Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
16 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     9 день 6 месяца 16 года
     25 августа 2021, 19:00 + 26 августа 2021, 00:00
     17308 день земного пути Сказочника
     7147 день от Рождения Великого Ёжжмы
     5637 день от издания Книги ХавардАР






     9 день 6 месяца 16 года
     25 - 26 августа 2021, 02:00

     Сказка на ночь:

     «Олдбой» (“Oldeuboi \ Old Boy”, directed by Park Chan-wook, 2003)

     Original story by Tsuchiya Garon, Minegishi Nobuaki
     Screenplay by Park Chan-wook, Lim Joon-hyeong, Hwang Jo-yoon.
     Music by Lee Ji-soo, Choi Seung-hyun, Shim Hyun-jung.

     Драматический триллер о том, как долго можно терпеть, либо наслаждаясь местью, либо думая о мести, планируя её, ещё притча о словах, неосторожно сказанных, и о сердце тёмном, коварном и зловредном, и о зависти и скудости ума, глубокая история, повествующая, что время как таковое не имеет значения, если целью жизни становится месть.

     Так получилось, что посмотрел этот фильм только в эти дни, но мне повезло, я дождался выхода версии с улучшенным изображением (так называемый "ремастеринг"), да ещё и в правильном закадровом переводе, всё это и стало стимулом изучить полную трилогию сценариста и режиссёра Пак Чхан-ука (Park Chan-wook) о мести. Фильмы сюжетно не связаны меж собой, это три отдельных фильма. Связывают их только два основных элемента: во-первых, это запутанные, закрученные истории о мести, где события имеют несколько слоёв разгадок; во-вторых, это не полноценные художественные фильмы, а самый настоящий артхаус, авторские эксперименты. Олдбою повезло попасть на международный кинофестиваль только потому, что в нём чуть меньше артхауса, чем в иных произведениях.

     Трилогия:

     02:01:02 «Сочувствие господину Месть» (“Boksuneun naui geot”, directed by Park Chan-wook, 2002)
     01:59:56 «Олдбой» (“Oldeuboi”, directed by Park Chan-wook, 2003)
     01:55:09 «Сочувствие госпоже Месть» (“Chinjeolhan Geumjassi”, directed by Park Chan-wook, 2005)

     На мой взгляд, «Олдбой» один из самых переоценённых фильмов, он не стоит того уровня рейтинга, куда загнали его зрители, балл 8.1 (из 10). Моя оценка 5 (из 10). Восхищаться этим фильмом, или даже испытать мощнейшее эмоциональное потрясение может только тот зритель, для которого это единственное кино, производства Южной Кореи, что он посмотрел в своей жизни. На фоне стандартных голливудских или европейских триллеров, да, выделяется, но на фоне многих иных южнокорейских триллеров, выглядит слабенько, беспомощно, и не даёт сколь-нибудь значимых эмоциональных переживаний. Эпитеты "скучный", "затянутый", "абсурдный" вполне уместны. Уж имею право так говорить, ибо посмотрел семь десятков с наивысшим рейтингом южнокорейских триллеров, боевиков, драм, и высказал своё мнение о каждом произведении, можно прочитать, и среди этих фильмов, действительно, были произведения, которыми не грех восторгаться. Иными словами: "видали и покруче".

     Для меня, например, намного мощнее выглядит история, рассказанная в фильме «Без пощады» (“Yongseoneun eopda”, directed by Kim Hyeong-joon, 2009), где без всякого артхауса и авторских экспериментов со звуком, цветом и антуражем, представлена история о мести, гораздо страшнее по сути, чем накрутил Пак Чхан-ук. Там тоже велась речь о длительной мести, в десяток лет, а то и больше, и финальная часть под дикие крики главного героя (актёр уж постарался), осознающим степень своего наказания, по-настоящему выбивает из зрительского кресла. Кстати, наказание пришло тоже за "болтливый язык".

     В финале фильма «Олдбой» главный герой отрезает себе язык, чтобы вымолить прощение у злодея. Сей акт может показаться странным, но он носит смысловой характер. Исходя из статьи обвинения. Злодей обвиняет объект своей мести, что из-за его неаккуратных слов была загублена жизнь Ли Су-а. А О Де-су принимает наказание, осознаёт первопричину, и отрезает себе язык. Что характеризует его как вполне адекватного человека, попавшего в капкан к психопату, и используещего все возможности, чтобы остановить распространение безумия.

     Но мне показалось, что Су-а убила себя не потому, что по школе поползли слухи, что она шлюха, хотя все её близкие подруги в это не верили, ибо знали её как недотрогу, а именно из-за своего брата, который доминировал над сестрой, подавляя её волю, не давая свободной жизни.

     Извращённый мозг устроен так, что любая информация немедленно переворачивается, искажается, добрые слова становятся проклятием, а добрые намерения вредительством. Мозг Ли У-джина не смог воспринять информацию об истинной причине гибели сестры, и перевернул картину, найдя виновного во всех бедах. Не самого себя, а совершенно случайного мальчика, одноклассника, которому по сути на всё это было глубоко наплевать. Ведь не напрасно в фильме прозвучали слова: что О Де-су не знает причины, из-за которой его жизнь была разрушена, потому что он всё забыл. А почему человек забывает? Потому что не считает какую-либо информацию для себя важной. Мол, подумаешь, Ли Су-а с кем-то трахалась. Все рано или поздно с кем-то трахаются... жизнь продолжается. Всё запоминать? Но мозг злодея-извращенца забыть не может.

     Кратко история выглядит так:

     1988 год. Жил-был промозглый дебошир и пьяница по имени О Де-су. Если верить его словам, имя означает "беззаботно живущий сегодняшним днём". Так напился и устроил бардак накануне 3-летия своей дочери. И на праздник не попал. Зато попал в полицию, откуда его забрал близкий друг по имени Джу-хван. Однако, как только Де-су вышел из полиции, так - пропал. И очнулся он в комнате, откуда не выйти никоим образом. Здесь есть туалет и душевая, кровать и TV, и картина с афоризмом, смысл которого для фильма совершенно не подходящий. С определённой регулярностью в проём двери просовывается еда. О Де-су пытается орать, спрашивая, кто его удерживает, за что, и просит выпустить.

     Так потянулось время день за днём, месяц за месяцем. Через год после заключения в комнату, О Де-су увидел новости, что его жена убита, и полиция думает, что это сделал муж-пьяница, и соседи подтверждают, что Де-су был буйный нравом, мог и убить. Конечно, это сделал не он, а тот, кто упрятал его в комнату, взяв биоматериал и раскидав его по квартире жертвы.

     О Де-су прошёл все стадии - от ярости и депрессии до принятия и поиска выхода, даже пытался ковырять стену. Так он просидел 15 лет, до 2003 года, и - был выпущен на свободу. Перед тем, как обрести свободу, подвергся гипнозу.

     Все годы он мечтал, если выйдет из заточения, то съест что-нибудь удивительно необычное. Так и сделал. Пошёл в ресторанчик, где готовят суси, и попросил живую еду, ему принесли осьминога. По какой-то причине многие зрители испытали некое сильное эмоциональное переживание на эту сцену, как актёр кушал живого осьминога. Видимо, они ничего кроме фаст-фуда не кушали. И не знают, что осьминогов реально подают живыми, только перед этим мелко нарезают, чтобы жевать было удобнее. Я как-то ходил в ресторан суси (ну ладно, суши), и кушал осьминога. Жёсткая, тварь, и никакого удовольствия. Хотя иным гостям нравилось.

     Про этого осьминога даже режиссёр сказал на Каннском кинофестивале, когда дали Золотую пальмовую ветвь (высшая награда), передал ему привет, мол, награда получена и благодаря осьминогу. Да, это правильно, бригада судий ничего подобного в своей жизни не видала. Этот осьминог и поднял фильм на пьедестал.

     В ресторанчике О Де-су познакомился с Ми-до, молодой поварихой. И так получилось, что Де-су упал в обморок, а Ми-до прихватила посетителя и отвезла к себе домой. Мол, сердобольная 18-летняя девушка оказалась. Для Де-су вся жизнь после выхода из заточения была направлена только на одну цель - найти своего похитителя и покарать его, желательно, сожрать, как осьминога. Так и начал выполнять свой план, а Ми-до ему помогала. Для начала он прошёлся по всем китайским ресторанчикам, чтобы определить, из какого ресторана доставляли каждый день 15 лет жареные пельмени. И нашёл. Что весьма странно, потому что за 15 лет многое меняется, и одни рестораны закрываются, другие открываются. Да и какой безумный повар будет жарить пельмени 15 лет по одному и тому же рецепту? Но в фильме много подобных дыр, на которые приходится закрывать глаза.

     Так Де-су нашёл место заточения. Это частная тюрьма, где содержатся люди по чьей-то прихоти. Здесь был ещё один эпизод, который по какой-то причине всех взбодрил. Это драка в коридоре и извлечение зубов с помощью клюва молотка. Весьма рафинированные батальные сцены, никакой эмоциональности, и кровянка ниже среднего, значительных пыток не показано. В поисках помогал и Джу-хван, которому весьма не понравилась эта идея с похищениями. От тюрьмы и дальше шаг за шагом приоткрывалась тайна, вся история похищения и удержания, все действующие лица. И, наконец, Де-су встретился со злодеем, им оказался Ли У-джин. Хотел тут же его и убить, но У-джин смог убедить Де-су, что убивать его прямо сейчас не надо, иначе он не узнает тайну о своём наказании. Почему 15 лет?

     Правильным вопросом в фильме было не почему посадили на 15 лет, а почему выпустили через 15 лет. И почему У-джин дал пять дней (до 5 июля) на то, чтобы найти ответы о причинах мести, иначе Ми-до, которая начала стремительно влюбляться в О Де-су, умрёт. "Все женщины, которых ты любишь, умрут". О Де-су нашёл следы, откуда тянутся щупальца осьминога-мести. Это 1979 год, когда умерла Ли Су-а, сестра У-джина. И Де-су, за пару дней своего перевода в другую школу, стал осведомлённым о деяниях Су-а, которая имела близкие отношения с братом. Здесь подозрение на инцест, но тема обходится стороной и не проясняется до конца фильма, только намёками, нет точной информации была ли сексуальная связь между братом и сестрой, или они просто изучали половые органы друг друга.

     Цепочка такая: О Де-су становится свидетелем "интимной связи" между У-джином и Су-а, рассказывает об этом своему другу Джу-хвану, который учился в одном классе с Су-а, и Джу-хван разносит по школе слухи о том, что Су-а шлюха. Эти слухи влияют на Су-а негативно, она даже начинает думать, что беременная, и решает прыгнуть вниз головой с плотины, что привело её к гибели, а У-джина к отчаянию и строительству большого плана мести.

     Однако месть против Де-су была выстроена таким образом, что привела к реальной сексуальной инцест-связи. Только в этот раз между отцом и дочерью. Здесь есть некоторая тотальная несправедливость по отношению к О Де-су. Но ведь конфликт организован обиженным садистом-извращенцем, в чьём мозгу всё искажется, в его воображении всё логично. Финальная сцена глобального покаяния О Де-су была мольбой к У-джину, чтобы Ми-до никогда не узнала, что О Де-су, с кем она впервые познала акт физической близости с мужчиной, был её кровным отцом. Да, за это можно и язык себе отрезать.

     С другой стороны, некоторые подобные инциденты можно уладить и простым душевным разговором. Ведь не было никакого насилия или принуждения, секс по ошибке, с кем не бывает. Просто, иной раз люди достигают такой эмоциональной точки, когда разум отказывается действовать правильно и утрачивает прямые пути. В истории человечества подобные случаи были не один раз, что, греческих трагедий не читали? А в Италии в старые времена вообще было традицией подшутить над молодожёнами, собирающимися в первую брачную ночь познать друг друга, шепнуть им пьяным голосом, что они на самом деле брат и сестра. Согласно легенде (может, врут, но был фильм на эту тему), так же пошутили и над Муссолини, в итоге он пошёл в политику и стал Дуче, а человек из Германии посмотрел на это и решил стать Фюрером (и то и другое слово переводится как "Вождь"). Не все шутки хороши...

     Длительность фильма 1 час 59 мин 56 сек, смотрел в закадровом переводе студии Tycoon.

     В РОЛЯХ:
     "О Де-су"- Чхве Мин-сик (Choi Min-sik)
     "Ли У-джин" - Ю Джи-тхэ (Yoo Ji-tae)
     "Ми-до" - Кан Хе-джон (Kang Hye-jeong)
     "Но Джу-хван, близкий друг Де-су" - Чи Дэ-хан (Ji Dae-han)
     "Мистер Хан, телохранитель У-джина" - Ким Бён-ок (Kim Byeong-ok)
     "Пак Чхоль-вун, тюремщик" - О Даль-су (Oh Dal-soo)
     "Ю Хён-джа, гипнотизёрша" - Ли Сын-щин (Lee Seung-shin)
     "Ли Су-а, сестра У-джина" - Юн Джин-со (Yoon Jin-seo).

     Моя оценка фильму +5 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь