Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
15 год Чтения Книги ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     1 день 8 месяца 15 года
     16 октября 2020, 17:00
     16995 день земного пути Сказочника
     6834 день от Рождения Великого Ёжжмы





     1 день 8 месяца 15 года
     16 октября 2020, 21:34

     Сказка на ночь:

     «В паутине лжи» (“Araña”, directed by Andrés Wood, 2019)

     Screenplay by Guillermo Calderón, Andrés Wood, Eliseo Altunaga.
     Music by Antonio Pinto.

     История о самом драматическом моменте в истории Чили, в центре внимания группа из трёх революционеров, которые больше от любовной тоски, чем по политически ясным мотивам, стали тем маленьким камушком, который обрушил скалу, это история о любовном треугольнике, который однажды закрутился, и не мог остановиться аж до дней нынешних, тревожа сердца и взрывая спокойствие.

     Для случайного зрителя будет мало понятно, что происходит, существенных пояснений не даётся. А политическая ситуация, в которой встретились молодые жители Сантьяго, - Инес, победительница конкурса красоты, её муж Хусто и бывший военный Герардо, - важна для понимания мотивации поведения каждого участника этой драмы. Только так можно прочувствовать фильм. Здесь проводится аналогия с Германией времён 20-х - начала 30-х годов прошлого века, когда в стране образовались две заметные политические силы - коммунисты и националисты.

     Примерно то же самое было в Чили в начале 70-х годов прошлого века, когда 3 ноября 1970 года к власти пришёл избранный президент Сальвадор Альенде и начал воплощать в жизнь элементы коммунистической политики, национализируя частную собственность и делая упор на социальную политику, поддерживая права рабочих, а не владельцев предприятий. Что постепенно привело к недовольству богатых граждан и бегству капитала, а как следствие разрастание экономического кризиса, когда жрать стало почти нечего.

     Кризис активировал недовольство среди городской молодёжи, мелких предпринимателей, студентов, которые увидели, что Альенде забирает у них будущее. Для некоторых такие ощущения приняли весьма крайние, отрицательные, радикальные, мрачные и жуткие образы. Так 33-летний юрист организовал партию PATRIA Y LIBERTAD (Родина и Свобода, Frente Nacionalista Patria y Libertad) с ультра-правой идеологией, отрицающей и марксизм, и капитализм. Под его флагом стали собираться недовольные молодые граждане, готовые к любым радикальным действиям, в основном, они нападали на приверженцев Альенде и идей марксизма. И вот в такой партии были вполне активными участниками герои фильма - Инес, Хусто и Герардо. Через их путь будет показано, что происходило в партии, какие события, как это отражалось на них самих.

     Почему режиссёр выбрал рассказ именно об этой партии? Потому как в обществе до сих пор не стихают дискуссии, каким образом пал коммунистический режим Альенде и ему на смену пришёл режим Аугусто Пиночета, кто способствовал установлению хунты, какие камушки столкнули гору? Бойцы партии "Родина и Свобода" принимали активное участие в свержении Альенде, не только били лица его сторонников на улицах Сантьяго, но и убили помощника Альенде из военных структур, после смерти которого Альенде остался без каких-либо контактов среди военных и полностью утратил авторитет, это произошло за месяц до его свержения, до военного переворота 11 сентября 1973 года, когда к власти пришёл Пиночет. Который, недолго думая, запретил все националистическое партии, ибо опасался партизан, привыкших за три года вести подрывную деятельность. Партия "Родина и Свобода" самораспустилась 13 сентября 1973 года. Многие из участников вошли в правительство, кто-то стал рупором агитационной машины Пиночета.

     После ухода Пиночета из политики в 1990 году, Чили обратилась к демократии, и сейчас является передовой страной в Южно-Американском регионе. Однако среди граждан сохраняется боль о пережитых событиях, и многие националисты до сих пор действуют в стране. О чём здесь и будет вполне подробно рассказано, когда соединятся события 1973 и 2018 годов.

     Краткая история такая:

     Жила-была девушка-красавица Инес, её играет актриса Мария Вальверде (в этом фильме она предстанет обнажённой), победила на конкурсе, и во время интервью показала на идеального мужчину, на своего мужа, Хусто, который издалека наблюдал за своей женой и наслаждался, а потом указала на светооператора, сказав, что его скрытые качества весьма её привлекают. Оператора звали Герардо. От волнения он устроил бардак, и его уволили. Инес и Хусто подхватили Герардо на улице и предложили дружбу, пиво и заботу о Родине, ибо они патриоты. Герардо не отказался. Так в 1971 году образовалось трио неразлучных друзей, настолько неразлучных, что Инес стала заниматься сексом с Герардо, и даже влюбилась в него.

     Инес и Хусто входили в партию "Родина и Свобода", которая постепенно набирала силу, влияние, сторонников. Герардо тоже вступил в партию. Начались будни. Организация погромов, драки с коммунистами, распространение листовок, интервью приезжим журналистам. На фоне всех этих политических событий развивается любовный роман между Инес и Герардом, они находятся в лёгкой опасности, ибо думают, если Хусто узнает, то убьёт их, ибо всегда ходит с пистолетом.

     Когда режим Альенде начал трещать по швам, когда граждане начали призадумываться о смене лидера, партия "Родина и Свобода" стала обретать более мощную поддержку, оказывать существенное влияние на политическую жизнь страны. Но не хватало чего-то главного, объединяющего, некоего символа, который сплотит всех в крепкие ряды и поведёт в светлое будущее. Лидер партии пришёл к выводу, что им нужна жертва. Предложил себя. Но его отговорили. На роль жертвенного агнца был избран Герардо. Он должен был умереть и стать символом революции. Это 1973 год. Герардо умер. Как бы. Его смерть инсценировали в прямом эфире. Все поверили, ибо он был заметной личностью. Но режим Альенде не удалось сломить, как-то обвинить в его смерти активиста оппозиционной партии. Народ на свою сторону склонить тоже не удалось. Потому лидерам партии поступил заказ на устранение помощника Альенде из числа военных. И это мог сделать только Герардо, ибо он был официально мёртв, и сделал. После этой акции для Инес и Хусто он тоже стал мёртвым, ибо Хусто стрелял в Герардо и он упал, будто мёртвый. Так завершился август 1973 года.

     Параллельно с этой историей рассказывается о событиях 2018 года, когда неожиданно для всех в Сантьяго был арестован Герардо, считавшийся умершим. Но теперь стало известно, где он был и что делал. Скрывался в Аргентине, а теперь приехал в Чили и организовал националистическое подполье, вооружённое и готовящееся к серии злых акций.

     В сердце Инес взыграли воспоминания о днях ушедших, о любви, что она испытывала к Герардо. Для неё политическая деятельность утрачивала очарование, ибо любовь вышла на первое место, и это видно, с какой душевностью показаны эти эпизоды, как сияет взор Инес, когда она смотрит на Герардо, а потом тускнеет, когда смотрит на Хусто, ставшего для неё олицетворением дикой нестабильности в жизни. Однако несмотря на своё двоякое отношение к Хусто, она прожила с ним все последующие годы, воспитав сына и обретя внуков.

     Теперь для Инес стало делом чести спасти Герардо от обвинений. Сейчас она была влиятельной и знала прокуроров и судий, они надавили на принимающих решения и Герардо поместили в клинику для сумасшедших. Инес думала, что он там так и останется, радуясь, что не в тюрьме. Но у Герардо были свои сторонники, и они не дремали. Инес, не зная того, лишь облегчила его сторонникам план по спасению, и он сбежал, ради того, чтобы совершить немыслимое злодеяние.

     Думаю, что одна из целей этого фильма показать, насколько коварны и беспощадны могут быть радикальные идеи, что они изменяют сознание и влекут сторонников к ужасным делам. В одной истории радикалы способствовали приходу хунты Пиночета, когда десятки и десятки тысяч людей были казнены без суда. В другой истории радикалы устроили массовое побоище. От радикалов ничего хорошего ждать не приходится. Это ещё Гаутама понял 2500 тысяч лет назад, потому и стал Буддой, нашедшим срединный путь в духовном мире. В материальном мире этот срединный путь называется демократией.

     При коммунизме - левая крайность - страна Чили пришла к экономическому кризису и обнищанию граждан.

     При хунте - правая крайность - страна Чили пришла к массовым репрессиям, кризису, волнениям.

     При демократии - срединный путь - страна Чили стала передовой по экономическим показателям в Южной Америке. И сказать об этом - главная идея фильма.

     Фильмы, которые видел с участием Марии Вальверде (*** - где она появилась обнажённой):

     «Мелисса: Интимный дневник» (“Melissa P.”, directed by Luca Guadagnino, 2005) ***
     «Трещины» (“Cracks”, directed by Jordan Scott, 2009)
     «Освободитель» (“Libertador”, directed by Alberto Arvelo, 2013) ***
     «Исход: Цари и Боги» (“Exodus: Gods and Kings”, directed by Ridley Scott, 2014)
     «Герника» (“Guernica”, directed by Koldo Serra, 2015) ***
     «Голем» (“The Limehouse Golem”, directed by Juan Carlos Medina, 2016)
     «В паутине лжи» (“Araña”, directed by Andrés Wood, 2019) ***

     Длительность фильма 1 час 45 мин 19 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Инес, 1971-1973" - Мария Вальверде (María Valverde, д.р. 24 марта 1987)
     "Инес, 2018" - Мерседес Моран (Mercedes Morán)
     "Герардо, 1971-1973" - Педро Фонтейн (Pedro Fontaine)
     "Герардо, 2018" - Марсело Алонсо (Marcelo Alonso)
     "Хусто, 1971-1973" - Габриель Урзуа (Gabriel Urzúa)
     "Хусто, 2018" - Фелипе Армас (Felipe Armas)
     "Надя, психиатр" - Мария Грасия Оменя (María Gracia Omegna).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь