Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
16 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     16 день 3 месяца 16 года
     3 июня 2021, 18:00
     17225 день земного пути Сказочника
     7064 день от Рождения Великого Ёжжмы






     16 день 3 месяца 16 года
     3 июня 2021, 22:53

     Сказка на ночь:

     «Жизнь других» (“Das Leben der Anderen”, directed by Florian Henckel von Donnersmarck, 2006)

     Written by Florian Henckel von Donnersmarck.
     Music by Gabriel Yared, Stéphane Moucha.

     Вызывает подозрение человек, у которого нет грехов, очевидно, что он научился их скрывать, но в этом мире лжи и коварства не может быть тайн, рано или поздно всё вскроется, здесь можно быть только иногда честным, иногда влюблённым, иногда бороться за справедливость, но всегда проиграешь, назовут лжецом, начнут ненавидеть, победят тупостью.

     Фильм в большей степени как драматическая история с лёгким уклоном в романтическую, а уж потом об ужасах спецслужб, которые желают всё контролировать. Смешно, конечно, когда одна группа людей думает, что контролем, слежкой, прослушкой можно каким-то образом стабилизировать развитие жизни, замкнуть её в узких рамках. В фильме Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (Florian Henckel von Donnersmarck) прекрасно показано, что границы будут разорваны изнутри. Пословица "у семи нянек дитя без глазу" работает в данном случае наилучшим способом.

     О происхождении названия: Министерство Государственной Безопасности (МГБ) на немецком Ministerium für Staatssicherheit, слово ШТАЗИ (Stasi) это акроним, взятый из первых букв STA-ats SI-cherheit. Был в Советском Союзе, да и сейчас, наверное, ещё остался в народной речи акроним ГЭБИСТЫ (ГэБэшники), это то же самое, что и ШТАЗИ. Если послушать в начальном эпизоде первые фразы дознавателя капитана Герда Вислера во время допроса подозреваемого, то услышим те же самые классические гэбэшные психологические приёмы, вызывающие сомнение и вину у человека. Для сравнения можно обратиться к художественному источнику, книге "Дети Арбата" (Анатолий Рыбаков, 1987, первый том), где всё это изложено вполне документально.

     Интересный факт: если в Советском Союзе (если верить документалисту Александру Солженицыну) политических заключённых в городе возили в грузовичках с надписью "МЯСО", дабы делать вид для граждан, остающихся на свободе, что снабжение магазинов мясом производится регулярно, ведь так приятно знать, что в стране всё хорошо, то в ГДР, как это показано в фильме, арестованных возили на грузовичках с надписью FrischFisch (СВЕЖАЯ РЫБА). Интересно поразмышлять на досуге об этой разнице, "мясо" и "рыба".

     Главный персонаж здесь - капитан Герд Вислер. Одинокий мужчина, который отдал свою жизнь работе, достиг в этом совершенства. Однако у него начали появляться сомнения, правильно ли он всё делал в своей жизни, и имели ли его усилия хоть какой-то смысл. В одной лишь фразе, которую он сказал, когда пришёл в столовую вместе с Антоном Грубитцем, видны все его мысли: "хоть где-то должен быть социализм". Это самый настоящий плод сомнений и тревог, который поглотил его душу.

     Капитан-дознаватель перестал верить в то, что он делает, верить в то, что это имеет смысл, верить в то, что все вокруг желают построить социализм. Правда будто раскрылась пред ним, что рядом не умудрённые опытные товарищи, верящие в светлое завтра, а простые низменные людишки, желающие урвать от жизни кусочек пожирнее, а если надо кого-то утопить, то почему бы и нет. Всё остальное - это следствие, то, что он поддался эмоциям, влюблённости, захотел стать эдаким покровителем для красивой девушки, рыцарем в серых доспехах, и погубил свою карьеру.

     История начинается с того, что полковник Антон Грубитц, руководитель отдела по культуре, получает задание от министра обороны Бруно Гемпфа, имеющего интерес в отделе культуры Центрального Комитета Партии, проверить на лояльность драматурга Георга Драймана. За ним не наблюдалось каких-либо крамольных высказываний, но это вызывало подозрение, уж больно чистеньким он хочет казаться. Сомнение было ещё в том, что он водил дружбу с разного рода опальными писателями и режиссёрами. Ведь не может такого быть, что гнилые яблоки не заразили здоровое?

     Антон пригласил Герда Вислера, опытного товарища с безупречной репутацией, оценить Драймана, для этого нужно пойти в театр и посмотреть пьесу, премьерный показ. Здесь же был и Бруно Гемпф. Во время спектакля Вислер не сводил взгляд с красавицы-актрисы Кристы-Марии Зиланд. Когда Грубитц спросил, что он думает о Драймане, то Вислер, пребывая в облаке эротических фантазий, сказал, что драматург подозрительная личность и нужно установить за ним слежку. Если бы Грубитц был бы чуть внимательнее, то обратил бы внимание на тяжёлое дыхание Вислера, и мог бы догадаться, за кем именно капитан намеревается следить.

     Грубитц сказал Гемпфу, что они берутся за это дело, и обязательно найдут компромат на злостного драматурга. Для Гемпфа это тоже было жизненно важно, потому как он хотел взять под контроль сладкую киску Кристы-Марии, а драматург ему мешал, ибо Драйман претендовал на статус постоянного любовника актрисы.

     И вот, началось. Квартира Драймана была взята под наблюдение. Полная прослушка. Во всех комнатах, даже в туалете. Каждый день писались отчёты, указывалось время, кратко сообщалось о том, что происходит в квартире. Двое наблюдателей, сам Вислер и его помощник Удо.

     Первые дни наблюдения показывали, что Драйман истинно лояльный гражданин, нет в нём ни капли антисоциализма. События раскручивались в двух направлениях, которые создали напряжение и потрясли всех участников. Это - любовные отношения Кристы-Марии с Гемпфом и Драйманом, а так же её страсть к наркотикам; и - эмоционально связанная дружба Драймана с одним опальным режиссёром, которого он считал великим авторитетом. Для Вислера было интереснее наблюдать за развитием жизни Кристы-Марии, она была для него как девушка-фантазия, недоступная мечта, вызывающая страдания, ибо его жизнь пуста, а если бы в его объятиях была бы девушка-мечта, то счастье не замедлило бы сказаться. В одной сцене видно, насколько он был поглощён фантазиями: Драйман обнимает уснувшую и эмоционально подавленную Кристу-Марию после того, как её трахнул Гемпф, и в это же время, скрючившись на стуле, в полусонном состоянии сидит Вислер, представляя, что он обнимает девушку, защищая всей душой.

     Опальный режиссёр не выдержал изоляции от творчества и убил себя, что вызвало огромное потрясение у Драймана, и он захотел написать крамольную статью в журнал, обличающую мерзость социалистического режима, где неугодных подавляют одиночеством и забвением. Такую статью могли напечатать только в ФРГ. Пробраться в ФРГ весьма непросто, нужны связи, а значит, круг знакомств Драймана расширился, то бишь, началась партизанская деятельность. Именно то, что хотел увидеть Гемпф: предательство. Но слежкой руководил Вислер, а он влюбился в актрису, и если он потопит Драймана, сделав его предательство официальным, тогда Гемпф получит полный доступ к телу актрисы. Этого Вислер не мог допустить. Потому всеми силами, правдами и неправдами, начал подделывать документы и изменять события.

     Такая игра могла привести только к трагедии. Если один выигрывает, то кто-то другой должен пострадать. Крамольная статья была опубликована. Драйман был под подозрением, но ловкий Вислер сделал так, чтобы драматург ускользнул от Штази, уничтожив все улики. Роль Кристы-Марии была в этом вполне активной, но, она не выдержала этих тонких игр, а потому дожить до счастливого финала ей не удалось. Вислер тоже пострадал. Грубитц понял, что Вислер причастен к тому, что Драйман остался чистеньким, но доказать этого не мог, а потому обрушил его карьеру.

     Через многие годы, когда Германия объединилась, и были открыты архивы Штази, Драйман узнал, что сделал для него агент Вислер, как защитил от тюрьмы, и написал об этом книгу, посвятив её хорошему человеку, которую однажды купил всё такой же одинокий Герд Вислер:

     Georg Dreyman "DIE SONATE VOM GUTEN MENSCHEN" с посвящением: "HGW XX/7 gewidmet, in Dankbarkeit".

     Длительность фильма 2 часа 17 мин 36 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Георг Драйман" - Себастьян Кох (Sebastian Koch)
     "Капитан Герд Вислер" - Ульрих Мюэ (Ulrich Mühe)
     "Криста-Мария Зиланд" - Мартина Гедек (Martina Gedeck)
     "Полковник Антон Грубитц, руководитель отдела по культуре" - Ульрих Тукур (Ulrich Tukur)
     "Бруно Гемпф, министр обороны, отдел культуры ЦК" - Томас Тиме (Thomas Thieme)
     "Пол Хаузер" - Ханс-Уве Бауэр (Hans-Uwe Bauer)
     "Альберт Йерска" - Фолькмар Кляйнерт (Volkmar Kleinert).

     Моя оценка фильму +6 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь