Сергей Азарин,
новости Альянса «Мир ХавардАР»:
17 год Эпохи Мира ХавардАР


примечание: если не открываются некоторые фотографии, это нормально


     11 день 1 месяца 17 года
     30 марта 2022, 19:00 + 21:00
     17525 день земного пути Сказочника
     7364 день от Рождения Великого Ёжжмы
     5854 день от издания Книги ХавардАР
     1516 день от Рождения Книги Ансара Азира
     30 марта, 17 (GMT) - Jupiter 3.5°N of Moon
     30 марта, 21 (GMT) - Neptune 3.3°N of Moon






     11 день 1 месяца 17 года
     30 - 31 марта 2022, 00:30

     Сказка на ночь:

     «Игры разумов» (“The Professor and the Madman”, directed by P. B. Shemran (Farhad Safinia), 2019)

     Screenplay by Todd Komarnicki, P. B. Shemran.
     Music by Bear McCreary.

     Однажды пророк сказал, что не надо собирать те сокровища, что могут украсть, а надо копить то, что ни взять, ни взвесить, ни продать невозможно, это история о том, как два человека, один гений, другой безумец, отправились в великое путешествие, где их ждали воистину удивительные открытия, страдания и радости, потери и обретения.

     Творение сценариста и режиссёра Фархада Сафиниа (Farhad Safinia), в титрах он подписан под псевдонимом P. B. Shemran. Фархад известен миру как со-автор сценария для фильма Мела Гибсона «Апокалипсис» (“Apocalypto”, 2006). Для нового фильма Фархад тоже принял участие в разработке сценария. Идея реализации этого проекта принадлежала Мелу Гибсону, но из-за многочисленных конфликтов с масс-медиа передал работу Фархаду.

     В основе сценария книга (не художественная литература) “The Surgeon of Crowthorne: A Tale of Murder, Madness and the Love of Words” (первое издание в Англии в 1998 году) британского писателя и журналиста Саймона Винчестера (Simon Winchester). В США книгу переиздали под названием “The Professor and the Madman: A Tale of Murder, Insanity, and the Making of the Oxford English Dictionary”, часть этого названия и стала титульной для оригинального фильма.

     История производства фильма конфликтная, много проблем и разногласий, потерь капитала и репутации. Фильм был завершён в 2016 году, потом последовала череда судебных исков. Фильм перекроили без ведома главных вдохновителей. В итоге Мел Гибсон и Фархад Сафиниа отказались от авторства, не захотели участвовать в рекламной компании. Студия, выпускающая фильм в прокат, убрала имя Фархада из титров и поставила его псевдоним. Премьера состоялась 10 мая 2019 года в избранных кинотеатрах США и по кабельным каналам по подписке.

     В фильме идёт речь о реальных событиях, говорится о реальных персонажах. Два основных - это Джеймс Мюррей (Sir James Augustus Henry Murray, 1837-1915) и Уильям Честер Майнор (William Chester Minor, 1834-1920). Они прославились тем, что создали первый том Оксфордского словаря английского языка (Oxford English Dictionary), так называемый Volume I: A-B.

     Особенностью было то, что Джеймс Мюррей не имел какого-либо образования, кроме школьного, и все его достижения обретены благодаря саморазвитию. Он знал огромное количество языков, мог с лёгкостью определять происхождение того или иного слова. С недоверием и настороженностью его приняли представители издательства Оксфордского университета и доверили в качестве редактора создание словаря. Такая идея к тому времени жила уже двадцать лет, но никто так и не приступил к реальному сбору, все только говорили. У Джеймса Мюррея был план, вполне осуществимый. Согласно его плану составление словаря можно будет завершить леть за пять-семь. Однако реальность была другой...

     Уильям Майнор был фигурой в учёном совете ещё более нежелательной. Во-первых, американец. Во-вторых, убийца. В-третьих, шизофреник. Он приехал в Англию, ибо опасался преследования, бегал по городу и стрелял в каждую подозрительную тень. Так в 1879 году был убит Джордж Мерретт, глава большой семьи, обычный гражданин, работяга, после смерти которого остались жена и шесть детей. Сие убийство потрясло общественность. Был суд. Во время судебного заседания Уильям проявил свою склонность к паранойе и галлюцинациям, и его направили в Броадмурскую психиатрическую лечебницу для душевнобольных преступников (Broadmoor Asylum for the Criminally Insane). Однажды он нашёл письмо, составленное по предложению Джеймса Мюррея, обращение ко всем читателям книг искать слова с цитатами и отправлять в Оксфорд для составления словаря английских слов. Сие так вдохновило, что Уильям начал читать все старинные книги и составлять списки, что позволило закрыть порядка 10 тысяч статей, соединить слова сквозь историю их происхождения.

     Проблема была в том, чтобы найти корни смыслов того или иного слова, показать ветвь развития, и привести к современному пониманию. Ведь в каждое время у слова своё значение. А для этого нужно было изучать письменные источники, принадлежащие разным векам. Уильям, имея доступ к библиотеке лечебницы, которую составлял доктор Ричард Брайн, лечащий врач Уильяма, решил проблемы команды Джеймса Мюррея.

     Фильм можно назвать художественно-документальным, дающим относительно полную картину всех событий, показывающим, насколько процесс сбора слов был грандиозен и труден. Здесь речь шла ещё и о том, что составление словаря не дело рук одного профессора или увлечённого творческого человека, это долгое коллективное творчество, растянутое на десятилетия, и нужно вовремя передать дело в другие руки.

     Здесь покажут все основные этапы. И строительство Скриптория, где Мюррей с помощниками собирал слова, и множественные конфликты среди издателей, которые только и ждали, как бы помешать Мюррею добиться славы, эти интриги мешали ему работать со словарём более плотно, ибо так много времени тратилось на выяснения отношений. Однако работа шла. Была даже организована специальная почтовая служба, которая доставляла Мюррею письма со всех сторон мира.

     Основой его стратегии было то, что он пригласил всех англо-говорящих жителей планеты к составлению словаря. Любой, кто говорил по-английски, умел читать и писать, мог принять участие в этой грандиозной игре. Как сказал Фредерик Фурнивалл, один из покровителей Мюррея, что это будет самым демократическим словарём в мире. Послание Мюррея было простым: ЧИТАЙТЕ КНИГИ! ИЩИТЕ СЛОВА! В итоге его работы в окончательной версии за все годы стало составление каталога из более, чем 414 тысяч слов, рядом с которыми было более, чем 1.8 млн цитат из книг, объясняющих эволюцию смыслов каждого слова. Но словарь Мюррея это не конец, а только лишь начало, работа продолжалась и после его смерти, ибо он при всех своих усилиях не мог охватить весь объём.

     Интересно наблюдать и за игрой Мела Гибсона в роли Джеймса Мюррея, и за игрой Шона Пенна в роли Уильяма Майнора. Есть и романтическая линия. По двум путям. Джеймс Мюррей и его жена, семейные конфликты, когда муж вроде как и рядом, но далёк от семьи. Скрипторий был построен рядом с домом, и Джеймс мог наблюдать в окошко за играющими детьми и тем, как жена ухаживает за цветочным садом. А они могли с улицы видеть, как он работает.

     Вторая линия - это романтичные отношения шизофреника Майнора и Элизы Мерретт, вдовы и матери шестерых детей. Сначала с её стороны шло резкое неприятие Майнора, она желала ему смерти, но шли годы, и общение между ними сгладило все обиды, она даже влюбилась в Майнора. Но этот союз остался без продолжения, да и не мог, ибо и разница в возрасте, и положение в обществе, да и духовная составляющая играла большую роль. Майнора хотели залечить до смерти от шизофрении. Доктор Ричард Брайн встревожился, когда Уильям Майнор отрезал себе пенис, объяснил акт тем, что тени похищают его из камеры в лечебницы и заставляют его насиловать детей в Стамбуле. Вмешательство Джеймса Мюррея, который проявил большое уважение к своему добровольному помощнику, позволило в 1910 году департировать Майнора в США (здесь тоже учли исторический факт, что лично Уинстон Черчилль, как министр внутренних дел, подписал указ о департации), где он и жил под присмотром дальних родственников до самой смерти, однако не забывал помогать составлять словарь. Чтение книг избавляло его от безумия.

     Несмотря на то, что Мел Гибсон и Фархад Сафиниа отреклись от своего фильма, в том виде, как есть, имеет своё очарование. Единственное, что мне казалось излишне напряжённым, это большая романтическая линия между Майнором и Мерретт, с этой стороны шло много эмоционального напряжения, и затмевало основное - поиск слов и смыслов, а этому можно было бы уделить намного больше внимания.

     Фильм наполнен красивыми цитатами, и его просто приятно смотреть и слушать, эпичная сказка о поиске неценных сокровищ. Шон Пенн идеально изобразил безумца, а так же показал, как творчество избавляет от безумных мыслей. Воистину, чтение книг расширяет горизонты разума. Когда человек видит написанные слова, его образ мыслей меняется, структурируется, становится адекватным к реальности.

     В послесловии говорится:

     Джеймс Мюррей был посвящён в рыцари 26 июня 1908 года, стал Сир Джеймс Мюррей. Довёл сбор слов до буквы "Т". Умер 26 июля 1915 года. Доктор Уильям Майнор, пребывая в психиатрической лечебнице им Св Елизаветы в Вашингтоне, получил официальный диагноз: шизофрения. Умер 26 марта 1920 года в своём доме. Первая версия Оксфордского словаря в 12 томах была завершена 1 января 1928 года, содержала 414825 слов, 1827306 цитат из книг, поясняющих развитие значений слов.

     Длительность фильма 2 часа 04 мин 27 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Джеймс Мюррей" - Мэл Гибсон (Mel Gibson)
     "Уильям Майнор" - Шон Пенн (Sean Penn)
     "Фредерик Джеймс Фурнивалл, редактор" - Стив Куган (Steve Coogan)
     "Доктор Ричард Брайн" - Стивен Диллэйн (Stephen Dillane)
     "Элиза Мерретт" - Натали Дормер (Natalie Dormer)
     "Мистер Манси" - Эдди Марсан (Eddie Marsan)
     "Генри Брэдли, помощник Мюррея" - Йоан Гриффит (Ioan Gruffudd)
     "Чарльз Холл, помощник Мюррея" - Джереми Ирвин (Jeremy Irvine)
     "Филлип Джелл" - Лоуренс Фокс (Laurence Fox)
     "Бенджамин Джоитт" - Энтони Эндрюс (Anthony Andrews)
     "Уинстон Черчилль" - Брендан Патрикс (Brendan Patricks).

     Моя оценка фильму +8 баллов (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь



     11 день 1 месяца 17 года
     30 - 31 марта 2022, 02:40

     Сказка на ночь:

     «Наркокурьер» (“The Mule”, directed by Clint Eastwood, 2018)

     Based on "The Sinaloa Cartel's 90-Year-Old Drug Mule" by Sam Dolnick.
     Screenplay by Nick Schenk.
     Music by Arturo Sandoval.

     Сначала он был патриотом, курьером добра и справедливости, доставлял демократию в разные стороны мира, а потом стал курьером зла, доставлял наркотики в сердце родной страны, которую считал образцом для подражания, в первом случае получил несколько медалей, во втором случае роскошных женщин, ворох денежных купюр, адреналиновые приключения и немного тюрьмы.

     Сценарий к фильму основан на статье журналиста Сэма Долника (Sam Dolnick) "The Sinaloa Cartel's 90-Year-Old Drug Mule", опубликованной в 2014 году в журнале The New York Times, где он является постоянным автором и помощником главного редактора. В статье говорилось о 87-летнем пенсионере Лео Шарпе (Leo Earl Sharp Sr., 1924 - 2016), которого в 2011 году арестовали агенты из отдела по борьбе с наркотиками (DEA), с обвинением в перевозке наркотиков. Это было интервью спецагента DEA Джеффа Мура, рассказавшего о феноменальном случае в его карьере, когда удалось арестовать столь уважаемого в наркокартеле, но самое главное, столь пожилого курьера, за возраст он получил прозвище Эль Тата, что значит, дедушка. В фильме будет рассказано о небольшом числе рейсов, что совершит главный герой до ареста, в реальности Эль Тата возил наркотики около десяти лет. На суде ему присвоили наказание в виде трёх лет лишения свободы, но отсидел только год.

     С подобным сюжетом есть ещё один фильм, и тоже основан на реальных событиях. «Сделано в Америке» (“American Made”, directed by Doug Liman, 2017) с участием актёра Тома Круза (Tom Cruise). В фильме рассказывается о Барри Силе, выдающемся пилоте, который мог доставить всё, что угодно и куда угодно. Его пригласили к сотрудничеству деловые люди из наркокартеля. Много приключений, много денег. Их было настолько много, что большая часть доходов просто валялась вокруг дома Барри Сила, словно мусор, гнила на земле под дождём. Весёлое время не длилось долго.

     В фильме режиссёра Клинта Иствуда главного персонажа зовут Эрл Стоун, он преуспевающий фермер-садовод, выводит особую культуру цветка Лилейник (Daylily), много путешествует по стране, продаёт цветы, его все знают и уважают, дают награды. 2005 год для Эрла стал апогеем славы. На его ферму покупатели стремятся попасть как можно раньше, выстроиться в очередь и получить корзину с цветами. Однако всё это блаженство закончилось весьма быстро, ибо начала стремительно развиваться интернет-торговля. Люди выбирали фермеров, у которых был интернет-сайт, где можно оформить доставку. Так имя Эрла Стоуна постепенно исчезло с горизонта, ибо он такой человек, который далёк от технического прогресса.

     Через 12 лет он был нищим, никому не нужным стариком... Даже жена и дочь от него отворачивались. Суть конфликта не поясняется, но финансовое состояние сыграло не последнюю роль. В одном из диалогов между мужем и женой, которые уж давно не жили вместе, промелькнуло, в качестве оправдания, что Эрл делал всё, чтобы поддержать и развить бизнес, тратил множество времени на поездки по стране. Эти усилия не были восприняты, как забота о семье. Какой смысл в этих поездках, если не было дохода? Только внучка по имени Джинни ещё хранила любовь к дедушке. Тут как раз свадьба намечается, дедушка обещал всё оплатить. Нет, не сможет. Ничего не осталось, кроме старенького грузовичка.

     Здесь на смотринах к нему подошёл один из ловких мальчиков, и сказал, что случайно услышал, что у Эрла отличный послужной список как водителя, десятки лет и ни одного правонарушения. Его друзья заинтересованы в таких водителях. Если он согласен немного поработать, то нужно приехать на автозаправку, взять груз и отвезти в назначенное место, за это получит хорошее вознаграждение. Эрл согласился, ибо деньги нужны хотя бы на оплату еды и бензина.

     Встретился с тремя мрачными и дерзкими парнями. Хотели устроить тайник в его автомобиле, но Эрл отказался что-либо резать или ломать, сказал, чтобы бросили сумку в кузов, и не беспокоились, всё будет в сохранности. Технология такая: нужно отвезти сумку до определённого мотеля, оставить грузовик с ключами на один час, через час Эрл сможет забрать грузовик и деньги. Почему бы и нет? Так стал "мулом", что на слэнге обозначает человека, который только перевозит наркотики, не планируя их продавать. Он не знал, что лежит в сумке, но весьма удивился, когда получил так много денег.

     Этих денег хватило, чтобы оплатить свадьбу для дочери. Эрлу понравилось ощущение радости. Вернул уважение в семье. И захотел ещё. Для второй поездки обзавёлся комфортным автомобилем, чем рассмешил своих кураторов, мол, деньги меняют жизнь человека к лучшему. Прибыль от второй поездки помогла решить проблему с кредитами, выкупил свой дом у банка.

     Когда есть деньги, то можно решить много проблем. Эрл увидел, что у общества ветеранов корейской войны, к которому принадлежал и он, тоже есть проблемы с оплатой кредитов. Это стало причиной для третьей поездки. На каждом этапе объём перевозимых грузов увеличивался, соответственно, и доходы росли. Во время третьей поездки Эрл узнал, что возит наркотики. Но не остановился. Начал защищать своё дело. Были и встречи с полицейским патрулём. Мудрый Эрл легко избегал каких-либо дотошных проверок. Большой опыт дорожных приключений пригодился.

     Способностью быстро решать проблемы с полицией завоевал уважение среди гангстеров, которые постоянно наблюдали за его перемещениями: "у нас везде глаза". Слава о нём дошла и до босса наркокартеля по имени Латон. И он вознамерился усилить меры контроля и безопасности не только грузов, но и самого водителя, а потому послал в качестве куратора своего доверенного боевика по имени Хулио Гутиерес.

     Появление Хулио внесло немного строгости в размеренную жизнь Эрла, он начал осознавать, что имеет дело с весьма дикими людьми. Но что ему терять? Продолжал свою миссиию, стараясь максимально извлечь из этого прибыль, как для себя, для своей семьи, так и для друзей. Побывал в гостях и у Латона, где насладился девушками...

     В то же самое время, когда Эрл начал свою деятельность, в регион приехал спецагент Колин Бэйтс, его перевели из Чикаго, как весьма умелого, способного к раскрытию сложных преступлений. Здесь руководитель отдела по борьбе с наркотиками Уоррен Льюис дал ему полную свободу действий, мол, нужны аресты, нужны результаты, это незамедлит сказаться и на карьере агента. Ему в напарники дали Тревино, и вместе они достаточно быстро вышли на одного гангстера, причастного к распространению наркотиков. Можно было его арестовать и отправить в тюрьму, обвинений много, но решили сделать информатором, его звали Льюис Роча. Однажды он рассказал агентам о том, что существует целая сеть по перевозке наркотиков, используются мотели, как точки для распределения потоков. Ещё рассказал и о том, что среди гангстеров сейчас ходит легенда об одном курьере, который доставляет за один раз более ста килограмм наркотиков, а недавно так вообще более двухсот. Колин Бэйтс усмехнулся, и сказал, что вся его организация за месяц в одном городе изымает в лучшем случае около 5 кг, а тут сразу сто и за одну поездку...

     В наркокартеле перемены. К власти пришёл грубый и жестокий Густаво, пристрелил мягкого характером Латона. Густаво решил установить весьма жёсткие условия к своим курьерам. За опоздание - смертная казнь. Послал к Эрлу самых настоящих головорезов, которые наглядно продемонстрировали, что будет, если он ослушается установленного приказа, не доставит груз в точно указанное время. Сие Эрлу не понравилось, но решил подчиниться, ибо подумал, что такие ребята убьют не только его, но и до семьи доберутся.

     Кольцо событий вокруг Эрла стало сжиматься. Льюис Роча не знал имени ловкого курьера, только краткое описание, дорогу, по которой поедет, мотель, где остановится, время. Колин Бэйтс устроил настоящую охоту, но Эрл ускользнул от него, помогло маленькое чудо. Однако не обошлось без знакомства, Эрл преподал Колину небольшой урок старческой мудрости, что карьера это ещё не всё, что нужно человеку, семья намного важнее.

     И вот, двенадцатая поездка. Автомобиль Эрла загрузили по полной, на 305 кг кокаина. И отправили по маршруту. Всё строго по расписанию. Но Эрлу пришлось остановиться. Ибо получил известие от внучки, что его жену выписали из больницы домой умирать. Последние дни. Не приедешь, не застанешь. Эрл свернул с дороги, и прибыл домой. И остался на неделю около умирающей жены. Ещё и на похороны сходил.

     В это время Густаво потребовал найти курьера и убить его за опоздание. Колин Бэйтс получил от Уоррена разрешение на реализацию плана. Они тоже искали этого удачливого курьера. И поняли, как найти. Нужно следить за боевиками из наркокартеля, слушать их переговоры по мобильным телефонам, следить, куда едут. Ибо они ищут своего курьера, и обязательно найдут, и тогда Колин Бэйтс накроет их всех одним ударом.

     Так и получилось. Невольно боевики указали на своего курьера агентам из DEA, осталось только задержать. Красивая операция по остановке Эрла Стоуна. После смерти жены он утратил какую-либо тягу к жизни и приключениям, готов был и умереть от пули боевиков, и сдаться полиции. Без разницы. Суд был коротким. Адвокат пыталась склонить судью к принятию решения в пользу Эрла, но он прекратил процесс, признавшись во всех грехах. Здесь не сказали, сколько ему определили сидеть в тюрьме. Из реальной истории известно, что приговор был на три года, из которых Лео Шарп отсидели один год, и был отпущен. В финале покажут, как Эрл выращивает цветы на тюремном дворе. Теперь не для продажи, только для красоты.

     Длительность фильма 1 час 56 мин 27 сек.

     В РОЛЯХ:
     "Эрл Стоун" - Клинт Иствуд (Clint Eastwood)
     "Айрис, дочь Эрла, мать Джинни" - Элисон Иствуд (Alison Eastwood)
     "Джинни, внучка Эрла" - Таисса Фармига (Taissa Farmiga)
     "Колин Бэйтс" - Брэдли Купер (Bradley Cooper)
     "Тревино, напарник Бэйтса" - Майкл Пенья (Michael Peña)
     "Уоррен Льюис, шеф Бэйтса" - Лоренс Фишбёрн (Laurence Fishburne)
     "Хулио Гутиерес, куратор из наркокартеля" - Игнасио Серричио (Ignacio Serricchio)
     "Латон, босс наркокартеля" - Энди Гарсиа (Andy Garcia)
     "Роб" - Ноэль Гульеми (Noel Gugliemi)
     "Льюис Роча, информатор DEA" - Юджин Кордеро (Eugene Cordero)
     "Густаво, новый босс наркокартеля" - Клифтон Коллинз мл. (Clifton Collins Jr.).

     Моя оценка фильму +4 балла (из 10). таблицу рейтинга смотреть здесь