Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
16 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     16 день 11 месяца 16 года
     29 января 2022, 23:00
     17465 день земного пути Сказочника
     7304 день от Рождения Великого Ёжжмы
     5794 день от издания Книги ХавардАР
     29 января, 6 (GMT) - Mercury 5.2°N of Pluto
     29 января, 9 (GMT) - Venus stationary (с переходом к прямому движению)
     29 января - Луна (Ф= 0,1-) проходит южнее Марса и кометы P/Kopff (22P)
     29 января, 15:05 (GMT) - Moon-Mars: 2.4° N
     29 января, 23:26 (GMT) - Moon South Dec.: 26.4° S
     30 января, 07:09 (GMT) - Moon Perigee: 362252 km






     16 день 11 месяца 16 года
     29 января 2022, 23:49

     Сказка на ночь:

     «Погребенный заживо» (“Buried”, directed by Rodrigo Cortés, 2010)

     Screenplay by Chris Sparling.
     Music by Victor Reyes.

     Триллер-метафора, история о человеке, живущем в ограниченных условиях, где он слаб и беспомощен, где он обычный никто, где есть угрозы, суть которых непонятна, и что никто и никогда не будет помогать, Спаситель не придёт, спасение только в собственных руках, пока есть светлый луч надежды, пока есть время и способность двигаться, принимать решения.

     Творение режиссёра Родриго Кортеса по сценарию Криса Спарлинга. Премьера фильма состоялась 23 января 2010 года на фестивале "Санденс", в ответ - позитивные отклики. Фильм, действительно, метафоричен, ибо воспринимать серьёзно, будто бы это какие-то отголоски реальной ситуации, невозможно, слишком мало логики в поведении человека, замкнутого в ящике, однако слишком много возможностей для реализации каких-либо замыслов.

     Есть ещё один фильм, полный метафор, и его можно поставить в один ряд с Погребённым заживо, это шикарный триллер «Вивариум» (“Vivarium”, directed by Lorcan Finnegan, 2019), где объясняется суть человеческой жизни на примере семейной пары, для которой вся жизнь расписана от начала до финала. И финал точно такой же, как в Погребённом. Бесплодная безнадёжность, которая становится итогом всем усилиям.

     Если анализировать условия, в которые попал Пол Конрой, то они не кажутся совсем безнадёжными. Однако есть сомнения, что можно так активно и чрезмерно долго двигаться в замкнутом пространстве, где запас кислорода ограничен, и при этом не испытывать проблем с дыханием. И умереть именно в назначенный "террористами" час. Не раньше, не позже. Потому и есть подозрение, что это метафора.

     Абстрагироваться от метафоры, и рассмотреть, что имел в своём распоряжении Пол Конрой:

     - ящик, метра два в длину, сантиметров не меньше 50 в высоту, относительно легко можно было переворачиваться, меняя направление для лежбища

     - зажигалка, с бесконечно долгим запасом, мобильный телефон с полным зарядом, с большим финансовым лимитом для совершения множества звонков из Ирака в США, складной нож, фонарик, карандаш, таблетки против панической атаки, фляга с алкогольным напитком

     - из ящика можно было совершать звонки с мобильного телефона, и получать относительно чистую связь, что весьма странно, иной раз бывает, что звонишь не из ящика, засыпанного песком, а голос абонента еле слышно

     - змея, которая заползла в ящик, и уползла

     - хорошо слышимые звуки из мечети

     Пол Конрой был уверен, и несколько раз сказал зрителям, что его засунули в ящик и закопали в Иракской пустыне. Почему он был так уверен, что именно в пустыне? Зрителю должно казаться, что его закопали по стандарту метра на три под землёй, но это обман. Надо осмысливать ситуацию не привычными стандартами, а исходя из особенностей местности событий. При логичном рассмотрении ситуации, никакой пользы от того, чтобы закапывать огромный тяжёлый ящик в песке в пустыне нет. Сначала надо закопать, потом откапывать при благоприятном развитии событий. Кто этим будет заниматься? Никто.

     И какого размера должна быть яма, чтобы углубить такой ящик хотя бы на метр, учитывая, что песок не земля и постоянно засыпает то, что раскопали. На мой взгляд, ящик был размещён в городских условиях, может, на окраине города, и чуть присыпан песком, ибо звуки из мечети были слишком громкие, да и появление змеи о многом говорит. Змеи не передвигаются в песке, как черви или кроты в земле. Эти два факта говорят, что насыпь на ящик может быть не больше 30-40 см. Из такой ловушки выбраться абсолютно невозможно! Даже если есть время, оружие, свобода передвигаться (никто не контролирует и не ограничивает действия) внутри ящика. Смешно и нелепо.

     Но фильм ставит нам условия, что ящик находится под толщей песка, однако это не мешает Конрою активно звонить из-под иракского песка в США, в 911 в одном из штатов США, в ФБР в Чикаго, в Госдепартамент, в родную корпорацию, жене, сестре жены, в дом престарелых слабоумной маме, равно как и принимать звонки, и даже отправлять видео и принимать видеофайлы.

     Из всего этого и делаю выводы, что перед нами не ситуация похищения заложника с требованием выкупа за него, а метафора, которая рассказывает о бессмысленности и беспощадности жизни как таковой. Медленно затухающий свет от зажигалки в финале может означать медленную смерть надежды, что в финале жизни свет души угасает во тьме разочарований.

     История такая:

     Жил да был Пол Конрой, простой парень из глубинной Америки, есть жена, сын, щупленькая сумма на депозите, а ещё есть желание заработать деньги, ибо хочется обеспечить достойный уровень проживания. Так прочитал объявление от одной компании, что нужны водители для перевозки обычных гражданских грузов, но в Ираке. Менеджеры компании сказали, что работа в Ираке по статистике безопаснее, чем в США. Не может быть! Чудеса! Подписал, не читая, все контракты, да отправился в Ирак.

     И было ему безопасно, пока на колонну не напали некие граждане, которые начали всё взрывать и всех убивать. Пол Конрой вёл грузовик в конце колонны, потому пострадал меньше. Остался жив, но очнулся - запертым в ящике. Паника. Крики. Шум. Суета. Пока не нашёл зажигалку, дающую ему свет, и мобильный телефон, дающий ему возможность для звонков. И сразу - 911. Абонент по ту сторону не мог понять, кто звонит, зачем, и какая помощь нужна. Вы в Ираке? И вас закопали в пустыне в ящике? Вы можете сказать, где вы находитесь? Да, сейчас, вылезу из ящика, оглянусь, прочитаю надписи, а потом залезу обратно в ящик и скажу точный адрес.

     Пол звонил домой. Но встречал только автоответчик. Потом звонок в ФБР. И тоже непонимание, что происходит. Звонок в компанию. Ведь он сотрудник, руководство должно как-то заботиться о своих кадрах, о безопасности, ведь есть страховка, контракт, медицинское обслуживание. Так Пол звонил то туда, то сюда, пока не поднялась хоть какая-то значительная волна интереса к его проблеме. Так он попал в госдепартамент, а оттуда его перенаправили в Ирак, в отдел по борьбе с захватом заложников, коим руководил Дэн Бренер, и с этим человеком Пол общался всю финальную часть фильма.

     Однако и Полу звонили. Террористы. Или - инсургенты, как их называли. По определению это гражданские отряды, своего рода партизаны, которые противостоят каким-либо органам власти, желают лишь одного, заработать денег для себя и своих семей, готовы убить любого, кто им хочет помешать. Инсургента звали Джабир, и он сказал, что Пол должен договориться со своим правительством о выплате 5 млн долларов за освобождение. Но денег не будет, это очевидно, правительство не платит. И Пол это прекрасно понимал. Джабир потребовал записать видео с признанием о той ситуации, в которую попал Пол, иначе, будет убита одна из сотрудниц компании, которая работала с Полом, и попала в заложники. Записал видео. Сие весьма разгневало госдепартамент и Дэна Бренера, ибо выставляло ситуацию на всеобщее обозрение.

     Дэн Бренер обещал помочь Полу, говорил, что спецслужбы пытаются засечь сигнал мобильного телефона, но что-то у них ничего не получается. Конечно, это весьма странно прозвучало, ибо у спецслужб есть такие возможности, как по сигналу мобильного телефона направлять ракеты для удара по цели, уж могли бы установить местонахождения Пола в любой точке мира, даже под толщей песка. Если это толща песка, а не маленькая насыпь, лишь бы скрыть ящик от любопытных взглядов.

     Время шло, и Пол понимал, что никто не торопится ему помогать. Впрочем, он и сам не хотел себе помочь. Звонками в 911 ситуацию не решишь. Из подобных ситуаций нужно выбираться самому. Физически. Исследовать место, в котором находишься, искать уязвимые места, искать возможности. Как показала ситуация, что доски у ящика были не такими уж и крепкими, даже с дырками, через одну из дырок приползла змея, и через неё уползла. Это должно было бы намекнуть Полу, что по ту сторону ящика не должно быть много песка, обильного замкнутого пространства. Да и звуки, что он слышал, призыв к молитве, уж слишком близко это звучало, и громко. Что тоже говорит, что песка над ним не так уж и много. Нужно изыскать усилия, чтобы раздолбать ящик. Тем более, что у него был нож, которым можно расковырять дырочку побольше, чтобы просунуть руку...

     Я не увидел персонажа, который действительно хотел спастись из ловушки. Он был пассивен, и просто лежал на боку, звонил слабоумной маме, терял время, психовал, а если ему кто-то звонил, то начинал обвинять правительство в глобальном заговоре против обычного человека, мол, правительству во все времена было наплевать на маленьких людей.

     Финал должен навевать депрессивные тона. Дэн Бреннер звонит и говорит, что его бойцы нашли информатора, который знает о ящике, в котором лежит американец. Пол радуется, что помощь близка, несколько минут. Ибо в эти несколько минут ящик треснул со всех сторон и внутрь насыпается песок, вот уже песок повсюду. Быстрее, Дэн, быстрее! Но Дэн приехал спасать другого американца. Мёртвого. Умереть пришлось и Полу Конрою.

     На мой взгляд, человек не будет пассивно лежать и смотреть, как его засыпает песком, учитывая, что все стенки ящика треснули. Здесь должен быть такой же эффект, как при утоплении в воде, когда человек начинает барахтаться, активно двигая руками и ногами, пробиваясь на поверхность. Это тысячелетиями заложенный инстинкт самосохранения. Это вне желаний человека. Это программа. Потому логично было закончить фильм именно таким барахтанием, когда Пол пытается пробиться наружу, но, например, застревает между досками, и тоже умирает, песок его поглощает, но тогда было бы хоть какое-то оправдание десяткам тысяч лет человеческой эволюции.

     Длительность фильма 1 час 35 мин 28 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Пол Конрой" - Райан Рейнольдс (Ryan Reynolds)
     "Дэн Бренер"
     "Алан Дэвенпорт"
     "Линда Конрой"
     "Памела Лутти"
     "Джабир".

     Моя оценка фильму +3 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь