются, веруя, что поступают правильно. И только Бог знает, зачем всё это нужно.

     Теперь история о департации части населения Литвы в июне 1941 года. В фильме не говорится день, но по историческим хроникам записано, что операция произошла 14-16 июня, арест и отправление. Так же в фильме не показывается, что это было массовое переселение, оно таким и не было. Согласно исторической статистике бойцы НКВД отправили в Алтайский край около 10 тысяч человек и около 5 тысяч были арестованы, судьба последних в фильме не отображена.

     Те, кто были департированы, обвинялись в государственной измене. Признание должно быть добровольным, однако сделанным под пыткой, когда не давали еду, не давали спать. Если верить статистике, здесь были активные люди, интеллегенция, профессора, музыканты, художники, вероятно, что бывшие военные, полицейские, разного рода чиновники, бизнесмены, владельцы существенного имущества. Вместе с мужчинами отправляли их жён и детей. Те, кто подписывали добровольно-принудительное признание, получали срок трудовых работ 25 лет, с правом писать письма. По окончании срока обвинения могут быть сняты. Без подписи - пожизненные работы.

     В фильме события даются глазами Лины Вилкас, молодой художницы, студентки, дочери профессора Костаса Вилкаса и его жены Елены Вилкас. Лину играет драматическая актриса Бел Паули (Bel Powley), видел её игру в фильмах, драмах с элементами комедии, «Дневник девочки-подростка» (“The Diary of a Teenage Girl”, 2015) и «Кэрри в большом городе» (“Carrie Pilby”, 2016). Теперь у неё более серьёзная роль. На мой взгляд, вполне справилась. Даже пыталась говорить по-русски.

     Семья Вилкас жила в Каунасе. Как-то за ужином состоялся разговор, что грядут тяжёлые времена, что Литва станет похожей на Ад. Папа философски изрёк, что понятие Ада весьма широко. Что можно назвать Адом? Для каждого он свой. Вскоре его семья стала объектом департации. И все они узнали, что такое Ад, в одном из его проявлений.

     Бойцы из НКВД пришли ночью. Взять с собой можно только то, что успеешь надеть. Всех арестованных привезли на вокзал, распределили по вагонам. Во время распределения Елена Вилкас сунула серебряный медальон одному из офицеров НКВД за то, чтобы он позволил ей взять сына с собой, ведь он маленький, и должен быть с мамой. Офицера звали Николай Крецкий, и он был под подозрением у командира Комарова, ибо Крецкий вызывал сомнения в лояльности.

     Так Лина, с мамой и братиком Йонасом, отправилась в путь. Шесть недель до Алтайского края. В вагоне она познакомилась с учителем музыки, который подарил ей ручку, дабы она нарисовала страдания департированных и поведала бы миру о том, что здесь было. Так же, Лина познакомилась с Андриусом Арасом, молодым человеком, склонным к бунту и рассказыванию народных литовских сказок, например, про богиную морскую Юрате, рыбака Каститиса, Бога Перкунаса и янтарный дворец. Ещё Лина была свидетельницей, как молодая девушка по имена Она (ударение на первый слог) пыталась кормить новорождённую девочку, но девочка не выдержала тягот пути и умерла. Трупик выбросили в дыру во время движения поезда, а Она сошла с ума и её застретил кровожадный Комаров.

     Когда обретение места состоялось, то начались тяжёлые будни, работа и голод. Осознание новой реальности. Бегством от злой повседневности для Лины стали мечты о городе Паланга (Palanga, ударение на последний слог), красивом месте на берегу Балтийского моря. Это западный город Литвы, расположен вдоль берега Балтийского моря и занимает 25 км побережья. Сюда Лина частенько приезжала с папой, мамой и братиком. Здесь у неё были самые счастливые воспоминания. Яркость и свобода солнца Паланги будет весь фильм контрастировать с мраком и безнадёгой трудового лагеря.

     Как таковых жестокостей в отношении департированных я не увидел, всё в рамках стандартных правил, без желания нагнетать тревожную атмосферу. Я думал, что здесь будет всё очень мрачно, но бойцы НКВД показаны чуть ли не вегетарианцами, белоручками, которые стесняются лишний раз повысить голос. Например, в сцене, где Лина изображает Комарова чудовищем. Я думал, сейчас Комаров изнасилует Лину и отдаст её бойцам, чтобы они продолжили её насиловать, как это делали в Колымских лагерях по принципу "Колымского трамвая", его реакция была простой. Обыскать и сжечь рисунки, которые пеплом раскидались по снегу...

     Три убийства, которые здесь показали, тоже не могут вызвать шока или удивления. Гораздо жёстче было показано убийство девушки в фильме «Пианист» (“The Pianist”, directed by Roman Polanski, 2002), сделанного только лишь потому, что она задала вопрос:

     1 - убийство девушки, которая сошла с ума из-за смерти ребёнка;

     2 - убийство женщины, которая украла свеклу с поля. От тех времён осталась такая поговорка, что укради три картофелины, тебя расстреляют, чтобы остаться в живых, надо красть вагонами;

     3 - убийство женщины, которая хотела сбежать из лагеря. Побег из лагеря - это всегда расстрел, где бы этот лагерь ни располагался. Если лагерь организует некое тоталитарное общество, тогда законы всегда жёсткие. Тогда права человека всегда нарушаются, поэтому так важно иметь сильное гражданское общество, которое имеет возможность контролировать тех, кто выбраны властителями. При демократии такая возможность появляется, при иных политических устройствах рано или поздно народ скатывается к подавлению слабых. И тост "За Силу", который провозгласил Комаров, всегда будет звучать из уст, залитых кровью.

     Ну а девушка Лина, попавшая в жернова тоталитарного режима, всё же смогла выжить. И то, не благодаря силе духа своего, а благодаря любви, которую Николай Крецкий испытывал к её матери, Елене Вилкас. На мой взгляд, более трагичная история в этой драме принадлежит именно Николаю, и его финальный аккорд в сторону Лины и её братика Йонаса, заслуживает аплодисментов стоя.

     В фильме есть несколько аллюзий к сказке про Юрате, Каститиса и Перкунаса:

     Елена Вилкас - Юрате.
     Николай Крецкий - Каститис.
     Тоталитарный режим - Перкунас.

     Лина Вилкас - Юрате.
     Костас Вилкас (мечта найти папу) - Каститис.
     Тоталитарный режим - Перкунас.

     Народ в изгнании - Юрате.
     Мечта о возвращении - Каститис.
     Тоталитарный режим - Перкунас.

     Но вместо янтаря - пепел на снегу.

     Длительность фильма 1 час 41 мин 06 сек, смотрел в закадровом авторском переводе: А.Важенин (BadBajo)

     В РОЛЯХ:
     "Лина Вилкас" - Бел Паули (Bel Powley, д.р. 7 марта 1992, видел в фильмах «Дневник девочки-подростка» (“The Diary of a Teenage Girl”, 2015), «Кэрри в большом городе» (“Carrie Pilby”, 2016))
     "Андриус Арас, мальчик, который познакомился с Линой и рассказал сказку" - Джона Хауэр-Кинг (Jonah Hauer-King)
     "Стакас" - Джеймс Космо (James Cosmo)
     "Она, девушка с мёртвой дочкой" - Софи Куксон (Sophie Cookson)
     "Николай Крецкий, НКВД" - Мартин Вальстрём (Martin Wallström)
     "Командир Комаров, НКВД" - Петер Францен (Peter Franzén)
     "Костас Вилкас, папа Лины" - Сэм Хэзелдайн (Sam Hazeldine)
     "Елена Вилкас, мама Лины" - Лиза Ловен Конгсли (Lisa Loven Kongsli)
     "Миссис Арас" - Доля Гавански (Dolya Gavanski).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь