Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
16 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     9 день 4 месяца 16 года
     26 июня 2021, 21:00
     17248 день земного пути Сказочника
     7087 день от Рождения Великого Ёжжмы






     9 день 4 месяца 16 года
     26 июня 2021, 23:03

     Сказка на ночь:

     «ИЧЧИ», режиссёр Костас Марсаан, 2020

     Сценарий - Олег Богатов, Тёма Золотарёв, Павел Полуйчик, Костас Марсаан.
     Музыка - Андрей Гурьянов.

     Мистическая атмосферная история с элементами ужасов, полное погружение в мир духов, абсолютная идентичность и уникальность, после этого фильма многие поймут, что злее, коварнее, опаснее нет иных демонов, чем якутские, они с лёгкостью затмят своей тьмой всех остальных конкурентов по разрыванию человеческих душ.

     Давно ждал такого фильма, чтобы сказать, вот, это исключительная аутентичность, и нельзя сказать, что фильм построен на шаблонах, много раз использованных в западных или восточных собратьях по жанру. Мне сказали, что это фильм про якутских духов, и я видел исключительно - якутских духов, - их силу, влияние, распространение, способности. Фильм насыщен маленькими, едва заметными фольклёрными элементами, которые передают глобальную картину духовного мира. Здесь всё, и слова, и предания, и напевы, и фигурки, и ритуалы, да ещё в полном музыкальном оформлении в стиле дарк атмосферик амбиент с этническими шаманскими элементами (композитор Андрей Гурьянов), в записи использовались: кларнет, бас-кларнет, кырыымпа, аккордеон, контрабас, электроника. Мрачный трек на финальных титрах надо слушать на максимальной громкости.

     Режиссёр Костас Марсаан мне знаком по весьма неплохому детективу «Мой убийца» (2016). Приятно получить от него ещё одно произведение, достойное, чтобы сказать несколько добрых слов. Конечно, оно не идеальное, и есть за что упрекнуть, например, за чрезмерную тёмную вторую половину фильма. Понятно, что хотелось показать "тёмную якутскую ночь, в которой тёмные духи творят тёмные дела", но для зрителя это не вполне комфортно.

     История здесь простая, подана несколько сложным образом, и не всегда понятно, что происходит, остаётся додумывать, связывать события, настоящая головоломка, но всё это необходимо, потому что показывает фрагментарность восприятия мира, когда злые духи начинают путать дороги и мысли.

     Расскажу о том, что понял.

     Есть в Якутии место, откуда сбежало всё население, ибо творятся там странные дела. Но здесь ещё живут трое: жена да муж, да младший их сын, Айсен. В паре десятков километров вокруг никого. Кушают то, что сами взрастят иль соберут в лесах ближайших. История начинается с того, что отец семейства пахал поле на тракторе, да застрял, ибо пень помешал, и сразу его не выдернешь, ибо пень старый и цепкий, решил отложить до завтра, Айсена позвать на помощь.

     В этот день приехали из города большого сын их старший, Тимир, его жена Лиза, да их сынок Мичил. Обрадовались родители, да недолго, ибо Тимир сразу отвёл отца в сторонку, рассказал о причине приезда. Мол, беда большая приключилась. Жизнь в больших городах не такая простая, как средь полей и лесов, соблазнов много. Поддался Тимир на соблазн, да стал должен много денег страшным людям. Отдавать нечем - не отдаст долг, убьют. Если только отец поможет, продаст земельные владения, тут и контракт на продажу подготовлен, нужно только подписать.

     С недоверием выслушал отец речи Тимира, пошёл к жене своей, совет держать. Нужно ли помогать сыну, или пусть сам живёт, как хочет. Пока отец с сыном беседовали, хозяйка дома посуду мыла да с Лизой говорила. Рассказала ей историю мест этих брошенных, и почему сами не уезжают, не забыла и историю упомянуть, что ещё от деда слышала, о женщине, которая ребёнка искала посредь ночи, а сама призраком была. После того, как муж с женой посовещались, решили помочь сыну, продать землю, да уехать жить в деревню дальнюю, где был у них дом, ну а Айсена можно либо с собой забрать, либо в город отправить, дабы учился иным возможностям.

     Лиза, блуждая по дому, примечала главные отличия, что Тимир такой насильственный, лживый и лицемерный, коварный и жестокий, а вот брат его Айсен такой добрый, спокойный, честный, открытый, и призадумалась, как же быть ей, ведь житья с Тимиром нет никакого, он и родителей приехал обмануть, вытянуть из них деньги, под ложные рассказы, что у него долги неподъёмные. Её размышления привели к ссоре братьев, от чего Айсен уехал на тракторе в поле, дабы выдернуть пень из земли.

     Удалось ему освободить землю, только уж ночь, да и трактор от усилий сломался. Пошёл пешком домой. Да лёг спать на диване. К тому времени уж все легли спать. Как посредь ночи - крики! То мать кричит, ибо ворона в доме чёрная летает, крыльями машет, каркает. Прибежали сыновья, но не нашли ворону. А вот с отцом их что-то плохое стало. Парализовало его будто бы. Лиза осмотрела и сказала, что это инсульт, надо врачей звать. Да где их звать? Надо ехать далеко. На машине. Так и поехали Тимир и Айсен. Только - не было им дороги. А вот Лизу всю трясло, ибо поняла она, что не инсульт это, а какой-то тёмный паралич. Да и хозяйка дома почуяла неладное, стала со свечой дом обходить, ибо света и огня духи тёмные боятся.

     Основное разделение в мифологии приходится на духов-защитников, покровителей, для них общее название - ИЧЧИ, это не персональное имя, это обозначающее название. Например, Иччи леса (дух леса), или Иччи деторождения (дух деторождения), или Иччи реки (дух реки). Дух местности или предмета. Как правило его обозначают в виде всадника, который проезжает по окрестностям. Где Иччи есть, там нет АБАСОВ, тёмных духов, вредящих людям.

     Так получилось, что в этих местах Иччи не было, и огромную силу обрёл тёмный дух, которого не угомонили при жизни. Есть легенда о безумной девочке по имени Мааппа, которая при жизни отличалась внешним уродством, за что родители держали её в отдельном доме под замком. Но вот однажды тёмный дух овладел её скорбным телом, ибо просила она о помощи и защите, и услышал её исключительно хозяин тьмы, и дал ей силу двери открыть. Вышла она на свободу. Стала всех убивать. Родителей и их ребёнка. Но местные жители отловили Мааппу, и провели над ней ритуал, дабы изгнать тёмного духа из тела её. Шаманка плясала у костра. Отрезали девушке голову, дабы выпустить поглощённые души на волю, что дух тёмный собрал, а голову сунули в горшок, да закопали под деревом, дабы никто и никогда не нашёл. Дерево то долго стояло, пока один пень от него не остался. Тот пень, на котором трактор застрял. Тот пень, который Айсен вырвал, так нарушив заклятие. И теперь тёмный дух вышел на свободу, и мог преследовать живых.

     Началась охота. Первым попал под удар хозяин дома, зарычал как тёмный дух, да умер. Потом все окунулись в жуткие галлюцинации, которые теребили их души, исторгая кровь и ужас. Где-то треть фильма - это сплошные галлюцинации, когда реальность постоянно меняется. Кому-то кажется, что он тонет в болоте, а через мгновение он просто лежит на поле на сухом месте. Много всего. И самое главное, это финал, который вообще всё переворачивает, делая сюжет одной большой галлюцинацией, но мне понравилось.

     Саундтрек прекрасный и бесподобный. Усиливает все моменты, делает события более чувственными, наполненными звуками чудовищной реальности, словно идёт сближение двух миров, когда не только видения, но и звуки перемешиваются. Можно сказать, это первый фильм в жанре мистики и ужасов, в котором рассказанная история принадлежит исключительно народам России, никакого копирования, своя эстетика, за это только спасибо.

     Длительность фильма 1 час 27 мин 26 сек, в фильме звучат русский и якутский языки, с субтитрами на якутскую речь.

     В РОЛЯХ:
     "Айсен" - Борислав Степанов
     "Лиза" - Марина Васильева
     "Тимир" - Илья Яковлев
     "Саина" - Матрёна Корнилова
     "шаманка" - Ильяна Павлова
     "Мааппа" - Надежда Лукинова
     "отец Мааппа" - Петр Садовников
     "мать Мааппы" - Анна Флегонтова
     "Пётр" - Дмитрий Михайлов
     "Мичил" - Александр Андреев
     "следователь" - Альберт Алексеев.

     Моя оценка фильму +4 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь